Как проверить магнитный пускатель на работоспособность

Обслуживание и ремонт магнитных пускателей

Магнитные пускатели, как это следует из названия, задумывались как коммутационное устройство для пуска электродвигателей. Поэтому и количество силовых полюсов у этих аппаратов почти всегда равно трем – по числу фаз сети. Пускатели зачастую комплектуются тепловыми реле перегрузки и корпусом с кнопками «пуск» и «стоп».

Но пускатель получился очень удобной и функциональной вещью. Широкий спектр номинальных токов, малые габариты и возможность автономной установки вне всякого распредустройства или щита привели к тому, что магнитные пускатели стали широко применять в быту для включения в сеть различных мощных электроприемников, например, нагревательных котлов.

Как и любое другое электротехническое устройство, магнитный пускатель периодически тоже нуждается в ремонте и техническом обслуживании.

Как устроен магнитный пускатель?

В общем случае, это, как минимум, катушка из тонкого провода в лаковой изоляции, размещенная в одном пластиковом корпусе с контактами. Контакты, как это водится, делятся на подвижные, соединенные механически с подпружиненным сердечником катушки, и неподвижные, стационарно размещенные в верхней части корпуса.

При этом для пускателей, рассчитанных на ток от 20 ампер можно явно различить силовые пары контактов в количестве три пары, и пары контактов вспомогательных цепей управления, рассчитанных на слабые токи. Количество слаботочных контактов практически неограниченно, тем более, что для многих пускателей возможно приобрести дополнительные контактные приставки, позволяющие собирать на пускателях очень сложные схемы.

Подобная конструкция обеспечивает пускателю не особенно высокую степень защиты от внешних воздействий – на уровне IP00-IP30. При необходимости добиться большей степени защиты придется воспользоваться пускателями в дополнительном защитном кожухе, зачастую оборудованном собственными кнопками для пуска, останова и возврата теплового реле при наличии такового.

Рис. 1. Устройство магнитного пускателя ПМЛ:

1 — основание из термостойкой пластмассы, 2 — неподвижная часть магнитопровода, 3 — подвижная часть магнитопровода, 4 — электромагнитная катушка управления, 5 — контактные зажимы, 6 — металлическая платформа (для пускателей номиналом свыше 25 А) 7 — траверса с подвижными контактами, 8 — крепежный винт, 9 — возвратная пружина, 10 — алюминиевые кольца, 11 — неподвижный контакт, 12 — зажим с насечкой для фиксации проводников.

Программа технического обслуживания магнитных пускателей проста и включает в себя следующие пункты:

1. Внешний осмотр на предмет повреждений и сколов корпуса, а также удаление загрязнений (причем не только с поверхности корпуса, но и с поверхности сердечника электромагнита). Сколы и повреждения корпуса возникают не только вследствие ударов и падений, но и по причине длительного воздействия вибраций, обусловленных работой изношенной сети переменного тока и браком в монтаже пускателя, а также его собственными дефектами.

Если повреждения корпуса привели к тому, что пускатель невозможно надежно закрепить, или его контакты не могут свободно замыкаться/размыкаться, то иного выхода, чем замена корпуса или пускателя, просто не остается.

Отдельное внимание следует уделить проверке наличия всех деталей и частей пускателя. Например, подвижная контактная пластина вместе со своей поджимающей пружинкой может запросто «потеряться» — потребуется новая.

2. Ревизия механической части. Проверке подвергается рабочая пружина, обеспечивающая разрыв контактов. Она должна быть достаточно жесткой, витки не должны сблизиться. Проверяется ход якоря пускателя относительно корпуса: необходимо, чтобы отсутствовали всякие заклинивания и затруднения при движении.

Проверка хода осуществляется замыканием контактов «от руки». При наличии механических заклиниваний можно прибегнуть к смазке или шлифовке трущихся частей.

3. Зачистка контактов – мера, от которой лучше воздержаться при проведении технического обслуживания исправных магнитных пускателей.

Высокопроводящий слой подвижных и неподвижных контактов относительно тонок, поэтому, если при каждом обслуживании тереть по нему надфилем, то пускатель очень скоро выйдет из строя. Напильничек потребуется лишь в том случае, если на контактах имеются явные следы нагара или оплавления. А наждачная бумага для зачистки контактов исключается категорически.

При замыкании все контакты пускателя должны прилегать друг другу плотно по всей поверхности, без смещений и наклонов, наличие которых говорит о необходимости регулировки механической части.

4. Если пускатель содержит в составе корпуса металлические детали, или находится в металлическом кожухе, то необходимо убедиться в отсутствии цепи между этими частями, подлежащими заземлению, и силовыми контактами. Для всех пускателей в целом необходимо проверить отсутствие замыканий между отдельными силовыми полюсами. На бытовом уровне для этих целей достаточно воспользоваться обычным мультиметром. На производстве используется мегомметр, а сопротивление изоляции нормируется – не менее 0,5 Мом.

5. Тщательному осмотру подвергается катушка пускателя. Трещины на каркасе, повреждения, нагар и оплавление изоляции – все это верные признаки существенных проблем. Катушку с такими признаками лучше заменить.

Конечно, обычно определить межвитковое короткое замыкание в катушке можно только в процессе эксплуатации по косвенным признакам, таким как повышенный гул при работе пускателя. Тем не менее, если систематически проверять активное сопротивление провода катушки, можно заметить существенное и резкое его уменьшение. Этот признак достаточно красноречиво говорит о неисправности катушки, которую теоретически можно перемотать, а на практике проще заменить.

6. Однако повышенный гул при работе пускателя может быть вызван и некоторыми другими причинами помимо дефектов самой катушки. Например, может возникнуть перекос при ее установке, возможен недостаточный уровень напряжения в сети, бывает подобрана слишком сильная возвратная пружина.

Все эти факторы приводят к тому, что якорь при замыкании недостаточно плотно прилегает к сердечнику. Следствием будет больший ток катушки из-за меньшего ее индуктивного сопротивления (отсюда и гул), а также подгорание силовых контактов.

Проверить плотность прилегания поверхностей магнитопроводов сердечника и якоря можно при помощи обыкновенного тонкого чистого листка бумаги, прокладываемого между этими деталями. Соприкасаться должно не менее 70 процентов поверхности – тогда контакт будет надежным.

7. При наличии теплового реле перегрузки должна проверяться его уставка. На промышленных предприятиях это делают с помощью специальных испытательных стендов. К сожалению, на бытовом уровне прогрузить и проверить реле практически невозможно. Для этого можно сдать реле в специальную лабораторию, или, в крайнем случае, испытать его при помощи известной нагрузки большего номинала.

Ремонт магнитного пускателя производится по результатам технического обслуживания и сводится, обычно, к замене деталей и узлов, не подлежащих восстановлению и регулировке. Таковыми запчастями могут быть: катушка, отдельные контакты и даже контактная группа в целом, детали корпуса, пружины, винты и зажимные пластины.

Обслуживание магнитного пускателя

Для коммутации электрических приборов низковольтной аппаратуры применяются устройства, которые получили название магнитный пускатель или контактор.

Назначение устройства

С помощью таких приборов осуществляют:

  • Включение или отключение электродвигателей механических приводов в промышленном оборудовании;
  • Управление системой наружного освещения населенных пунктов и подсветкой исторических и промышленных объектов;
  • При использовании электрического отопления производится подключение и отключение ТЭНов нагревательных приборов;
  • С их помощью производят коммутацию электродвигателей и других пусковых органов в цепях автоматики;
  • Также средства коммутации широко применяются в бытовой аппаратуре.

Такие приборы выпускаются на однофазный или трехфазный пускатель.

Выбор прибора

Как правило, выбор магнитного пускателя осуществляется на этапе проектирования оборудования. Иногда возникает вопрос, как выбрать магнитный пускатель в процессе ремонта.

Для этого руководствуются следующими правилами:

  • Прежде всего, рассматриваются технические характеристики и конструктивные особенности;
  • Подбирают прибор на соответствующее напряжение цепи питания. В большинстве случаев это напряжение 220/380 вольт. Реже коммутируемая сеть имеет напряжение 380/660 вольт;
  • При выборе аппарата рассматривают номинальный рабочий ток коммутируемого механизма. Они выпускаются на различные токи коммутации от 6,3А до 250А;
  • Затем обращают внимание на параметр механической износостойкости. Он показывает, сколько циклов срабатывания может выдержать прибор без ремонта;
  • Учитывают количество полюсов коммутации;
  • На какое напряжение рассчитаны катушки магнитных пускателей. Они выпускаются на питающее напряжение от 9 до 380 вольт;
  • Часто контакторы имеют вспомогательные или дополнительные контакты. Они используются в схемах автоматики и сигнализации;
  • Промышленность освоила выпуск специальных приборов, которые могут осуществлять реверсивное включение двигателей. Такие приборы в одном корпусе имеют два контактора;
  • Когда осуществляют выбор магнитного пускателя, обращают внимание на наличие теплового реле защиты.

При самостоятельном подключении оборудования выбор пускателя производят по мощности двигателя.

Для этого существует рекомендация подбора. Согласно которой Iном принимается как мощность электромотора, умноженная на два.

Исходя из полученного значения, выбор мотора производят таким образом, чтобы номинальный рабочий ток трехфазного двигателя был меньше тока магнитного пускателя.

То есть расчетные данные должны быть меньше значений подобранного контактора. По умолчанию при расчете принимается, что контактор способен выдерживать пусковые токи, они многократно превышают рабочие токи.

Так, для подключения двигателя мощностью 3,7 Квт рабочий ток составит 3,7*2=7,4 А. Для подключения асинхронного двигателя такой мощности, достаточно выбрать магнитный пускатель с рабочим током 10 А.

Для точного подбора устройства существуют математические формулы. Которые позволяют точно рассчитать параметры контактора.

Эта формула справедлива для выбора устройства на 3-х фазное напряжение. Коэффициенты η принимают значение 0,87, и cosφ= 0,88.

Рассчитывают пусковой ток по формуле:

Iпуск.=k*Iном., где к-коэффициент кратности тока. Он имеет значение 7-8, в зависимости от мощности двигателя.

Для окончательного выбора необходимо вычислить ударный ток короткого замыкания в момент пуска. Его определяют по формуле:

После проведенных расчетов необходимо выбрать магнитный пускатель из модельного ряда, выбираем как для двигателя, так и для другой аппаратуры. После того как осуществили выбор магнитного пускателя по току в таблице модельного ряда, пускатель монтируют на дин рейку и собирают схему.

Читайте также:  Как выбрать кабель для сварочного аппарата и каким должно быть сечение

Далее подключают к исполнительным механизмам (электродвигатель и т. п.). Схема собрана и готова к работе.

Симптомы неисправности устройства

Как и все механизмы в процессе работы происходит отказ оборудования. Неисправности характеризуются следующими симптомами:

  • При включении слышно сильное гудение пускателя. Что может привести к выходу катушки контактора из строя. Нормально работающее устройство издает еле слышное гудение;
  • Включение главных контактов происходит не равномерно. И как следствие контакты подгорают, а при потере фазы может отказать и электродвигатель;
  • В реверсивных устройствах отсутствует реверс;
  • Якорь прилипает к сердечнику;
  • Отсутствует самоблокировка.

Ремонт прибора

Для того чтобы произвести ремонт магнитного пускателя, необходимо не только знать симптомы, но и методы ремонта. При неравномерном включении контактов производят затяжку хомутика контактов.

При необходимости зачищают контакты от окислов и налипшего металла. При сильном гудении производят регулировку магнитных пускателей. Затягивают винты, крепящие якорь и сердечник. Проверяют состояние короткозамкнутого витка.

Его повреждение характеризуется звоном и дребезгом магнитного пускателя, когда он работает. Проверяют прилегание обеих половин сердечника. В случае неполного прилегания (менее 70%) производят ремонт магнитного пускателя для восстановления поверхности прилегания.

Для этого зажимают копировальную бумагу между сердечниками. Если поверхность недостаточна, производят притирку сердечников. Таким образом, устраняется гудение магнитного пускателя, а наличие зазора объясняет, почему гудит контактор.

Восстановление реверса осуществляют подгонкой механических тяг. Причиной залипания якоря и сердечника может быть недостаточность или отсутствие диэлектрической прокладки.

Проверяют толщину или наличие прокладки, а также воздушный зазор.

Если отсутствует самоблокировка, производят регулировку блок — контактов. Когда этого сделать невозможно, контакты меняют.

Для того чтобы убедиться в исправности устройства необходимо знать как проверить работоспособность магнитного пускателя.

Проверка работоспособности и обслуживание

Для этого необходимо произвести внешний осмотр прибора. Обращают внимание на состояние катушки. Она не должна иметь видимых потемнений и повреждений.

Контактная группа не должна иметь перекосов, а замыкание контактов происходит одновременно.
Измеряют напряжение срабатывания и отключения устройства. Прибор должен срабатывать при постепенном поднятии напряжение от 0 до 0,85Uном. А отключаться при понижении напряжения до 0,45Uном.

Для того чтобы коммутирующее устройство работало продолжительное время необходимо во время эксплуатации проводить обслуживание устройства.

Для этого проверяют состояние соединений. Очищают прибор от пыли. Контролируют состояние коммутирующих контактов. Производят ревизию металлических деталей устройства.

Особое внимание обращают на состояние пружины. Она должна быть довольно жесткой. Витки распределены равномерно по всей длине. Якорь не должен заедать и перекашиваться.

При наличии механических неисправностей, производят смазывание или шлифуют детали. Если устройство оборудовано тепловым реле, работоспособность его проверяют на специальном стенде в лабораторных условиях.

В домашних условиях эту проверку осуществить невозможно. При обнаружении неисправности производят ремонт или замену устройства на исправное.

Как проверить катушку пускателя без сложного оборудования

Магнитный эмиттер (МП) – непростое перестановочное устройство, которое намного легче и в разы быстрее восстановить, чем заменить на новое оборудование. Из этой статьи читатель узнает, как проверить катушку пускателя своими силами.

Как проверить пускатель и его составляющие

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Магнитный пускатель состоит из катушки (важнейшая его часть), сердечника (неподвижный элемент) и якоря (подвижный элемент). Кроме того, как и в любом механизме электросистемы, в пускателе имеются контакты.

Контакты

Итак, в любом электрооборудовании первично выходят из строя подвижные компоненты. В МП такими составляющими становятся контакты. Сажа, окалины и отложения – бесспорно, собираются на поверхностях контактов, вызывают искрение и другие проблемы. Возникают они не только по причине влажности окружающей среды, но и из-за протекания различных электрохимических процессов.

Чтобы осуществить проверку бобины пускателя, вначале рекомендуется осмотреть контакты, очистить их от накопившегося нагара и грязи. Использовать для этого можно напильник или наждачную бумагу, но при этом нужно проводить процедуру очистки аккуратно, чтобы не оставить царапин на контактах.

Следующий этап – регулировка контактов. Нужно с помощью тонких пластиковых лент и динамического измерителя выставить правильный зазор, прижим контактов. Пластиковые полоски в данном случае будут имитировать контакт. Динамометр же – выполняет функцию измерителя усилия – как только дойдёт до 700 гр, пластина вынимается.

К распространённым неисправностям пускателя принято относить:

  • Возникновение слоя коррозии в местах соединения подвижной части пускателя с неподвижной;
  • Трескание короткозамкнутого (КРТЗ) витка;
  • Неправильное взаимоположение якоря и сердечника;
  • Чрезмерное натяжение контактов и т.д.

Как и говорилось выше, контакты и их повреждения относятся к отдельному виду неисправностей. Их принято делить на следующие:

  1. Возникновение загрязнений различного свойства, которые устраняются протиркой бензином или спиртом. Если отложения выпуклые и твёрдые, то зачищаются они напильником.
  2. Эрозия контактов, когда они частично или на 70 процентов разрушаются. В этом случае помогает только замена на новые элементы.
  3. Выходят из строя пружины контактов. Это тоже не «лечится» ремонтом. Нужно заменить контакты.

Катушка или бобина

Первым делом катушка пускателя осматривается на наличие трещин. При обнаружении нужно взять немного холодной сварки и заполнить пространство с помощью тонкого и маленького шпателя. Рекомендуется усилить изоляцию, приклеив поверх холодной сварки ещё и медицинский пластырь.

Если в катушке обнаруживается МКЗ (межвитковое замыкание), то нужно удалить витки до места замыкания. Делается это просто методом отматывания проводки. Заметить место замыкания можно по повреждённой финифти на витке. Кабель разрезается вблизи повреждения, зачищается и спаивается.

Проводка

Замыкание, которое возникает при загрязнении контактов, может вызвать дугу. Она же вполне легко может перенестись на магнитопровод. К загрязнениям приплюсовывается коррозия. Чтобы очистить поверхность магнитопровода, нужно взять ветошь, увлажнить её бензином или ацетоном, и хорошенько очистить от загрязнений. Большие слой коррозии устраняются наждачной бумагой – зашлифовываются.

Существуют и другие сложности в работе пускателя:

  • Повреждение КРТЗ витков;
  • Ослабление винтовых креплений, фиксирующих пару якорь-сердечник.

КРТЗ витки – обязательная составляющая неподвижной части пускателя, они расположены на концах сердечника. Бывают изготовлены из мягкого металла. Для КРТЗ витков предусматриваются особого типа пазы, в которых они и размещаются. Кроме того, витки способны портиться ещё и внутри катушки, собственно намагничивающей сердечник.

Понятно, что устранить проблемы с фиксаторами можно путём затягивания слабых креплений. А насчёт КРТЗ витков, то поможет только замена.

Подробнее про различные неисправности пускателя и катушки в таблице

Тип неисправностиПричинаУстранение
Нет напряжения на выходеПодвижные контакты не касаются неподвижных из-за загрязнения или порчиРазобрать устройство, проверить контакты
Пускатель не срабатываетЗаклинивание внутреннего механизма из-за загрязнения или порчиПроверить и устранить заклин, почистить устройство
Обгорание зажимов присоединения проводов у пускателейСлабая фиксация сердечникаЗамена пускателя или съёмной части, проверка контактов у новых устройств
Перегрев или окисление зажимов присоединения проводовСлабая фиксация зажимовРазобрать крепления, зачистить и собрать заново
Пускатель не включается (нет напряжения на катушке)Обрыв цепи или что-то другоеПроверить цепь управления
Пускатель не включается (есть напряжение на катушке)Слабое нажатие в зажимах или на контактахОтрегулировать контакты, затянуть зажимы
Пускатель не включается (есть напряжение на катушке)Пускатель заклинен при замерзании влаги в зазорахРазобрать пускатель и собрать

Как функционирует пускатель

Принцип функционирования пускателя несложен. Чтобы задействовать пускатель, нужно для начала подать напряжение на катушку устройства. При включении она будет потреблять незначительный вольтаж в пределах 10-80 Вт.

После того, как катушка включится, она воздействует на неподвижную часть пускателя, намагничивает его. Это способствует движению якоря, который замыкает контакты. В результате этого замыкается цепь, и напряжение идёт по всей цепи.

Чтобы отключить устройство, достаточно обесточить катушку. Если на неё не будет поступать ток, то подвижная часть механизма возвратится назад, контакты разомкнутся.

Для защиты катушки и всего пускателя от перегрузок и различных внештатных ситуаций, между устройством и двигателем принято устанавливать реле. Однако если это будет тепловое реле, то от КЗ оно защитить пускатель не сможет.

По сути, пускатель – это модифицированный контактор с широким набором различных функций. Он позволяет не только задействовать генератор или другой электродвигатель, но и осуществлять реверс, защищать мотор от перегрузок, поддерживать работу цепей управления и т.д.

Что касается катушки устройства, то она может иметь конструкцию разного типа. Всё зависит от напряжения и силы тока.

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Как проверить магнитный пускатель на работоспособность

Основные неисправности магнитных пускателей
1. Признак неисправности:
«Упрямый козел»
Пускатель не включается
Причина.
а) Нет питания на зажимах верхних контактов, отсутствие «нуля» на корпусе.
Способ устранения.
Проверить питание на зажимах контактов. При отсутствии напряжения, подать питание на контакты. Напряжение должно быть как между контактами, так и относительно корпуса. Если нет напряжения между корпусом, а между фазами присутствует, значит, нет «нуля». Проверить нулевой провод на корпусе.
б) Сработало тепловое реле или неисправны его контакты.
Определить причину срабатывания теплового реле, устранить ее, взвести контакты теплового реле в рабочее положение (после остывания тепловых элементов). Если пускатель не включается, проверить состояние контактов. В случае подгорания последних, зачистить или заменить.

в) Обрыв в цепи управления катушкой
Прозвонить кнопки, катушку, контакты теплового реле и провода, подходящие к ним (стоповая кнопка должна прозваниваться, пусковая прозванивается при нажатии на нее, контакты теплового реле прозваниваются в рабочем положении, выводы катушки должны прозваниваться)), а также проверить правильность соединения схемы: все элементы схемы кроме блок-контактов должны соединяться последовательно, блок-контакты параллельно пусковой кнопке.
При необходимости заменить неисправные кнопки, катушку, контакты теплового реле или само реле, провода.

г) Провода стоповой кнопки подключены к нормально разомкнутым контактам (рис. 2): при одновременном нажатии на пусковую и стоповую кнопку, пускатель включается, при отпускании пусковой кнопки, пускатель работает, при отпускании стоповой кнопки, пускатель отключается.
Проверить, к какой группе контактов подключены провода на стоповой кнопке (см. рис. 1). Контакты должны быть нормально замкнутыми. В противном случае переподсоединить провода на нормально замкнутые, в отсутствии последних, заменить кнопку.

д) Перепутаны провода кнопок (рис. 3).
Прозвонить блок-контакты и между стоповым и средним проводом кнопок. В случае электрической связи между блок-контактами, а связь между проводом стоповой кнопкой и средним проводом кнопок отсутствует, означает, что кнопки перепутаны. Поменять провода пусковой и стоповой кнопок (средний провод остается на месте) местами и вновь прозвонить цепь: блок-контакты не должны прозваниваться (при нажатии на пусковую кнопку, цепь замыкается), а между стоповым и средним проводом должна быть связь, при нажатии на стоповую цепь разрывается.

е) Обрыв перемычки между кнопками.
Прозвонить цепь между стоповой и пусковой кнопкой. При нажатии на пусковую кнопку цепь должна прозваниваться. Если нет цепи, значит обрыв связи между кнопками. Вскрыть кнопку и осмотреть перемычку. Восстановить контакт между кнопками.

При нажатии на пусковую кнопку, пускатель не включается, при нажатии на стоповую, пускатель включается и отключается.

3. «Хозяин, рядом!»
Пускатель включается, но не блокируется

а) Обрыв в цепи блок-контактов.
Прозвонить блок-контакты и провода, подходящие к ним
Зачистить или заменить блок-контакты, устранить обрыв проводов

б) Блок-контакты соединены параллельно стоповой кнопке (рис. 3).
При включении пусковой кнопки, пускатель включается, удерживая кнопку и нажимая на стоповую, пускатель не отключается. При отпускании пусковой кнопки, пускатель не работает.
Проверить соединение блок-контактов.
Посадить провода блок-контактов на пусковую кнопку. Если схема собрана согласно рис.4, то провод, соединяющий блок-контакт со стоповой кнопкой отсоединить и соединить с пусковым проводом и катушкой (рис. 1).

4. «Сам себе режиссер»
Пускатель самостоятельно повторно включается и отключается. При нажатии на стоповую кнопку, пускатель отключается, при ее отпускании, все повторяется вновь.
Провода блок-контактов подключены на нормально замкнутые контакты (см. рис. 5).
Проверить, на какие контакты подключены провода блок-контактов.
Установить провода на нормально открытые контакты.

5. «Брызги шампанского».

а) При нажатии на пусковую кнопку происходит короткое замыкание
Контакты пусковой кнопки или (и) блок-контакты включены параллельно катушке (например, как на рис. 6).
Проверить, чтобы параллельно катушке ничего не было подсоединено.
Несмотря на радостное название, ничего хорошего Вам не принесет. Ваше счастье, если автомат быстро сработает (например, АП-50), тогда остается подсоединить цепь управления согласно схемы (рис. 1).

б) Короткое замыкание на нагрузке или в кабеле нагрузке или замыкание между силовыми контактами пускателя.
Отсоединить кабель нагрузки (двигателя). Проверить, нет ли замыкания между нижними контактами. При наличии к. з., осмотреть контакты и корпус крепления контактов. В случае токопроводящих дорожек, прочистить или заменить корпус.
Если контакты «чистые», отсоединить кабель от двигателя и прозвонить кабель и двигатель, найти замыкание и устранить неисправность.

6. «Иду на взлет»
Пускатель гудит, контакты искрят.

а) Катушка подключена на низкое напряжение.
Проверить напряжение в цепи катушки.
Если катушка, рассчитанная на 380 В, подключена на 220, второй провод отсоединить от «нуля» и подключить к другой фазе. В, общем, подать на цепь управления, напряжение, соответствующее напряжению катушки.

б) Загрязнились соприкасающиеся части магнитопровода, плотность прилегания частей недостаточно.
Проверить состояние чистоты соприкасающихся частей магнитопровода.
Почистить «железо». Если пускатель все равно гудит, проверить плотность прилегания соприкасающихся частей с помощью копировальной бумаги. Площадь прилегания должна составлять не менее 70% от площади соприкосновения. В противном случае поверхности отшабрить.

в) Нарушены ампер-витки на ярме (неподвижная часть магнитопровода).
Проверить целостность ампер-витков. В случае нарушения произвести ремонт или заменить ярмо.

г) Витковые замыкания в катушке.
Проверить катушку на витковые замыкания.
Заменить катушку.

7. «Курильская сопка»
Катушка греется, дымится, перегорает.

а) На катушку подается завышенное напряжение.
Проверить напряжение на катушке.
Подать напряжение на катушку, соответствующее расчетному катушки.
б) Повреждены, неправильно установлены или отсутствуют возвратные пружины, на контакторах сильно затянуты пружины.
Проверить состояние и установку пружин, ослабить пружину.

в) Витковые замыкания в катушке.
Проверить катушку на витковые замыкания или заменить катушку.
Заменить катушку

8. «Вечный двигатель – Perpetuum Mobile»
При нажатии на стоповую кнопку, нагрузка (двигатель) не отключается

а) Залипание силовых контактов.
Проверить ход подвижных контактов.
Рассоединить контакты и зачистить, при необходимости заменить.

б) Повреждены, неправильно установлены или отсутствуют возвратные пружины.
Проверить состояние и установку пружин.
Установить правильно пружины, при необходимости заменить.

в) Параллельно стоповой (и пусковой) кнопке подключены блок-контакты, контакты теплового реле, еще какая-либо замкнутая связь.
Проверить схему подключения стоповой кнопки (см. рис.1). Если при разъединении контактов теплового реле пускатель отключается, то схема может быть собрана по рис. 7. Провод блок-контакта переподсоединить с вывода стоповой кнопки на средний провод. Средний провод – провод, соединяющий пусковую и стоповую кнопки.
Параллельно стоповой кнопке ничего не должно быть подключено, сама стоповая кнопка включается в разрыв в цепь с катушкой.

г) Неисправны стоповая или (и) пусковая кнопки.
Прозвонить стоповую кнопку. При нажатии на кнопку, цепь должна разрываться. При прозвонке пусковой кнопки цепь должна также быть разомкнута без нажатия на кнопку.
Если цепь не разрывается, отремонтировать или заменить кнопки.

9. «Впереди планеты всей»
При подаче напряжении на пускатель, двигатель сразу запускается без нажатия на пусковую кнопку

а) Провода пусковой кнопки подключены на нормально замкнутые контакты или неисправна кнопка.
Проверить, на какую группу контактов посажены провода, в случае неправильного подсоединения, подсоединить провода на нормально открытые.
Если провода к пусковой кнопке подсоединены верно, прозвонить кнопку. Если кнопка прозванивается без нажатия на нее, перебрать ее и отремонтировать либо заменить на исправную.
б) Параллельно пусковой кнопке подключены контакты теплового реле или другая замкнутая цепь.
Разомкнуть контакты теплового реле. Если при этом контакты пусковой кнопки не прозваниваются, отключить контакты теплового реле и подключить согласно схеме (рис. 1).

в) Параллельно пусковой кнопке включена стоповая кнопка (рис. 8). В случае замкнутой цепи между контактами исправной пусковой кнопки, нажать на стоповую. Если цепь пропадает, стоповую кнопку переставить согласно схеме (рис. 1).

11. «Полет шмеля»
Двигатель сильно гудит, не развивает оборотов, корпус двигателя сильно греется.
Двигатель работает на двух фазах.

а) На верхних контактах присутствуют не все фазы.
Проверить напряжение на контактах между как между корпусом, так и между собой. Если между корпусом есть напряжение на всех контактах, а между контактами не везде, значит присутствует одноименная фаза.
Проверить питание, идущее на пускатель.

б) На верхних контактах напряжение есть.
Отсоединить два провода, идущих к двигателю. Проверить напряжение на контактах и на проводах. Если на одном из контактов отсутствует напряжение, проверить состояние контактов: зачистить или заменить их.
Если на нижних контактах напряжение есть, а на выходе от одного из тепловых элементов отсутствует, данный тепловой элемент следует заменить.
Если нет напряжения на одном из проводов кабеля (провод, оставшийся соединенным с пускателем, должен быть под напряжением), значит нужно искать поиски в обрыве кабеля, или в двигателе.

12. Пускатель не отключается при перегреве двигателя.
а) Тепловые элементы не соответствуют номинальному току двигателя.
Подобрать элементы и откорректировать винтом точное срабатывание реле по току.
б) Пригорели контакты реле.
Проверить, рассоединяются ли контакты, а также их состояние. В случае залипания, попробовать рассоединить их и зачистить либо заменить.
в) Неисправно само тепловое реле.
Протестировать реле на стенде. В случае не срабатывания, отремонтировать или заменить на рабочее.

13. Пускатель работает нормально, двигатель не работает.
Проверить напряжение на входе и выходе пускателя, а также с теплового реле, предварительно отключив два провода кабеля двигателя. Если нет напряжения на верхних контактах, искать причину питания пускателя. Если нет на контактах, смотреть состояние контактов, при необходимости заменить. Если нет напряжения с тепловых элементов, осмотреть их крепеж, при необходимости заменить. Если нет напряжения на проводах кабеля, прозвонить кабель, предварительно отсоединив его от двигателя. Если кабель целый, прозвонить выводы двигателя.
PS
Еще один способ узнать какие провода идут с кнопок не вскрывая корпуса. Отсоединить все три кнопочные провода от пускателя и прозвонить между собой. тот провод, который не будет прозваниваться ни с одним из проводов будет пусковой. чтобы узнать, какой из оставшихся проводов стоповый, а какой общий, нужно нажать на обе кнопки. теперь, тот провод, который не будет прозваниваться ни с одним из проводов, будет стоповым, а провод, не прозванивающийся со стоповым, но имеющий связь с пусковым проводом, будет общим.

Ну вот пока и все. Надеюсь, моя статья пригодиться начинающим электромонтерам. Удачи вам в поиске причин и ремонте пусковой и другой аппаратуры. Пусть Ваше большее время проходит с пользой, а не на долгие поиски всевозможных причин неисправностей.

Поиск и устранение неисправностей пускорегулирующей аппаратуры электроприводов. Часть 2

Следующим шагом необходимо проверить следующий элемент пускорегулирующей аппаратуры — тепловое реле. Принцип работы теплового реле прост. Ток протекающий по проводнику совершает работу, в результате которой выделяется тепло.

В зависимости от сечения и материала проводника, а так же силы протекающего тока в нём проводник может нагреваться. При превышении определенного теплового значения, на которое настроено тепловое реле, биметаллическая пластина, установленная внутри теплового реле и по которой протекает ток, начинает изгибаться под воздействием тепла и происходит разрыв вспомогательных контактов.

На данном реле, после отключения напряжения питания и проверки его отсутствия, необходимо проверить:

качество болтовых соединений

наличие нагара на контактах, если нагар присутствует его необходимо убрать при помощи кусочка мелкой наждачной бумаги.

При помощи мультиметра прозваниваются вспомогательные контакты. Мультиметр в данном случае выставляется на измерение сопротивления, либо,если присутствует такая функция, на прозвонку, то есть при замыкании щупов между собой мультиметр будет издавать звук напоминающий пищание.

Один щуп присоединяется к одному вспомогательному контакту, второй щуп присоединяется ко второму вспомогательному контакту. Если не слышен «писк» или мультиметр не показывает какое либо малое сопротивление, то необходимо произвести восстановление реле кнопкой сброса, обычно она располагается на передней панели теплового реле (перед этим сработавшему реле следует дать остыть в течении пары минут, иначе реле может не восстановиться).

Но, если после произведенных мероприятий вспомогательные контакты теплового реле не прозваниваются, следовательно проблема в ней. Скорее всего реле пришло в негодность и её следует заменить на аналогичную. При установке теплового реле необходимо четко следить за выставляемыми параметрами. Они должны соответствовать номиналу потребителя, в данном случае электродвигателя.

По правилам тепловое реле должно срабатывать при протекании через него полуторократного номинального тока потребителя в течении 90 с. На передней панели тепловое реле обычно присутствует градуировка значений срабатывания реле и «клювик», которым необходимое значение выбирается. То есть, например, имеется электродвигатель номинальным током 2,5А, то на тепловом реле необходимо повернуть «клювик» на соответствующее значение.

Контактные соединения теплового реле чаще всего затягиваются отверткой. Отвертка для электромонтажных работ должна иметь обозначение о соответствующем работе классе изоляции. Так же должен быть изолирован стержень. Отвертку следует держать в руке прижатой торцом рукояти к середине ладони и плотно обхватив пальцами. При затягивании контактных соединений теплового реле рекомендуется проявлять осторожность и придерживать само реле свободной рукой. Чтобы не привести изделие в негодность.

После проверки теплового реле и убедившись в его работопригодности следующим шагом является переход к немаловажному элементу пускорегулирующей аппаратуры — кнопочному посту.

Кнопочный пост состоит из двух кнопок, нажатие на одну из которых запускает двигатель путем замыкания цепи питания катушки магнитного пускателя, после чего контактор магнитного пускателя замыкается и пропускает через себя ток на тепловое реле и далее на электродвигатель. Нажатие на вторую кнопку разрывает цепь питания катушки магнитного пускателя, что, соответственно, прекращает питание электродвигателя.

Сначала проверяется работоспособность кнопки «стоп». Для этого, убедившись, что напряжение питания схемы управления снято, снимается стопор с кнопки, если он был установлен. Кнопка «стоп» имеет нормальнозамкнутый контакт. То есть в нормальном состоянии, когда она не нажата, кнопка «стоп» замыкает цепь. Чтобы это проверить необходимо воспользоваться мультиметром.

Мультиметр выставляется на прозвонку либо на измерение сопротивления. Один щуп мультиметра присоединяеься к одному контакту кнопки, второй щуп — ко второму. Табло мультиметра должно показать очень малое сопротивление — сопротивление контактов кнопки.

Если контакт не прозванивается, посмотрите внимательно, правильно ли вы установили щупы мультиметра и шкалу измерения прибора. Если всё сделано правильно, а контакт всё равно не прозванивается, то это значит, что кнопка неисправна, и её следует заменить на аналогичную.

Все нижеследующие операции производятся при отключенном напряжении и выполненных мерах, препятствующих случайную подачу напряжения на пускорегулирующую аппаратуру.

При установке новой кнопки необходимо следить за правильным соединением контактов. Выяснив, что контакт кнопки «стоп» в нормальном состоянии прозванивается, то есть исправен, проверяем кнопку «стоп» на срабатывание. Если нет возможности соединить один из контактов кнопки и один из щупов так, чтобы создавался надежный контакт между ними и не было необходимости поддерживать их рукой, то целесообразно привлечь напарника, либо работника из числа электротехнического персонала, чтобы тот нажал кнопку «стоп».

При нажатии кнопки «стоп» табло мультиметра должно показать сопротивление близкое к бесконечности. Если этого не происходит делаем вывод, что кнопка «стоп» является неисправной и подлежит замене.

После проверки кнопочного поста следующий шаг — переход к проверке электромагнитного пускателя. Основной частью электромагнитного пускателя является его катушка. Она может быть рассчитана на напряжение питания 220В, либо 380В. Питание катушки магнитного пускателя берется с силовых контактов до пускателя.

Контакты катушки находятся на корпусе магнитного пускателя, один сверху, другой снизу. Либо оба сверху. Обычно за силовыми контактами. Для проверки целостности катушки её необходимо прозвонить, прозвонка осуществляется аналогично прозвонке кнопки, кабеля и т.д. Мультиметр должен показать сопротивление около 250Ом. В любом случае если катушка прозванивается, это значит, что она цела.

Далее переход к проверке силовых контактов пускателя. Для проведения данной проверки потребуется мультиметр. И отвертка. Так как придётся зажимать силовые контакты вручную. В идеале потребуется снять крышку контактора магнитного пускателя, чтобы проверить состояние контактов.

При необходимости заменить испорченные детали. Это могут быть и неподвижные группы контактов и лепестки контактов, которые шунтируют неподвижные контакты.

Чаще всего происходит обгорание рабочих зон контактов. В этом случае необходимо аккуратно очистить их от гари мелкой наждачкой. Но следует быть осторожным, чтобы не зачистить слишком много металла и не испортить плотность контакта. Прозвонка контактов контактора производится точно так же как прозвонка кнопок. При выключенном напряжении питания, с соблюдением техники безопасности при производстве работ.

Проводить прозвонку контактов удобнее вдвоем. Когда один зажимает рукой или отверткой подвижный контакт контактора и создаёт цепь с неподвижными, а второй поочередно прозванивает параллельные группы контактов. Прилегание контактов должно быть плотным, хождение подвижного контакта четким.

После проверки работоспособности контактора стоит обратить внимание на качество болтовых соединений силовых контактов. На присутствие нагара, который следует удалить и качество затяжки. Так же, при необходимости, проверяется качество крепления корпуса пускателя к сборке, щиту и т.д. (верно и для теплвого реле, кнопок, автоматического выключателя, всех крепящихся деталей схемы).

Обычно сбоку пускателя имеются еются блокконтакты. Очень важная вещь в работе схемы управления. Без них пускатель притягивался бы, и соответственно электродвигатель запускался в работу, только при нажатии кнопки «пуск». Грубо говоря после нажатия кнопки «пуск» блок контакты шунтируют её и для работы электродвигателя больше не нужно держать нажатой кнопку «пуск». Это называется самоподхват.

Стандартный блокконтакт имеет две пары контактов. Нормальнозамкнутые и нормальноразомкнутые. То есть замыкающиеся при срабатывании и размыкающиеся при срабатывании пускателя соответственно. Блокконтакты прозваниваются точно так же как и контактор магнитного пускателя. В нормальном положении (мультиметром проверяется наличие/отсутствие контакта) и при прижатом подвижном контакте, рабочем (прозванивается наличие/отсутствие контакта на нормальнозамкнутом и нормальноразомкнутом контактах соответственно).

При необходимости блокконтакты легко заменяются, они прикрепляются пластиковыми защелками к корпусу пускателя. После того, как были проверены все элементы стандартной пускорегулирующей аппаратуры (так же в неё могут входить реле времени, трансформаторы тока и т.д.) стоит проверить состояние проводников, соединяющих между собой элементы схемы.

Силовые проводники должны иметь чистую целую поверхность изоляции, не иметь признаков нагрева около наконечников. При видимых признаках нагрева есть смысл проверить температуру данного участка пирометром при работе работе электросхемы. Следует принять меры по устранению неисправности, когда температура участка превышает допустимую.

Температура выше 70 о С является поводом для замены или перепайки наконечника проводника. Это очень важный момент. На который стоит особо обращать внимание. Так как при перегорании одного из проводников (либо контакта контактора например) электродвигатель начинает работать в ненормальном для него режиме и может выйти из строя. А вместе с ним и элементы пускорегулирующей аппаратуры.

Проводники участвующие в передаче управляющих сигналов (тонкие) в следствии вибрации или каких либо еще факторов могут переломится. Перелом под изоляцией может быть незаметен как визуально, так и на ощупь. Поэтому рекомендуется прозвонить каждый отдельный проводник мультиметром и при необходимости заменить на рабочий.

Проводники питающие катушку пускателя могут переломиться в следствии вибрации при работе самого пускателя. Поэтому целесообразно использовать медные проводники, а лучше медные мягкие проводники. Более устойчивые к вибрации и разного рода изгибам.

Нормальную работу ревизированной или исправленной схемы управления электродвигателем целесообразно проверять на работоспособность при отключенной “силе“. То есть когда силовой кабель, идущий на электродвигатель откинут от пускорегулирующей аппаратуры. При этом, после подачи напряжения на схему, проверяется пуск/стоп с кнопочного поста, так сказать схема “отхлапывается“.

При пуске, после срабатывания магнитного пускателя, необходимо проверить наличие напряжения на силовых контактах после пускателя. Это действие производится индикатором напряжения, имеющим соответствующие пределы измеряемого напряжения, с соблюдением необходимых мер техники безопасности.

Так же стоит отметить, что пускорегулирующая аппаратура, питающий кабель и электродвигатель должны эксплуатироваться в среде, которой соответствует их исполнение. Элементы схемы управления, болтовые соединения контактов и открытые токоведущие части должны быть закрыты от воздействия внешней среды и случайного прикосновения к ним человека или животного. Рекомендуется производить смазку болтовых соединений солидолом.

Весь рабочий инструмент обязательно должен быть промышленного производства, не допускается применение самодельных ключей, отвёрток, ножей и т.д. во избежание получения травм и порчи аппаратов. Перед работой следует проверить состояние инструмента, он не должен иметь повреждения изоляции, рабочей части, конструкции.

Выполняя описанные действия с соблюдением необходимой техники безопасности работник может быстро найти и устранить практически любые неполадки в схеме управления электропривода насоса, вентилятора и т.д. Для наглядности и упрощения работы необходимо иметь на месте работы принципиальную схему электрооборудования.

Читайте также:  Подключение стабилизатора напряжения для дачи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...