Какие инструменты и программы нужны автоэлектрику?

Содержание

Самоучитель автоэлектрика. Составляем план

В практике работы в автосервисе часто встречаются ситуации, когда приходит молодой человек (только один раз пришла девушка), и просит устроить его на работу учеником автоэлектрика. Некоторые парни готовы работать без зарплаты, только чтобы получить опыт в качестве оплаты своего труда. Мы очень редко соглашаемся принять сотрудника без опыта работы. Во-первых, на СТО много дорогостоящего оборудования. Сотрудник без истории в трудовой представляет определенный риск. Во-вторых, неопытный помощник может натворить много бед. Есть много случаев воспламенения автомобилей по вине малообученных автоэлектриков.

Я обычно предлагаю желающим найти свое призвание в электроремонте автомобилей для начала пройти краткий курс самообучения, чтобы по приходу для трудоустройства иметь хотя бы начальные навыки работы с измерительными и ручными инструментами, автосканером, уметь читать электрические схемы, знать назначение основных устройств автомобиля, принцип работы двигателей внутреннего сгорания, других устройств автомобиля.

Для работы на СТО, даже в качестве подмастерья, очень желательно иметь права категории хотя бы В. Мастер без прав по закону не может даже загнать авто на пост. Поэтому перед тем как принять решение о самообразовании в области автоэлектрики, лучше закончить водительские курсы.

Что необходимо иметь перед тем, как начать обучение

1. Ноутбук или нетбук, работающий в операционной системе Windows. Дело в том, что большинство профессиональных сканеров подключаются к компьютерам. Сейчас есть много диагностических устройств, которые управляются при помощи android-устройств, но для справочных и прикладных программ типа AUTODATA (читайте тут) ноутбук все равно необходим, как и умение на нем работать (я думаю, сейчас это доступно каждому школьнику).

2. Мультиметр. Мультиметр вообще должен быть у каждого автовладельца. Не только мультиметр, но и умение на нем работать. Я посвятил на Буруме приемам работы с мультиметром целую статью. Можно поискать в интернете статьи похожей тематики. Не следует приобретать навороченный мультиметр. Достаточно самой простой модели с возможностью измерять постоянный ток до 10 Ампер. Даже опытные автоэлектрики регулярно выпаливают мультиметры, если случайно в режиме измерения тока подключаются контролировать напряжение. Сам регулярно (раз в год) выбрасываю по мультиметру. Слабое место китайских мультиметров – щупы, особенно зимой. Они отваливаются постоянно. Хорошие щупы стоят, как пять плохих мультиметров (больше тысячи рублей).

3. Паяльник, флюс, припой. Не помню, писал ли на Буруме про технологию пайки. Этому можно посвятить не одну статью. Если вы собираетесь заниматься автоэлектрикой профессионально, надо подумать о паяльной станции с феном. Научиться грамотно паять несложно. Надо взять пару поломанных электронных блоков, несколько проводов разного сечения, и паять-перепаивать.

4. Слесарный инструмент. Если кто думает, что автоэлектрик это свежая униформа и ноутбук с мультиметром, то заблуждается. Это замасленная одежда, слесарный инструмент и мат. Порой датчики находятся в самом неудобном месте, какое можно только придумать. Для того чтобы их снять и поставить новый иногда приходится разбирать полмашины. Никогда не забуду Geely, в которой для того чтобы заменить передний повторитель поворота, пришлось снимать крыло.

Отдельным абзацем расскажу об оборудовании места для самообучения. Большинство самообучающихся для этих целей выбирают гараж. С моей точки зрения лучше работы выполнять на улице, чем в неуютном, тесном, темном, вонючем гараже. Суровые российские условия не позволяют возиться с машиной на улице в холодное время года. Как подготовить гараж к самообучению:

  1. Прикрыть яму, чтобы не провалиться туда при обучении.
  2. Выкинуть осветительную лампу на 220 Вольт. Можно установить вместо нее мощную светодиодную лампу на 12 Вольт и подключить к бортовой сети авто. Только тогда можно быть уверенным в своей безопасности.
  3. Приобрести или попросить у соседа зарядное устройство.
  4. Одолжить рабочий или купить новый порошковый огнетушитель.

Вообще, вопросам техники безопасности необходимо уделять первостепенное значение. Хорошим тоном в среде автоэлектриков является требование пройти инструктаж по ТБ перед началом работ.

Составление плана самообучения

Итак, все готово к самообучению. Пора переходить к самому процессу. Чтобы он не происходил хаотично, надо разработать план. Для чего вообще нужен план?

Некоторые умельцы учатся автоэлектрике на основании конкретного опыта. То есть, к ним обращаются с конкретной неисправностью. Они шарят в интернете, затем определяют неисправность, контролируют и устраняют ее. Всё красиво на словах. В реальности, например, если неисправен датчик коленвала, приходится параллельно изучать, что это за штуковина, где он может стоять, как его проверить, как пользоваться мультиметром и далее по списку. Время ремонта может солидно затянуться. Поэтому лучше все основное изучить заранее. Рационально это сделать в определенной последовательности, чтобы не осталось пробелов.

Можно использовать типовой план каких-нибудь реальных курсов автоэлектриков. Но лучше составить собственный. Самообучение по своему плану будет быстрее и эффективнее. Что стоит обязательно включить в этот план (если вы это уже умеете и знаете, можно исключить):

1. Правила безопасного ремонта. Самое главное в работе автоэлектрика – не сжечь автомобиль, и не допустить, чтобы он воспламенился впоследствии, как результат вашего вмешательства. В этот пункт входят приемы пайки и изоляции, соединения и ремонта электропроводки, контроль предохранителей и реле, соединение по электропитанию. Если вы не в курсе некоторых деталей или не найдете такую специфическую информацию (с примерами) в интернете, лучше, если занятие с вами проведет матерый автоэлектрик, можно под пиво.

2. Работа с измерительным инструментом. Приемы работы с мультиметром. Измерение токов, напряжений сопротивлений. Не лишним вспомнить из школьного курса, что такое ток, сопротивление, закон Ома, приставки кило-, мега.

3. Чтение электрических схем. Как обозначаются проводники, контакты разъемов, блоки, узлы, детали, лампочки и прочие. Умение загрузки и чтения схем в прикладных программах типа AUTODATA. Перед этим необходимо скачать автодату не ниже версии 3.38 и установить ее на компьютер. Можно почитать на Буруме (самоучитель автоэлектрика), как работать с автодатой. Я посвятил этому пять статей. Этого, конечно, недостаточно, но на первое время хватит.

4. Работа с диагностическим оборудованием. На первое время можно приобрести простейший ELM327 BLUETOOTH.

Он стоит от 300 рублей. Такое чудо-устройство позволяет читать ошибки по двигателю, подключается к смартфону по радиоканалу. Затем можно приобрести AUTOCOM, с которым уже можно начинать отбивать деньги самостоятельно (он читает ошибки по всему электрооборудованию авто). Уверен, что на этом дело не остановится, и на очереди будет LAUNCH.

5. Принцип работы, неисправности ДВС, признаки, устранение неисправностей. Это один из самых сложных пунктов. Чем отличается автоэлектрик от других специалистов по автомобилям? Он должен знать одновременно всё обо всем вплоть до кузовных работ. Но на первом деле стоит двигатель. Многие неисправности, например, подсос во впускной системе, компьютерная диагностика может не диагностировать. А найти их надо.

6. Чип-тюнинг. Это не только программное изменение параметров двигателя, но и привязка иммобилайзеров, ключей, эмуляция катализатора, ЕГР и прочие дела с использованием программных методов. Можно только на этом пункте зарабатывать бешеные деньги, даже не зная, как работает двигатель. Для этого требуется дорогостоящее оборудование. Однако, специалисты узкого профиля не сильно востребованы на СТО.

7. Установка дополнительного оборудования. Многие автоэлектрики умеют, но не хотят этим заниматься. Это направление больше подходит для аккуратных, внимательных, «дотошных» специалистов. При установке допоборудования необходимо хорошо разбираться в схемотехнике.

В этом приблизительном плане я не отразил многие практические пункты. Если в «обратной связи» на Буруме будут конкретные пожелания подробнее раскрыть необходимые пункты, ссылки на источники, рассказать о конкретном опыте ремонта, я это непременно сделаю.

Заработок на ремонте автоэлектрики и автодиагностике. Бизнес идея для собственного сервиса.

Продолжаем рассматривать различные варианты заработка в сегменте профильных автосервисов, и в этой статье мы поговорим об автоэлектрике. Современные автомобили оснащают большим количеством электроузлов, начиная от датчиков дождя, умной оптики и заканчивая продвинутыми сигнализациями и аудиосистемами. Выход из строя электрооборудования, например того же ABS чревато снижением уровня безопасности, а если сломается генератор, то автомобиль вообще встанет и все эти задачи и решает опытный специалист по автоэлектрике.

Перед тем как реализовать бизнес идею запуска сервиса по ремонту автоэлектрики, важно самому стать мастером в этой нише. Опытность и знания персонала – это основа данного бизнеса. И работа в этом направлении деятельности – это скорее само занятость с элементами бизнес процессов. Если опираться на персонал, то после ухода мастера, вы не сможете оперативно найти хорошего спеца, и ваш бизнес встанет, отсюда потеря денег и репутации. Именно поэтому мы рекомендуем начать разбираться в этом вопросе самостоятельно.

Читайте также:  Как заизолировать кабель в ванной комнате?

Для начала можно пойти на курсы автоэлектриков, изучить азы, параллельно изучая теорию, а в частности электрические схемы различных марок авто. Далее – это работа в автосервисе с опытным мастером. По времени это может занять 2 – 3 года, но в итоге, за этот период вы будете уже понимать, что и как работает, какое оборудование использовать и какие поломки наиболее частые для различных моделей машин. Только после этого можно приступать к запуску собственного технического сервиса.

Какие задачи решает автоэлектрик?

Если говорить в общем, то это все вопросы, связанные с электроузлами, проводкой, и электроникой. Вот список наиболее частых рабочих задач.

  • Компьютерная диагностика узлов, чипов, микросхем и агрегатов.
  • Обнуление кодов неполадок.
  • Ремонт модулей: ABS, VSC, TRK, EFI, SRS.
  • Чистка электромагнитных клапанов.
  • Разблокировка ремней после срабатывания SRS.
  • Ремонт спидометров и тахометров.
  • Адаптация блока управления двигателем.
  • Подключение и настройка автомагнитол, иммобилайзеров.
  • Ремонт электроусилителя руля.
  • Восстановление работы узлов после воздействия влаги.
  • Установка и ремонт сигнализаций.
  • Ремонт блока микроконтроллеров.
  • Диагностика агрегатов: ABS, трансмиссии, двигателя, датчиков, систем безопасности.
  • Адаптация коробок передач.
  • Установка, замена, ремонт оптики.
  • Работа с инжектором.
  • Тестирование и замена аккумулятора.
  • Ремонт генератора.

Это далеко не полный список проблем, которые решает опытный специалист автоэлектрик, а у грамотного мастера загруженность работой на месяц вперед. Отдельной нишей идет обслуживание грузовых автомобилей, там есть свои нюансы, но заработок там еще выше.

Помещение для работы

Для того чтобы открыть полноценный пункт по ремонту автоэлектрики вам нужно найти помещение, которое будет подходить под ряд параметров.

  • Площадь помещения от 20 кв.м. Для этих целей можно купить или арендовать гараж и немного переоборудовать его под полноценную мастерскую.
  • Локация помещения не столь важна, но размещение возле оживленной дороги будет дополнительной рекламой для вашего сервиса. Тут скорее нужно смотреть, чтобы к месту работы был удобный подъезд и стоянка хотя бы на пару авто.
  • Коммуникации: электричество, вентиляция, отопление (как вариант буржуйка).
  • Оборудование санузла, будет большим плюсом для вашей работы.

Для размещения инструмента в гараже, нужно будет закрепить настенные конструкции, смонтировать несколько металлических стеллажей, и установить рабочий стол.

Оборудование

Стоит отметить, что оборудования у автоэлектрика, весьма много, поскольку такие мастера сталкиваются с нетривиальными задачами, и чтобы их решить потребуется тот или иной инструмент. Мы разделили список необходимого оборудования на несколько категорий.

Механические инструменты.

  • набор отверток различного формата.
  • отвертка под биты, с набором бит + удлинители.
  • плоскогубцы и кусачки различного вида.
  • пластиковые лопатки для разборки салона.
  • съемники автомагнитол.
  • канцелярские ножи.
  • штангенциркуль.
  • пинцет.
  • набор головок с трещеткой.
  • шестигранники.
  • обжимной инструмент для контактов.
  • протяжки различной длины.
  • гаечные ключи.
  • молоток, напильники, ножовки.
  • домкрат и подставки.

Электроинструмент.

  • налобные фонарики + переносной свет.
  • строительный фен.
  • шуруповерт.
  • паяльник и паяльная станция.
  • клеевый пистолет.
  • зарядное устройство.

Диагностическое оборудование.

  • контролька.
  • мультиметр.
  • токовые клещи.
  • нагрузочная вилка для диагностики аккумулятора.
  • ареометр.
  • ноутбуки смартфон.
  • сканеры работающие по проводу и блутуз, для различных марок авто.
  • осциллограф.
  • компрессорметр.

Расходные материалы: клеммы, концевые выключатели, изолента, термоусадка, провода, пластиковые стяжки, гофра, крепежи, предохранители разных номиналов, радиокомпоненты, автомобильные реле, кнопки, лампочки.

Весь набор оборудования можно собирать постепенно, начиная с базовых вещей и постепенно докупая остальное. Также, есть варианты покупки б/у инструментов, что позволит на старте сэкономить около 30% – 40% бюджета на эту статью расходов.

Где искать клиентов?

Для того чтобы обеспечить загруженность рабочего графика, вам нужно будет тратить деньги и время на рекламу, особенно на начальных порах. Конкуренция в этой нише есть и чтобы получить свою долю рынка потребуется использовать различные рекламные подходы.

  • Сотрудничество с СТО и прочими мастерскими, связанными с ремонтом авто (нужно искать те сервисы, где нет такой услуги).
  • Реклама на досках объявлений.
  • Расклейка листовок в гаражных зонах района, где вы будете работать.
  • Собственный сайт в комплексе с контекстной рекламой.
  • Реклама на собственном авто.
  • Социальные сети, в формате личной страницы, чтобы ваши знакомы и друзья, знали, чем вы занимаетесь и в случае необходимости могли к вам обратиться.

А в целом, ремонт автоэлектрики, как бизнес, завязан на опытном мастере, и при качественном выполнении услуг, вас будут рекомендовать всем знакомым, и база постоянных клиентов будет расти.

Документы

Оформление деятельности – это неотъемлемый процесс, который вам нужно будет сделать чтобы избежать проблем с проверяющими службами.

  • Открыть ИП.
  • Указать ОКВЭД на деятельность. Для России это – 45.20. Для Украины код – 45.20.
  • Подписать договор аренды или купли продажи на помещение.
  • Получение разрешения на работу от СЭС и пожарной службы.
  • Оформить на работу персонал (если будете в будущем брать помощника).

В случае возникновения проблем с оформлением бумаг, вы можете обратиться к опытному юристу в вашем городе, который поможет вам решить этот вопрос.

Сколько нужно денег для старта?

Как только дойдет дело до составления бизнес плана сервиса по ремонту и монтажу автоэлектрики, важно учесть все статьи расходов, которые могут вас ожидать, чтобы составить сумму стартового капитала.

  • переоборудование и мебель в помещение – $800 — $1100
  • покупка оборудования – от $2000
  • покупка расходных материалов – от $100
  • оформление документов – $150
  • рекламная продукция (визитки, листовки, сайт) – $350
  • аренда за помещение – от $10 за 1 кв.м.
  • налоги – $150
  • реклама – $80
  • пополнение запасов расходных материалов – от объема выполненных заказов.

Есть несколько путей сэкономить бюджет на старте. В первую очередь это покупка б/у инструментов. Второе – это возможность постепенно комплектовать мастерскую расходными материалами путем использование старых приборов и узлов. Третье – если у вас есть свой гараж – это существенно повысить рентабельность бизнеса, так как уйдет существенная статья расходов.

Плюсом является еще, то что процесс сотрудничества происходит по следующей схеме: диагностика авто и выявление проблем – заказ запчастей – ремонт – сдача заказа. Исходя из этого, вам не нужно будет закупать запчасти, все это вы сможете покупать по факту поступления такой необходимости.

Сколько можно заработать?

Чтобы оценить уровень заработка сервиса по ремонту автоэлектрики, можно ознакомиться с усредненным прайс-листом компаний, которые этим занимаются.

  • Диагностика электрики — от $8
  • Компьютерная диагностика двигателя — от $10
  • Компьютерная диагностика всех систем авто — от $16
  • Диагностика аккумулятора — от $2
  • Замена аккумуляторной батареи — от $2
  • Диагностика стартера — от $16
  • Ремонт стартера — от $12
  • Замена стартера — от $16
  • Диагностика генератора — от $8
  • Ремонт генератора — от $16
  • Замена генератора — от $16
  • Замена автомобильных ламп — от $4
  • Замена катушки зажигания — от $4
  • Замена свечей зажигания — от $4
  • Замена проводов зажигания — от $4
  • Ремонт электропроводки — от $40
  • Замена лямбда-зонда — от $20
  • Установка ксенона — от $20
  • Установка сигнализации — от $56
  • Установка аудиосистемы — от $25
  • Установка парктроника — от $60
  • Установка камеры — от $40
  • Установка видеорегистратора — от $20

Цены указаны с припиской «от», и могут отличаться в вашем регионе, лучше перепроверьте их в интернете или посетите конкурентов под видом клиента и узнайте вилку цен на их услуги.

Выводы. Открытие бизнеса по ремонту автоэлектрики – это востребованная и выгодная ниша, в которой можно неплохо зарабатывать, но для того, чтобы быть успешным, нужно стать настоящим специалистом своего дела. Опыт, работа с различными марками авто, хороший инструмент и диагностическое оборудование – все это позволит вам стать профессионалом своего дела.

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Инструмент автоэлектрика — Диагностическое оборудование

Всем привет!
Ранее я сделал 2 обзора посвященного инструменту, которым работаю:
Механический инструмент
Электрический инструмент
Сразу хочу сказать спасибо тем, кто советовал что-то полезное и высказывал конструктивную критику!

Сегодня продолжу тему и расскажу про свой инструмент для диагностики автомобиля.

Это диагностическое оборудование, как купленное в магазине, так и сделанное своими руками.

Главный инструмент любого автоэлектрика — контролька. Контрольку можно купить в магазине или сделать своими руками. У меня есть и те, и те. Своими руками я сделал вариант на батарейках часового типа, выполненного на светодиодах. В ближайшее время постараюсь снять видео, как сделать контрольку автоэлектрика своими руками.

Мультиметр. У меня есть обычный цифровой мультиметр тестер DT9205A и тестер карандашного типа — UNI-T UT118B. С их помощью меряю напряжение или прозваниваю необходимый участок цепи. Мультиметр UT118B покупал с Алиэкспресс — ru.aliexpress.com/item/Un…Detector/32468467671.html

Токовые клещи. Я купил клещи фирмы UNI-T UT213C, с измеряемым током до 400 А. С их помощью проверяю ток утечки на аккумуляторе. Также их можно использовать, как обычный мультиметр. Ссылка на токовые клещи — ru.aliexpress.com/item/UN…ntinuity/32729102099.html

Нагрузочная вилка. Использую для диагностики исправности аккумулятора. Вилка достаточно проста в использовании — одеваем 2 крокодила на клеммы аккумулятора и переключаем тумблер. По падению напряжения мы определяем степень износа аккумулятора.

Ареометр. Используется для диагностики исправности аккумулятора. С его помощью измеряем плотность электролита. Также им можно определять состояние охлаждающей жидкости.

Далее перейдем к средствам диагностики неисправностей в двигателе автомобиля. Это электронные сканеры, которые работают с ноутбуком или с телефоном по Bluetooth.

Читайте также:  Можно ли подключить духовку и варочную панель к одной розетке

ELM327. Мой первый адаптер, с которого я начинал. В основном диагностирует двигатель, но в некоторых автомобилях можно считывать ABS, AIRBAG и другие системы.

VAG KKL + FIATECUSCAN. Адаптер для диагностики отечественных автомобилей и VAG группы. Покупал на Алиэкспресс — ru.aliexpress.com/item/Ob…-VAG-USB/32850094244.html

AUTOCOM. Мультимарочный адаптер, который охватывает большой ряд автомобилей. Читает неисправности двигателя, ABS, AIRBAG, климат-контроль. В некоторых автомобилях можно обнулять сервисный интервал.

Scanmatik 2. Используется для диагностики отечественных автомобилей: Daewoo, ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ и др. Также поддерживает ряд зарубежных автомобилей, поэтому пользуюсь им достаточно часто. Работает по Bluetooth.

Lexia. Сканер для Peugeot и Citroen.

ВАСЯ диагност. Предназначен для VAG группы: Audi, Volkswagen, Skoda, Seat. С его помощью можно диагностировать или менять настройки автомобиля.

Осциллограф DSO 203. Четырехканальный осциллограф, который использую для диагностики двигателя. Покупал на Алиэкспресс — ru.aliexpress.com/item/Mi…PU-Meter/32781197549.html

Датчики для осциллографа. Сделал их самостоятельно. Один датчик емкостной — для диагностики неисправностей высоковольтной части автомобиля. Второй — датчик разряжения. С его помощью смотрю впускной / выпускной тракт, износ поршневой системы.

Перейдем к механическим средствам диагностики автомобиля.

Компрессометр. Используется для измерения компрессии в автомобиле. У меня их уже несколько. Есть вариант с длинной и короткой ножкой. В наборах также идут переходники. Один из наборов покупали на Aliexpress — ru.aliexpress.com/item/9/32839904307.html

Манометр. Один набор для диагностики топливной системы. В комплекте идут переходники, но я еще сделал дополнительно приспособление, которое подключается к штатной топливной система. С его помощью можно проверить производительность самого насоса, наличие утечек и т.д. Покупал на Алиэкспресс — ru.aliexpress.com/item/Au…agnostic/32713797191.html
Есть набор для проверки степени разряжения во впускном коллекторе или проверки клапанов, например, клапана абсорбера или клапана на турбину. Еще одним манометром можно дополнительно проверить давление в топливной рампе.
Набор для диагностики компрессии в дизельном двигателе. Покупал для личных целей, но надеюсь, что пригодится и в работе.

Для вас трудился — автоэлектрик Сергей Зайцев!

Половина успеха автоэлектрика — инструменты: что должно быть в арсенале специалиста?

Автовладельцы как отечественных машин, так и иномарок, время от времени могут сталкиваться с проблемой неработоспособности электрики. Одни автолюбители, решая такие неисправности, обращаются к специализированным электрикам, другие пытаются избавиться от проблемы своими силами. Одним из основных устройств, использующихся для тестирования проводки, является пробник. Как сделать пробник автоэлектрика своими руками и какие инструменты должны быть в арсенале специалиста — читайте ниже.

Основной набор инструментария и оборудования автоэлектрика

Инструмент автоэлектрика включает в себя такие компоненты и устройства:

  1. Пробник автоэлетрика с лампой. На первый взгляд может показаться, что такие девайсы уже отжили свое, однако на практике с их помощью можно решить множество вопросов. Предназначение устройства заключается в диагностике наличия тока в электроцепи, поэтому такой пробник может использоваться для многих задач.
  2. Более мощный пробник, как видно по фото, в нем используется мощная лампочка, по сравнению с вышеописанным устройствам. Предназначение у него аналогичное, только благодаря использованию более мощной лампочки этот инструмент автоэлектрика позволяет проверять не только наличие напряжение на участке цепи, но и выявлять плохие контакты, а также возможные короткие замыкания.
  3. В арсенале каждого электрика должен быть длинный кабель, использующийся для подвода питания к поврежденному участку. Крокодил провода подключается к положительному выводу АКБ, такое устройство используется для поиска короткого замыкания в электросети. Чтобы обеспечить надежную работу тестера, провод должен быть защищен предохранительным элементом.
  4. Профессиональный инструмент автоэлектрика — мультиметр. Если вы решили заняться ремонтом проводки, то можно купить тестер начального уровня, он позволяет измерять параметры сопротивления, постоянного напряжения и тока. При этом величина измерения постоянного тока должна быть не меньше 20 ампер, в более дешевых приборах этого не будет. Если вы покупаете устройство китайского производства, то со временем, вероятнее всего, столкнетесь с необходимостью установки новых щупов. Поскольку стандартные, как показывает практика, работают недолго.
  5. Также инструмент автоэлектрика должен включать в себя прочий инструментарий, в частности, паяльник с расходными материалами, плоскогубцы, отвертки, гаечные ключи, изоленту и т.д.

Инструкция по изготовлению тестера

Если вам нужно устройство для измерения наличие напряжения в бортовой сети, то необязательно тратиться на дорогой тестер. Для начала можно попытаться соорудить свой простейший автомобильный пробник на светодиодах или с обычно лампочкой накаливания. Мы расскажем о том, как сделать простой тестер из лампочки и шприца, как на фото вначале статьи (автор видео — Вячеслав Чистов).

Этапы

Процедура изготовления устройства выглядит следующим образом:

  1. Для начала вам потребуется обычный медицинский шприц, который можно приобрести в любой аптеке. Разумеется, берем не маленький, а шприц побольше — на 10 или 20 кубов.
  2. Возьмите небольшой гвоздь и установите его в корпус подготовленного ранее шприца. Для этого верхнюю, движущуюся часть шприца (не колбу) необходимо демонтировать, а гвоздь установить вместо иглы. При этом его шляпка должна быть надежно зафиксирована в отверстии. Перед установкой убедитесь в том, чтобы гвоздь был максимально заточен, он не должен быть тупым.
  3. К концу гвоздя необходимо припаять либо светодиодный элемент, либо обычную лампочку накаливания, мощность которой составляет 1 Вт. Для этого используйте паяльник с оловом и канифолью. Лампочка должна быть наиболее надежно зафиксирована, чтобы со временем она не отвалилась.
  4. К другом концу диода или обычной лампочки необходимо подпаять проводок с заранее установленным на него зажимом («крокодилом»). Здесь также должно быть надежное и прочное соединение, чтобы не допустить ускоренного износа конструкции.
  5. Полученную конструкцию пробника можно залить эпоксидной смолой, чтобы обеспечить его безопасность и надежность. Выполнив все эти действия, вы получите полноценный пробник, который позволит определить наличие напряжения в электросети авто. Если по каким- то причинам устройство не работает, проверьте качество пайки всех компонентов и работоспособность самой лампочки или светодиода.

Цена вопроса

Видео «Наглядная инструкция по изготовлению светодиодного пробника»

Как в домашних условиях соорудить светодиодный пробник из подручных материалов — подробная и наглядная инструкция приведена на видео ниже (автор ролика — Автоэлектрика и различная электроника).

Электроника для всех

Блог о электронике

Автоэлектрика и автоэлектроника. Курс молодого бойца.

DI HALT
Надумал тут замутить еще одну рубрику — Автоэлектроника

Ну и есть ряд мыслей по поводу поковырять свою Нексию на предмет разных улучшений и прочего самопала. Я правда больше по всякой автоматике прусь, а кто то может и прошивки ЭБУ меняет. Прорвы материала не обещаю, но что будет то выложу. Ну и можете свои наработки присылать.

Пока выложу пробным камнем статью Владимира Крылова о работе инжекторных движков, дабы было общее впечатление о их работе.

Часть первая, обзорная. Общий принцип работы бензинового двигателя внутреннего сгорания

Для удобства разделим мотор на три концептуальные части:

  • Железки (ШПГ, КШМ, ГРМ)
  • Система питания
  • Система зажигания

Железки
Если в школе(и/или вузе) тебе было глубоко положить на термодинамику, циклы Карно и Отто, тепловые процессы и иже с ними, если капот ты открывал только с целью долить масла или другой жижи – просто набери в Википедии «поршневой двигатель». Там есть анимированные картинки, которые дадут общее представление о кинематике ДВС. Сразу оговоримся, мы будем говорить о четырехтактном бензиновом моторе -– двухтактники это архаично и неэкологично, а дизель – это гораздо сложнее для неспециалиста. Итак, железки – они в сборе выполняют функции:

— преобразование энергии горящего топлива в механическую(поступательную)-поршень с уплотнительными кольцами, цилиндр. Здесь рулить особо нечем.

-преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное — шатун, коленчатый вал. Тут тоже все сугубо железно.

-организация процесса – газораспределительный механизм. В простейшем случае это кулачковый вал, связанный с коленчатым цепной или зубчатоременной передачей, открывающий и закрывающий в нужный момент впускные и выпускные клапана. Тут бывают электронные системы изменения фаз газораспределения, это интересно, но об этом гораздо позже.

-всякая вспомогательная фигня – смазка трущихся поверхностей, поддержание температурного режима мотора, выработка электричества, пуск мотора – в этих железках есть чуть-чуть электроники, но самый минимум, упомянем их позже по мере надобности.

Вот такая вот абстракция из железок сложилась, теперь собственно наша цель – как всем этим управлять. В основном управлением занимаются вышеупомянутые системы питания и зажигания. Сейчас трудно рассматривать их не в связи друг с другом, а во времена, когда «копейки» были новыми эти две системы жили каждая абсолютно своей жизнью.

Итак, что же нам нужно, чтобы запустить систему, которая так весело крутится на Википедии? Достаточно немного – раскрутить железки электромотором от аккумулятора, подать на впуск ПРАВИЛЬНУЮ горючую смесь, и в ПРАВИЛЬНЫЙ момент её, сжатую, поджечь. Поехали? Просто? Вроде бы да, да закавыка в том, что ПРАВИЛЬНЫЕ состав смеси и момент искрообразования для каждой комбинации «обороты-нагрузка-тепература-положение педали газа-еще куча параметров» — величины совершенно разные. А сильно отклоняться от ПРАВИЛЬНЫХ нельзя: тут тебе и мощность, и экономичность с экологичностью логарифмически быстро ухудшаются.

Вот где простор для современной вычислительной техники! Однако, когда компьютеры были большими, рулила аналоговая техника. Применительно к авто они назывались «карбюратор» и «контактная система зажигания». Я сравниваю эти два автоархаизма с арифмометром «Феликс» — железно, надежно при качественном изготовлении, но уж очень медленно, инерционно, и поэтому неточно.

Читайте также:  Почему оплавились пробки на электросчетчике?

В век дешевого бензина, дорогих микросхем и попустительского отношения к экологии прокатывало -– но инженерная мысль не стояла на месте.

Углубляться в прошлое и рассказывать про карбюраторы и контактное зажигание не буду – любопытный сам найдет, а мы представим что их никогда и не было, забудем как страшный сон, и перейдем к более современным Электронным Системам Управления Двигателем – для своих просто ЭСУД или для буржуев Engine Management System.

Все гениальное просто – механическая часть систем питания и зажигания современных ДВС, оборудованных ЭСУД, действительно проста. Как мы договорились выше, нам нужно дать мотору правильную смесь и в нужный момент поджечь.

Для этого мы засовываем в бензобак топливный насос который, в отличие от своего карбюраторного собрата, способен давать некислое давление (на моём Опеле до 6 очков, как-то мерял), и врезаем в топливопровод регулятор давления. Эта фигня жутко похожа на стабилизатор LM78xx – она пропускает нужные мотору 2-3 атмосферы в топливную рейку, а остальное отправляет обратно в бак.
Топливная рейка(она же рампа), чтоб ты знал – это такая трубка из нержавейки квадратная в сечении обычно, по одной из граней которой прорезаны отверстия под форсунки. Собственно форсунка – это маленький электромагнитный клапан с распылителем. Подали напругу — Соленоид втягивает подпружиненную иглу, которая выходит из своего конического седла, и открывает форсунку. А она, как ты помнишь вставлена одним концом в рейку, в которой, как ты надеюсь тоже не забыл, строго определенное давление. Соответственно из крошечных отверстий распылителя форсунки изрыгается факел тончайше распыленного топлива. И самое интересное –- не абы сколько этого топлива, а до микрограмма определенное. Давление-то постоянное, и расход топлива через форсунку за единицу времени мы знаем… Какой вывод? Замечательный –- этой темой могут рулить твои и мои любимые электронные «жучки»

Т.е. подавая на форсунку импульсы определенной ширины мы получаем впрыснутую дозу топлива, строго пропорциональную ширине поданного импульса. Таким образом мы с тобой познакомились с первым исполнительным устройством системы управления двигателем.
Но, как известно, чтобы получить что-то на выходе, надо иметь что-то и на входе. В самом деле-впрыснуть топлива мы теперь можем сколько захотим, а вот сколько надо захотеть? Тут самое время сделать еще одно физическое-лирическое отступление: о составе горючей смеси. Как ты уже понял, оная состоит из воздуха и топлива(в нашем случае бензина), причем топливо подразумевается в испаренном состоянии. Фишка здесь в том, что наибольшая теплота сгорания развивается при сжигании смеси с определенным составом – на одну массовую долю топлива надо 14.7 массовых долей воздуха.
При отклонениях туда-сюда в 10 процентов тоже горит, но не всегда оптимально, при дальнейших отклонениях начинает переставать воспламеняться. Выходит, для того, чтобы впрыснуть сколько надо топлива, надо знать сколько мы засосали воздуха. Карбюратор не знал, он оперировал непосредственно законом Бернулли, за что был списан на задворки истории, а вот нам непременно надо. Для этого познакомимся с первым датчиком – массового расхода воздуха (ДМРВ). Раньше для замера массы входящего воздуха во впускном канале устанавливалась подпружиненная заслонка, ось которой была связана с потенциометрическим датчиком. Недостатки долго объяснять не надо – много механики, инерционная тяжелая заслонка, стирающееся покрытие дорожки потенциометра(ужас любого электронщика и аудиофила) – в общем у меня на машине такой, но ей уже 18 лет.

Современная конструкция – два волоска из платины, нагреваемых от источника тока, один из которых обдувает входящий поток воздуха, второй — контрольный. Чем плотнее поток – тем сильнее остывает обдуваемый волосок, по изменению сопротивления вычисляется масса воздуха. На выходе уже удобоваримый сигнал для контроллера.

Ну вот, элементарные исходные данные чтобы приготовить нужную смесь у нас есть, теперь надо придумать как поджечь это дело. Тут особо сложного ничего также нет. Непосредственно поджигом занимается свеча зажигания – обычный высоковольтный искровой разрядник. А нужные ему 10-20 кВ выдает катушка зажигания – по сути трансформатор.

Подали на первичку 12 вольт постоянки – накопили энергию. Потом разрываем первичную цепь – великая и ужасная электромагнитная индукция наводит на вторичке требуемое высокое напряжение. Оно пробивает воздушный зазор на свече – и смесь нужной консистенции, которую мы с тобой засосали в цилиндр и сжали на первом «туда-сюда» рабочего цикла, благополучно воспламеняется.

Тут лирическое отступление. Я как человек, вкуривший-таки (хоть и в достаточно зрелом возрастеJ) в термодинамику, не люблю, когда говорят, что смесь в цилиндре «взрывается». Взрываться – слишком общее слово, взрывы могут происходить с участием не только процесса горения, но всяких там цепных ядерных реакций, термоядерных синтезов, гидроударов т.п. И лексика слова «взрыв» — оно однокоренное слову «рвать». И действительно – то, что взывается, обычно имеет оболочку, которая и рвется, у нас же в ее роли стенки цилиндров, которые остаются целыми и невредимыми. Так что я и книжки предпочитаем говорить, что смесь сгорает. И это действительно так – сгорая, нагревает теплотой сгорания газы, которые при сгорании образуются (а там безвредные CO2 и H2O, а также ужасные CO, CH, Nox, с которыми нужно бороться).

Газы, как им положено, при этом расширяются и давят на поршень, который на втором «чих-пых» рабочего цикла отдает механическую энергию вращающейся системе (там еще есть на одном конце коленвала круглая фигня, похожая на блин от штанги с зубчатым венцом по краю – маховик – он запасает энергию на рабочем ходу и отдает на прочих ходях поршня – получаем плавный ход).
Ну и напоследок еще одним ходом вверх при открытом выпускном клапане поршень выбрасывает газы наружу (в современных авто через специальный очиститель), загрязняя нашу многострадальную атмосферу. Цикл повторяется раз за разом, и оно крутится!
Но крутится пока только у нас в уме – поджечь-то мы подожгли, а вот в нужный ли момент? Фишка в том, что время сгорания определенной порции смеси – величина условно постоянная, а вот при разных оборотах мотора время цикла, разумеется, меняется. А еще, в идеальном случае сила давления на поршень должна появляться в момент, когда он пройдет свою верхнюю точку и только-только начнет движение вниз. Но если мы подадим искру в этот самый момент – пока смесь будет разгораться, пока начнет отдавать свое тепло газам – поршень уже уйдет чуть вниз, а когда дойдет до низа, у нас еще вовсю будет гореть смесь, которая уже должна быть отработанными газами.
Короче часть энергии – просто на ветер, а еще температура выпускного тракта поднимается, и еще есть негативные последствия. Стало быть, поджигать надо чуть раньше. Вот мы и подобрались к еще одной важнейшей количественной мере теории ДВС – углу опережения зажигания. Это угол по коленвалу между его положением в верхней мертвой точке и положением в момент подачи искры. Чем выше обороты, тем раньше надо поджечь, чтобы успело разгореться, тем больше соответственно угол. Выходит, нам с тобой надо знать положение коленвала в каждый момент времени.
И тут снова приходит на помощь наша любимая электроника. Вешаем на коленвал диск с зубчиками по краям, неподвижно у края диска закрепляем датчик (может быть датчиком Холла, индуктивным, да хоть оптическим). В простом случае хватает 60 зубчиков. При вращении коленвала датчик будет вырабатывать электрический сигнал (прямоугольный, синус, зависит от типа датчика). И самая главная хитрость – в одном или нескольких местах по окружности нашего диска убираем один зуб – теперь мы можем засечь КОНКРЕТНОЕ положение коленвала а дальше отсчитывать угол по импульсам датчика. Теперь мы поджигаем смесь не когда попало, а с нужным углом опережения. Больше оборотов – раньше генерим искру, меньше – позже. А что же происходит, когда давишь на газ? Элементарно – даешь мотору больше воздуха.
Мы не зря пошли плясать именно от воздуха – цепочка начинается с него. Больше воздуха измерили – больше впрыснули топлива – больше энергии выделилось – обороты увеличились(либо при тех же оборотах работаем на бОльшую нагрузку). Для регулирования потока воздуха поставим на его пути канал круглого сечения (называется дроссельный патрубок)и перекроем его круглым диском, надетым на ось, совпадающую с линией его диаметра так, что на этой оси он может поворачиваться. Поворачивая диск на оси регулируем поток воздуха – вуаля! Называется этот диск дроссельной заслонкой, управляется механически от педали газа, либо электронно (датчик на педали, исполнительный шаговик с датчиком положения на заслонке).
Вот так, в первом приближении оно все и работает. Знакомиться плотнее с системой управления, датчиками и исполнительными устройствами будем далее. Ждите новых материалов, задавайте вопросы, буду стараться отвечать.

100 thoughts on “Автоэлектрика и автоэлектроника. Курс молодого бойца.”

…а еще вся эта электроника запихивается в копейку и точно также работает (одна форсунка в карбюратор) называлось, кажется, моновпрыск. Вот вам тема для мозгового штурма. Думал я когда то об этом. Теоретически Меги8 хватает и на питание и на зажигание, и еще на автозапуск с кодом остается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector