Перегорают предохранители и реле из-за повышенного напряжения

Перегорают предохранители и реле из-за повышенного напряжения

Перегорел входной предохранитель в блоке питания. Диагностика.

Статья написана для постигающих азы в ремонте.

Сгорел входной предохранитель в блоке питания? Разберемся в причинах и как правильно проводить диагностику. Также затронем пару сопутствующих тем при анализе этой неисправности.

Думаю многие сталкивались с такой ситуацией когда включаем устройство но нет никакой реакции, и после непродолжительной диагностики выявляем сгоревший сетевой предохранитель. Причем неважно БП компьютера это или плата питания копира или факса. Естественно многие его сразу меняют или что еще хуже ставят перемычку и тут же включают устройство. И вот тут то с большей долей вероятности он сгорит снова или выбьет автоматы в щитке. Давайте разберемся подробнее в чем же дело и почему нельзя менять предохранитель без диагностики.

Сначала взглянем на типовую схему входа в импульсных блоках питания.

Как видим предохранитель FU1 стоит первым в цепи, и основная его функция защитная. Но, это защита не внутренних компонентов схемы от превышения напряжения, а защита всей платы от короткого замыкания этих самых компонентов, и в конечном итоге предотвращение воспламенения внутри устройства.

Поэтому когда сгорает сетевой предохранитель во входной цепи, то это означает не то что было превышение питающего напряжение, а короткое замыкание в цепи после предохранителя. И как правило в 80% случаев если восстановить цепь вставив новый пред, и замерив сопротивление на входе блока между контактами L и N то обнаружим сопротивление равное нулю или чуть более.

Сгоревший предохранитель это следствие, поэтому как только обнаружили что он неисправен приступаем к диагностике.

Диагностику начинаем от входа, первым в списке стоит варистор VR1, выглядят они в целом виде так:

Вот они как раз и выполняют функцию защиты блока питания об бросков напряжения. Суть их в том что при превышение определенного порога напряжения они начинают пропускать через себя ток, защищая остальной участок цепи. При возможны несколько вариантов событий:

1.Импульс входного напряжения был незначительный и варистор сработав поглотил его рассеяв в тепло, потому в даташитах на них и указывается какую мощность они могут принят.

2. Импульс входного напряжения был более сильным, и варистор сработав замкнув цепь привел к образованию повышенного тока протекающего через предохранитель, который выгорел. При этом варистор пробит не был, и остался функционирующим. В таком случае замена сетевого предохранителя восстановит работоспособность.

3. Длительное превышение напряжения. При таком раскладе происходит тепловой пробой варистора приводящий к короткому замыканию цепи. Как правило это можно увидеть невооруженным взглядом в виде раскола, почернение и так далее.

Но дефект может быть и скрытым, поэтому если в цепи КЗ, то выпаиваем его в первую очередь и проверяем. Если дефект в нем, то тут у нас выбор, не впаивать его обратно совсем, на работоспособность схемы это не повлияет, но в следующий раз сгорит уже что-то другое, и замена на аналог. Советую всегда ставить новый.

К сожалению варисторы стоят не во всех блоках питания. Стоит также отметить что расположен в схеме он может как до дросселей, так и после, а обозначаться может как угодно.

Смотрим дальше:
Конденсаторы С1 и С4 служат для подавления низкочастотных дифференциальных помех, с емкостью порядка сотен нанофарад и напряжением от 250 вольт. На схеме может обозначаться как Сх, и иметь прямоугольный вид. По своему типу пленочный, и практически никогда не выходит из строя. Но проверить все же стоит.

Дроссель Т1 — служит для подавления синфазных помех. Несмотря на то что обмотки могут находится на одном магнитопроводе, обмотки фаз разнесены друг от друга на расстоянии, и замыкания быть не должно. Но может произойти обрыв обмоток. В таком случае это однозначно говорит о коротком замыкании в цепи дальше.

Конденсаторы С2 и С3 также выполняют роль фильтра синфазных помех. Пробои случаются, но выглядит это несколько иначе, так как в общей точке они соединены с корпусов устройства, то при отсутствии заземления при прикасании к металлическим частям корпуса будет чувствоваться удар током.
Термистор Т — выполняет функцию ограничения стартового тока при включении устройства в сеть. Суть термистора в том что в обесточенном блоке питания и при нормальной температуре он имеет высокое сопротивление, при подаче напряжения происходит нагрев термистора и уменьшение его сопротивления до нуля. Таким образом происходит плавный запуск блока питания.

И так, мы рассмотрели основные элементы так называемого входного фильтра, но стоит учитывать что это только примерная схема, различные производители могут видоизменять ее, так например отказ от конденсаторов, замена дросселей на перемычки, отсутствие варисторов и термисторов. В некоторых устройствах наоборот может наблюдаться усложнение, в виде добавочных варисторов между землей и фазой. При проверке элементов на пробой обязательно выпаиваем их, проверять в схеме на короткое замыкание бессмысленно.

Теперь перейдем к следующему компоненту:

Диодный мост D1-D4. По статистике причиной кз во входной цепи держит лидирующее место. При этом он может быть выполнен как в виде четырех отдельных диодов, так и в виде сборки.

Проверять в схеме не имеет смысла, поэтому выпаиваем и смотрим наличие пробоя, также проверяем падение напряжения в норме от 400 до 600, но точная информация в даташитах на них. Главное чтобы эти значения не отличались для каждого диода или перехода в сборке более чем на несколько единиц. Причин выхода из строя диодного моста может быть как пробой вследствие превышения напряжения или тока, и деградация np-перехода от времени.

В цепи после диодного выпрямителя расположен сетевой конденсатор С5, с напряжением обычно 400 вольт и емкостью от 40 до 200 мкф. Он так же может служить причиной короткого замыкания по причине пробоя между обкладками. Для проверки его также требуется выпаять из схемы, и следует проявить осторожность, так как исправный конденсатор может долго хранить заряд. Для проверки уже нужен специальный прибор LC-метр. Предварительно разрядив конденсатор проверяем его емкость и ток утечки. Хотя можно и визуально определить неисправность в виде вздутия, или, если потрести его, в виде постукивания внутри, но такой способ не может показать скрытые дефекты.

И последним этапом проверки будет измерение транзистора Q1, на наличие пробоя. В приведенном выше рисунке опущена схема управления транзистором, поэтому в зависимости от компоновки не лишним будет проверить и его обвязку. И кстати, если он пробит то тут прежде чем его менять, следует уже более подробно разбираться со схемой управления транзистором и трансформатором следующим после него на предмет межвиткового замыкания.

И подходим к итогу:

Только проведя все эти проверки в цепи и заменив неисправные компоненты, можем ставить предохранитель такого же номинала и производить включение.

Почему сгорает предохранитель?

  • Почему сгорает предохранитель?
  • Основные причины перегорания предохранителя
  • Проверка работоспособности предохранителя
  • Замена сгоревшего предохранителя

Роль предохранителей в автомобиле очень существенна. Они выполняют защитную функцию, оберегают дорогие электрические приборы от короткого замыкания, от неожиданных скачков напряжения. Сохраняя какой-либо электроприбор, предохранитель жертвует собой и прекращает своё функционирование, перегорая. Для восстановления прежней работы определённого электрического прибора в автомобиле, необходимо просто провести замену соответствующего предохранителя. Но бывают такие случаи, что предохранитель перегорает со слишком частой периодичностью. В связи с этим возникает смысл задуматься, а всё ли в порядке с автомобильной электропроводкой? Если Вас интересует, почему же перегорает тот или иной предохранитель в автомобиле, тогда ответ Вы найдёте в данной статье.

Основные причины перегорания предохранителя

Среди основных причин, по которым сгорает предохранитель прикуривателя либо какого-нибудь другого потребителя электроэнергии, могут присутствовать как очень серьёзные, так и вполне банальные. Например, разберём такую ситуацию, когда перегорает предохранитель габаритов. Стоит только включить автомобильный свет, как он тут же гаснет. А причина может быть совершенно нелепая – установленный предохранитель имеет меньшую мощность, чем необходимо для корректной работы.

Допустим, проходящий ток составляет 15 А, а предохранитель рассчитан на 12 А. Конечно, он будет плавиться, так как не рассчитан на такую силу тока. Поэтому ставить предохранители необходимо только той мощности, которая соответствует требованиям. Ни в коем случае, как Вы уже поняли, не ставьте предохранители с меньшей мощностью, а уж тем более с большей.

Наиболее серьёзная проблема – это, конечно, короткое замыкание. Например, соприкасаются два провода с противоположными полярностями, в результате чего и возникает такое явление. В данном случае не удивляйтесь, если у Вас постоянно будет перегорать предохранитель салонного отопителя, ведь пока Вы не произведёте замену проводов или не изолируете их, ситуация останется неизменной.

Ну и конечно же, предохранители могут плавиться по причине их низкого качества. Таковые встречаются, увы, нередко. Поэтому не стоит скупиться и покупать слишком дешёвые и неизвестные предохранители.

Вот мы с Вами и разобрали самые распространённые проблемы перегорания предохранителей. Стоит отметить: если замена сгоревшего предохранителя на новый и чистка контактов не дали результатов, лучшим решением будет обратиться в квалифицированный автосервис. С электричеством шутки плохи, так как в подобных случаях Ваш автомобиль подвергается большому риску возгорания.

Проверка работоспособности предохранителя

Существует два способа, применяя которые, можно проверить работоспособность автомобильных предохранителей. Первый заключается в том, чтобы их извлечь и визуально продиагностировать, что не совсем надёжно. В данном случае подразумевается использование тестера. Проверяя предохранитель тестером, его необходимо выставить на проверку целостности цепи. Если предохранитель целый, стрелка тестера будет стремиться к нулю, что означает нулевое сопротивление.

Второй способ определения сгоревшего предохранителя заключается в более удобном методе, чем в первом случае, и при его использовании предохранитель не придётся извлекать из его гнезда. Для их проверки Вам понадобится пробник. Включите неработающую цепь, а после по очереди прикасайтесь пробником к выводам предохранителя. Если на одном выводе напряжение есть, а на другом оно отсутствует, значит, предохранитель неисправен.

Заменить неисправный предохранитель Вы должны аналогичным, который рассчитан на такую же величину тока. Не используйте «жучки» – они могут вывести из строя электрическое оборудование автомобиля. Даже заводские предохранители могут быть с браком и не сгорают при коротком замыкании, а просто расплавляются.

Читайте также:  Виды заземлений в электроустановках

Для их проверки нужно уничтожить один предохранитель. Намотайте его на выводы провода, а затем коснитесь клемм аккумулятора. Качественный сгорит сразу же, и таким предохранителем можно смело пользоваться в автомобиле.

Чтобы защитить новые предохранители Вашего автомобиля во время короткого замыкания, необходимо выяснить причину, по которой оно появилось. Для этого проверьте проводку на наличие повреждённой изоляции. Особо внимательно подойдите к осмотру мест, где провода соприкасаются с корпусом. Во время движения автомобиля произойдёт повторное замыкание, поэтому нужно понять, обнаружить и своевременно ликвидировать его причину.

Замена сгоревшего предохранителя

Замена предохранителя в автомобиле на самом деле вполне не сложная процедура, просто необходимо чётко придерживаться ряда правил:

1. Найдите правильный предохранитель. Это, пожалуй, самое сложное, если учитывать недостаток информации о его местоположении. К тому же, на определённую электрическую систему может приходиться несколько предохранителей.

2. Выньте его. Порой это сделать достаточно проблематично без специальных приспособлений, например, щипцов. В силу увеличения количества электронных модулей в автомобиле, количество предохранителей постоянно растёт, а места в нём больше не становится. Поэтому данная проблема решается уменьшением размеров самих предохранителей. Это приводит к тому, что запросто их достать, зацепить и вынуть своими пальцами становится почти нереально. Но вот, например, в автомобилях Ford в крышках коробок для предохранителей имеются специальные щипцы для их вынимания.

3. Убедитесь в том, что предохранитель сгорел. Узнать об этом можно, посмотрев на него. Зачастую, сегодня предохранители изготавливают из прозрачного пластика, сквозь который видна тонкая проволока, которая в неисправном элементе плавится, а это хорошо заметно сквозь пластик.

4. Поставьте правильный предохранитель на нужное место. Главное – установить аналогичный предохранитель в то же самое гнездо, где располагался вышедший из строя «собрат». Предохранители выпускаются в разных цветах – синие, красные, жёлтые, на которых пишутся различные цифры — 3, 5, 15, 20, 25, 30 и так далее. Это номинал. Никогда не ставьте предохранитель другого номинала, это важно! Если Вы извлекли синий предохранитель на 30 Ампер, значит, не ставьте на 40 или 20 Ампер. Это может вылиться в дорогостоящий ремонт. Ставьте именно такой же, какой и был. Вынули синий на 30, значит и вставляйте новый синий на 30! Ничего сложного в этом нет!

Вторая важная задача – поместить вынутый предохранитель в то же самое место, откуда Вы вынули прежний сгоревший. Это прозвучит, возможно, и смешно, но в темноте, либо с плохим зрением люди порой попадают не в те гнёзда, а результаты этого порой бывают странные, но нередко и плачевные. Дело в том, что в современных автомобилях предохранители стоят в коробках вместе с электронными модулями. Поставив предохранитель в другое место, можно заставить модуль работать по-другому, и автомобиль может начать странно себя вести, например, Вы не сможете выключить двигатель при включенном свете фар, или при включении зажигания пару минут не будут работать фары, стеклоподъемники или еще что-нибудь.

Вот и всё. Довольно простые правила, которые можно взять на вооружение, и которые могут сэкономить Вам время и деньги. Лучше всего иметь в комплекте целые предохранители из тех, которые применяются в Вашем автомобиле, фонарик для того, чтобы заменить предохранитель в темное время суток, шипцы, если Вы не можете вынуть предохранитель пальцами и, пожалуй, увеличительное стекло, если у Вас плохое зрение и Вы не можете разглядеть номер предохранителя и номинал на нём.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Действия электротехнического персонала при перегорании высоковольтного предохранителя трансформатора

Перегорание высоковольтного предохранителя трансформатора напряжения 6, 10, 35 кВ: как определить и устранить данную аварийную ситуацию

Трансформаторы напряжения – это неотъемлемые элементы оборудования распределительных устройств высоковольтных подстанций. Данные элементы служат для понижения высокого напряжения до приемлемого (безопасного) значения, которое подводится к различным защитным устройствам, элементам автоматики, измерительным приборам, а также приборам учета потребляемой электрической энергии.

Для защиты трансформаторов напряжения 6-35 кВ в первичной схеме используются высоковольтные предохранители. Предохранители осуществляют защиту трансформаторов напряжения от повреждения в случае их работы в ненормальном режиме — при однофазном замыкании на землю, при возникновении в сети феррорезонансных явлений или в случае наличия короткого замыкания в первичной обмотке трансформатора напряжения.

К чему может привести перегорание предохранителя?

Перегорание высоковольтного предохранителя, который установлен на вводах первичной обмотки трансформатора напряжения, приводит к искажению показаний выходного (вторичного) напряжения, что в свою очередь может повлечь за собой некорректную работу тех устройств, к которым подключены данные цепи напряжения.

Например, может не сработать защита минимального напряжения и соответственно не будет запитана обесточенная система шин путем срабатывания автоматического включения резерва. Или же, если это прибор учета, то возможна его полная или частичная неработоспособность (высокая погрешность в измерениях). Также возможна некорректная работа максимально токовой защиты с вольтметровой блокировкой, которая может сработать в случае включения потребителей с большими пусковыми токами (будет отсутствовать блокировка защиты по напряжению).

Поэтому своевременное обнаружение и замена перегоревшего предохранителя является первостепенной задачей.

Каким образом определить, что перегорел предохранитель трансформатора напряжения?

Во-первых, по работе защитных устройств. Как правило, в случае наличия перекоса фазных напряжений, защитные устройства сигнализируют о наличии замыкания на землю.

В данном случае необходимо определить причину возникновения данного перекоса – наличию замыкания на землю или же ложных показаний, которые могут наблюдаться в случае перегорания высоковольтного предохранителя того трансформатора напряжения, по которому фиксируется перекос фазных напряжений.

Во-первых, обращают внимание на величину показаний. Как правило, при наличии замыкания на землю в сети фазные напряжения изменяются пропорционально. Если показания одной фазы равны нулю (полная металлическая земля), то напряжения на двух других фазах вырастут до линейного. Если одна фаза показывает меньшее напряжение (замыкание на землю через сопротивление), то на двух других фазах напряжение пропорционально увеличится. При возникновении замыкания на землю линейные напряжения остаются неизменными.

В случае перегорания высоковольтного предохранителя возникает незначительный перекос фазных напряжений. При этом показания двух фаз, на которых предохранители исправны, как правило, остаются неизменными, а на фазе с перегоревшим предохранителем показания уменьшаться на некоторое значение. Также возможно незначительное отклонение фазных напряжений всех фаз, в том числе, где предохранители находятся в целостном состоянии.

Кроме того, при перегорании предохранителя возникает перекос линейных напряжений. Изменяются значения линейного напряжения между фазами с перегоревшим и целостным предохранителем. Например, перегорел предохранитель по фазе «В». Помимо уменьшения фазного напряжения по данной фазе, будет наблюдаться некоторое снижение линейных напряжений между данной фазой и двумя здоровыми, то есть «АВ» и «ВС». При этом напряжение «СА» останется неизменным.

Показания киловольтметров контроля изоляции могут также изменяться в зависимости от величины и симметричности нагрузки отходящих потребительских линий.

Очень часто перегорание предохранителей по причине незначительного перекоса напряжений не фиксируется защитными устройствами. Это касается защитных устройств электромеханического типа (старого образца). Современные микропроцессорные терминалы защит оборудования способны фиксировать все незначительные изменения электрических величин.

Показания киловольтметров контроля изоляции могут также изменяться в зависимости от величины и симметричности нагрузки отходящих потребительских линий. То есть необходимо обратить внимание на симметричность нагрузки отходящих потребительских линий распределительного устройства.

Если фактически замыкание на землю в электрической сети отсутствует, нагрузка симметричная, то необходимо убедиться в том, что предохранитель трансформатора напряжения действительно перегорел. Для этого секция, на трансформаторе напряжения которой фиксируется перекос фазных напряжений, запитывается от другой секции, на которой не наблюдается отклонений в напряжении. То есть включается секционный выключатель и отключается вводной выключатель, который питает секцию с перегоревшим предохранителем.

Если после электрического соединения двух секций перекос фаз также фиксируется и на втором трансформаторе напряжения, который изначально, до подключения другой секции, не фиксировал отклонений, то причина заключается в наличии неисправностей в электрической сети, а предохранитель является исправным.

Если же фазные напряжения второго трансформатора напряжения остаются неизменными, то соответственно нарушений в электрической сети нет, а причиной наличия перекоса фаз на первом трансформаторе напряжения является перегорание предохранителя.

Следует отметить, что причиной наличия отклонений от нормальных значений, также может являться возникновение феррорезонансных явлений в электрической сети. В этом случае может наблюдаться увеличения всех фазных напряжений до линейного. Как правило, при изменении емкостной или индуктивной составляющей нагрузки электрической сети, значения напряжений нормализуются (подключение или отключение силового трансформатора, линии электропередач).

Замена поврежденного высоковольтного предохранителя трансформатора напряжения 6, 10, 35 кВ

Для того чтобы произвести замену перегоревшего предохранителя, необходимо в первую очередь обесточить трансформатор напряжения и принять меры, препятствующие случайной подаче напряжения. Если это трансформатор напряжения 6 (10) кВ распределительного устройства КРУ, то для обеспечения безопасности при выполнении работ по замене предохранителя, необходимо выкатить тележку трансформатора напряжения на ремонтную площадку.

Если это ячейка типа КСО, то для замены предохранителей напряжения необходимо воспользоваться изолирующими клещами в паре с дополнительными средствами защиты, которые следует применять в соответствии с правилами эксплуатации электроустановок (диэлектрические перчатки, защитные очки, защитная каска, диэлектрический коврик или изолирующая подставка и др.)

Для замены предохранителей трансформаторов напряжения 35 кВ необходимо произвести отключение трансформатора напряжения с двух сторон. По первичной схеме – отключением разъединителя, по вторичной схеме – отключением автоматических выключателей и снятием крышек испытательных блоков или снятия низковольтных предохранителей.

Основная цель – создание видимого разрыва с обеих сторон выводимого в ремонт трансформатора напряжения. Также для предотвращения случайной подачи напряжения необходимо заземлить трансформатор напряжения путем включения стационарных заземляющих устройств или установки переносных защитных заземлений.

Во всех случаях для трансформаторов напряжения 6-35 кВ перед их выводом в ремонт необходимо переключить цепи напряжения устройств на оставшийся в работе трансформатор напряжения другой системы (секции) шин. Как правило, для каждого из устройств предусматриваются переключающие устройства выбора цепей напряжения.

Если по той или иной причине устройства или приборы учета не могут быть переключены от другого трансформатора напряжения, то они должны быть выведены из работы, приняты меры для корректного учета потребляемой электрической энергии (для приборов учета) непосредственно перед выводом в ремонт трансформатора напряжения.

При замене перегоревших предохранителей следует произвести проверку целостности предохранителей всех фаз, так как возможно одновременное перегорание нескольких предохранителей. Также следует отметить, что каждый из типов предохранителей имеют свое сопротивление. Как правило, предохранители ТН 6(10) кВ имеют низкое сопротивление и их целостность можно проверить путем традиционной прозвонки.

Предохранители ТН-35 кВ имеют сопротивление 140-160 Ом и соответственно их не получится проверить путем обычной прозвонки, их целостность определяется исключительно измерением сопротивления и сверкой с допустимыми значениями. Поэтому очень часто делают ошибочный вывод о том, что предохранители 35 кВ неисправны, так как не прозваниваются традиционным способом проверки на целостность.

Читайте также:  Как правильно провести электропроводку в квартире

После замены предохранителя осуществляется ввод в работу трансформатора напряжения. Перевод цепей напряжения приборов учета и устройств релейной защиты и автоматики осуществляется после проверки линейных и фазных напряжений вводимого в работу трансформатора напряжения. В случае нормализации показаний осуществляется перевод цепей напряжения, которые в нормальном режиме питались от вводимого в работу ТН.

Перегорают предохранители и реле из-за повышенного напряжения

Обслуживание
Главная
Городское электроснабжение
Схемы, чертежи и планы
Распределительные устройства
Электрооборудование РУ ГС
Эксплуатация и ремонт
Кабельные линии
Воздушные линии
Заземление электроустановок
Испытания и измерения
Переключения, ликвидация перерывов электроснабжения
Механизация работ
Техника безопасности и противопожарные мероприятия
Экономика производства
Кто он-лайн
Перегорание плавких вставок предохранителей в ТП

О перегорании плавких вставок предохранителей в ТП дежурный диспетчер электросети узнает по сообщению потребителей об отсутствии напряжения. Получив такое сообщение, дежурный диспетчер по имеющейся схеме выясняет, от какого ТП питается электроэнергией потребитель, и направляет дежурную оперативную бригаду в составе электромонтера и шофера (совмещающего обязанности электромонтера) в это ТП. Персонал бригады производит осмотр ТП и выявляет перегоревший предохранитель.

Сгорание плавких вставок предохранителей на одном из участков сети и отключение выключателя силового трансформатора могут произойти из-за длительной или кратковременной перегрузки (например, пуск мощных короткозамкнутых электродвигателей), короткого замыкания в сети или в обмотках трансформатора, отсутствия надлежащего контакта, старения или надлома плавких вставок пластинчатых предохранителей, неправильной установки предохранителей по номинальному току плавкой вставки.

При перегрузке участка сети или трансформатора обычно сгорает плавкая вставка предохранителя на одной фазе, при коротком замыкании — на двух-трех фазах.

Когда происходит сгорание плавких вставок предохранителей из-за отсутствия надлежащего контакта (например, из-за наличия недовернутых болтов), на контактных поверхностях появляется окалина или подгорание.

Старение и надлом проволок пластинчатых предохранителей определяют при их осмотре. Новый предохранитель устанавливают по номинальному току сгоревшего. При этом следят за наличием хорошего контакта и целостью проволок пластинчатых предохранителей. Установку предохранителя производят при снятом напряжении— предварительно отключают соответствующий рубильник или выключатель.

Если при включении плавкая вставка предохранителя не сгорит, проверяют напряжение на участке сети и токоизмерительными клещами измеряют нагрузку. Плавкая вставка предохранителя при включении перегорает, когда на защищаемом участке сети имеется короткое замыкание.

Если защищаемым участком является абонентская сеть, ее отключают до устранения короткого замыкания, если же кабельная линия, эксплуатируемая предприятием электросети, то дежурная бригада отключает рубильники или предохранители во всех вводах на поврежденной кабельной линии и проверяет изоляцию линии мегомметром.

Когда показания мегомметра указывают на неисправность линии, дежурная бригада обходит трассу кабельной линии. Обнаружив раскопку на трассе и механическое повреждение кабеля, бригада временно устраняет повреждение (производит разделку кабеля, разводку фаз, временную скрутку) и подает напряжение.

В этом случае, если место повреждения не обнаружено или временное исправление невозможно, дежурная бригада вызывает специальную бригаду для определения места повреждения или ремонтную бригаду для ремонта кабельной линии. Бригада принимает также меры по восстановлению питания электроэнергией всех или хотя бы части потребителей, переключая вводное устройство с одного питающего кабеля на другой, когда их два, либо прокладывает шланговый кабель от ближайшей ТП или ввода, находящегося под напряжением. На концах отключенной кабельной линии вывешивают плакаты «Не включать — повреждено».

Если оперативная бригада установила, что сгорание плавких вставок предохранителей произошло в ТП в сторону воздушной линии, она заменяет предохранители. При повторном сгорании плавких вставок предохранителей бригада осматривает воздушную линию для установления причины их сгорания.

При обнаружении наброса, схлестывания или обрыва проводов оперативная бригада немедленно устраняет повреждение. Если она своими силами не может устранить повреждение, то отключает линию, подбирает оборванные провода, свертывает, подвешивает их на высоте не менее 2,5 м, при возможности производит включение линии и вызывает бригаду по ремонту воздушных линий.

Когда перегорает предохранитель со стороны низшего напряжения трансформатора, отключают его нагрузку общим рубильником или рубильниками отходящих линий; снимают предохранители с перегоревшими плавкими вставками и устанавливают новые, а также производят обратное включение отключенных рубильников, после чего измеряют нагрузку трансформатора и выясняют причину перегорания плавких вставок.

Номинальный ток предохранителей, защищающих трансформатор со стороны низшего напряжения, должен соответствовать номинальному току трансформатора.

При перегрузке трансформатора оперативная бригада принимает следующие меры:

если трансформатор снабжает электроэнергией одного потребителя, бригада проверяет селективность защиты предохранителями сети потребителя по сравнению с защитой предохранителями трансформатора в ТП (предохранители у потребителя должны иметь номинальный ток плавкой вставки на ступень ниже, чем на трансформаторе в ТП) и предлагает потребителю установить предохранители, требуемые по селективности;

если трансформатор снабжает электроэнергией группу бытовых потребителей, бригада при наличии перегрузки до 30% устанавливает предохранители на завышенный ток, затем извещает эксплуатационный персонал участка о необходимости принятия мер для разгрузки участка сети.

При перегрузке свыше 30% оперативная бригада немедленно снижает нагрузку трансформатора, передавая часть ее на другие трансформаторы по имеющимся линиям или временным перемычкам из провода в резиновом шланге, а если связей с другими трансформаторами нет, то путем ограничения в первую очередь потребителей с силовой нагрузкой.

Если бригада с помощью индикатора обнаружила, что отсутствует напряжение на одной из фаз на сборных шинах напряжением до 1 кВ, а предохранители на щите низшего напряжения целы, то проверяет напряжение на выводах низшего напряжения трансформатора. Отсутствие напряжения на одной из фаз указывает на сгорание плавкой вставки предохранителя на стороне высшего напряжения трансформатора.

Предохранители со стороны высшего напряжения трансформаторов в электрических сетях до 10кВ устанавливают на номинальный ток, в 2 — 3 раза превышающий номинальный ток трансформатора. Поэтому основной причиной сгорания плавких вставок предохранителей, установленных со стороны высшего напряжения трансформаторов, является короткое замыкание в трансформаторе или в перемычках, присоединяющих его к сети. Сгорание плавких вставок предохранителей трансформатора может быть вызвано также коротким замыканием в сети низшего напряжения трансформатора, не отключенным своевременно предохранителями.

Оперативная бригада осматривает предохранители со стороны высшего напряжения трансформатора. Если плавкая вставка предохранителя сгорает, то из нижней части фарфорового патрона предохранителя ПК выпадает указатель срабатывания. Бригада проверяет, нет ли напряжения выше 1000В на выводах низшего напряжения трансформатора, после чего его отключает.

При обнаружении напряжения выше 1000В на выводах низшего напряжения трансформатора (что указывает на соединение обмоток высшего и низшего напряжения внутри трансформатора) электромонтер, надев резиновые перчатки и стоя на изолированном основании, отключает рубильник трансформатора или отходящих линий, а затем и трансформатор со стороны высшего напряжения.

Если при отключении трансформатора разъединителем появляется большая электрическая дуга, не позволяющая отключить трансформатор (обмотка его имеет заземление), то оперативная бригада немедленно выезжает в распределительный пункт и отключает выключатель линии, к которой подключен поврежденный трансформатор, затем возвращается в трансформаторную подстанцию, отключает трансформатор, вешает плакат «Не включать — повреждено» и возвращается в РП, где включает отключенный выключатель линии.

После отключения трансформатора снимают предохранители со стороны высшего напряжения и проверяют мегомметром трансформатор и перемычки к нему. Если при проверке окажется, что какая-либо обмотка трансформатора или перемычка повреждена, оперативная бригада немедленно переключает потребителей, питавшихся электроэнергией от данного трансформатора, на другие трансформаторы этой или соседних ТП. Когда в трансформаторной подстанции, автоматизированной по двухлучевой схеме, сгорают предохранители со стороны высшего напряжения трансформатора на фазах, к которым подключены отключающие катушки контакторов, контакторные станции автоматически переключают нагрузку на трансформатор другого луча.

В этом случае оперативная бригада проверяет нагрузку на трансформаторе и при необходимости переключает часть ее на соседние ТП. На присоединениях поврежденного трансформатора со стороны высшего и низшего напряжения вешают плакат «Не включать — повреждено».

Если проверка мегомметром не обнаружила повреждения обмоток трансформатора, это еще не значит, что трансформатор исправен, так как имеется распространенный вид повреждения трансформатора — витковое короткое замыкание, которое не может быть определено измерительными приборами, имеющимися в распоряжении оперативной бригады. Дальнейшие операции с трансформатором следует производить осторожно во избежание возможного короткого замыкания.

Для полной уверенности в исправности трансформатора включают его со стороны низшего напряжения предохранителями, рассчитанными только на ток холостого хода трансформатора (примерно 10% номинального тока). Если при включении плавкие вставки предохранителей не перегорают, трансформатор включается спокойно и работает нормально (нет усиленного гула, бурления масла, потрескивания), а указатель напряжения показывает, что на всех трех выводах обмотки высшего напряжения имеется напряжение, — трансформатор можно включить в работу. Для этого его отключают, предохранители со стороны высшего напряжения с перегоревшими плавкими вставками заменяют новыми, со стороны низшего напряжения устанавливают предохранители с плавкими вставками по номинальному току трансформатора и трансформатор включают в работу.

При отсутствии в ТП постороннего источника напряжения трансформатор включают со стороны высшего напряжения при установке предохранителей на минимально возможный ток. Сгорание предохранителей при включении трансформатора указывает, что он поврежден.

Силовые трансформаторы в некоторых случаях присоединяют к сети 6 — 10кВ автоматическими выключателями, которые отключают трансформаторы при коротком замыкании в их обмотках или при пуске короткозамкнутых электродвигателей, при коротком замыкании в сети низшего напряжения, когда предохранители на стороне низшего напряжения не успевают перегореть.

Оперативная бригада, обнаружив, что в ТП отключился выключатель силового трансформатора, выясняет через диспетчера сети, не отмечался ли в центре питания «толчок» или «кратковременная земля», и, если подобные явления отмечены не были, отключает трансформатор со стороны низшего напряжения предохранителями или рубильником и включает выключатель. Когда же ненормальные явления (гул, потрескивание) при включении трансформатора отсутствуют, включают рубильники или предохранители со стороны низшего напряжения. Если выключатель вновь отключился, необходимо проверить трансформатор и перемычки. При повреждении силового трансформатора его заменяют.

Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ — Отказы предохранителей и способы их предупреждения

Содержание материала

ПЛАВКИЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
Отказы, связанные с перегоранием и механическим повреждением плавких предохранителей, составляют 1—2 % общего числа отказов в устройствах СЦБ. Значительное число из них вызывается различными причинами, связанными с работой схемы и приводящими к броскам тока в цепи. Однако зачастую причиной отказа бывает и сам предохранитель или его неправильное применение. Наиболее характерные причины нарушения работы предохранителей в основном сводятся к следующим: проектом заложен неправильный номинал предохранителя, а при вводе устройств в эксплуатацию фактический ток в цепи при максимальной нагрузке не проверялся; некачественно впаяна плавкая вставка предохранителя (диаметр провода не соответствует номиналу, провод надрезан при зачистке, холодная пайка); естественное старение и окисление плавкой вставки (особенно в незастекленном предохранителе); обрыв плавкой вставки в предохранителе с контролем перегорания из-за неправильной регулировки сигнальной пружины; излом соединительной пластины контактного мостика двухштырной клеммы при низкой температуре из-за линейного сжатия; плохой контакт ножки фарфорового предохранителя в гнезде.
В табл. 8 дано распределение отказов по причинам.


Автоматический выключатель многократный.

Все устанавливаемые в устройствах СЦБ предохранители должны соответствовать техническим условиям. Предохранители банановые на
цоколе с контролем перегорания (черт. № 20876.00.00) подбирают в соответствии с табл. 9, предохранители банановые на клемме (черт. № 20871.00.00) — в соответствии с табл. 10.
Предохранитель на цоколе номиналом 0,3 А (черт. № 20872.00.00) не имеет контроля перегорания. Предельный ток для него 0,45 А, ток плавления 0,6-0,65 А, диаметр плавкой вставки 0,06 мм, активное сопротивление 7 Ом.
Плавкая вставка для предохранителей с контролем перегорания номиналом 0,5 и 1 А и плавкая вставка для предохранителей на клемме номиналом 0,3 и 0,4 А изготовляются из константановой проволоки, а для всех остальных номиналов используется голая красно-медная проволока марки МТ.
Таблица 9

Диаметр
плавкой
вставки,
мм

Активное сопротивление плавкой вставки, Ом

Диаметр
плавкой
вставки,
мм

Активное сопротивление плавкой вставки. Ом

Иногда при отсутствии голой красно-медной проволоки для плавкой вставки используют медный обмоточный провод типа ПЭЛ. При этом следует иметь в виду, что разница между наружным диаметром провода с изоляцией и диаметром голого провода возрастает с увеличением наружного диаметра провода:

При использовании эмалированной проволоки в качестве плавкой вставки эмаль лучше всего снимать муравьиной кислотой, паяльной пастой, глицерином.
Для уменьшения числа отказов предохранителей и сокращения времени восстановления работы устройств СЦБ на дорогах организована система технического обслуживания и ремонта предохранителей. Важное место в этой системе отводится выполнению технологического процесса обслуживания устройств сигнализации перегорания плавких вставок предохранителей и планового текущего ремонта предохранителей. Работы по ремонту предохранителей и регулировке сигнализации перегорания сведены в технологические карты. В каждой карте указывается наименование работы, периодичность выполнения данной работы, профессия исполнителей и выполняемые пункты. Каждая работа делится на необходимое число операций, позволяющих выполнить заданную работу в полном объеме.

Технологический процесс содержит объем работ по ремонту предохранителей, регулировке сигнальных контактов на цоколях предохранителей и калибровке проволоки для плавких вставок, выполняемых работниками ремонтно-технологических участков и электромеханиками, обслуживающими устройства.
Технологией предусматривается контроль качества нового или отремонтированного предохранителя. Проверяется качество пайки, надежность контакта (по сопротивлению). В предохранителе, имеющем сигнальное устройство, проверяются правильность регулировки и надежность его действия, соответствие маркировки проволоки номинальному току, а также калибровка проволоки для плавких вставок.
Для этой цели рекомендуется применять специальный стенд, разработанный Люблинской дистанцией сигнализации и связи Московской дороги (рис. 15). Стенд состоит из трех панелей и вытяжной камеры с принудительной вентиляцией для удаления гари и газов при пайке. Над стендом расположен козырек с лампой дневного света Л2. На первой панели стенда (слева) имеются регулятор напряжения Т2 типа ЛАТР-2, цоколь испытываемого предохранителя КЗ, выводы Кл1 и Кл2 для подключения амперметра, розетка на напряжение 220 В, тумблеры Т62 и Тб3 для включения соответственно двигателя вытяжного устройства М и регулятора напряжения Т2.

Рис. 15. Схема стенда для испытания предохранителей

На второй панели стенда (справа) имеются индикатор И с нулем в середине шкалы, цоколи К1 и К2 для образцового и проверяемого предохранителей, кнопки Грубо и Точно, переключатель чувствительности индикатора на три положения в зависимости от номинала проверяемого предохранителя (положение 1 — 0,3—3 А, 2 — 3—10 А, 3 — 10—30 А); розетки на напряжения 36 и 220 В, тумблеры Тб1 и Тб4 для включения соответственно моста постоянного тока и лампы дневного света Л2. На третьей панели стенда (посередине) находятся образцовые предохранители всех номиналов (черт. № 20871, 20872 и 20876), набор регулировочных инструментов, переносная подставка для паяльника. Стенд имеет винт для подключения заземления.
Стенд дополняется приспособлением для проверки пружин сигнального устройства предохранителя и измерительными приборами — секундомерами, мегаомметром и амперметром.
Стенд имеет два основных участка: первый — для испытания предохранителей и калибровки проволоки по току, а также для контроля правильности регулировки сигнального устройства предохранителя; второй — для контроля качества пайки предохранителя и соответствия номинала проверяемого предохранителя образцовому. Первый участок смонтирован на первой панели стенда, второй — на третьей.
Для испытаний предохранителя по току к выводам Кп1 и Кл2 следует подключить амперметр, вставить испытуемый предохранитель в цоколь, включить тумблер ТбЗ. Трансформатор ТЗ использован типа СТ-3. При плавном увеличении напряжения ЛАТРом Т2 до перегорания предохранителя определяется ток плавления по амперметру. По этому же амперметру устанавливается предельный ток предохранителя. На цоколе КЗ проверяется правильность регулировки сигнального устройства проверяемого предохранителя.
Каждый предохранитель, имеющий сигнальное устройство, проверяется на правильность его регулировки, для чего в стенд вмонтирован звонок, подключенный к сигнальным контактам цоколя. С помощью приспособления проверяется характеристика пружины сигнального устройства предохранителя. Если она удовлетворяет параметрам, дальнейшая проверка проводится на цоколе КЗ. Предохранитель без напаянной плавкой вставки вставляется в цоколь. Если выход сигнального стержня удовлетворяет нормам, стержень замыкает сигнальные контакты цоколя и звонок звонит.
Предохранитель с напаянной плавкой вставкой вставляется в цоколь, если выход сигнального стержня удовлетворяет нормам, сигнальные контакты не замыкаются и звонок не звонит.
Качество пайки проверяемого предохранителя контролируется с помощью моста постоянного тока методом сравнения с образцовым. Питание моста постоянного тока поступает от трансформатора Т1 типа СОБС-2А. Для включения образцового и проверяемого предохранителей имеются два цоколя К1 и К2.

Вставленные в цоколи предохранители подключаются к схеме как плечи моста постоянного тока. В диагональ моста включен индикатор И. Резисторы R1 (0,6 Ом) и R2 (0,6 Ом) также служат плечами моста постоянного тока. Так как диапазон проверяемых предохранителей по номинальному току очень широк, то имеется необходимость изменять чувствительность моста. Для этого в схеме имеются переключатель чувствительности и резисторы R3 (15 Ом) и R4 (5,1 Ом).
Предохранители номиналов от 0,3 до 3 А проверяются при включении в цепь резистора R3. Предохранители на номинальный ток от 3 до 10 А проверяются при включении в цепь резистора R4 (переключатель в положении 2 — «3 А — 10 А»). Предохранители на номинальный ток от 10 до 30 А проверяются при подключении к мосту постоянного тока всего напряжения с выпрямителя VD1 — VD4 (Д242). Так как качество пайки проверяемого предохранителя может быть различным, а также не исключена возможность напайки калиброванной проволоки не того номинала, проверку следует начинать с нажатия кнопки Грубо. Если стрелка индикатора не отклоняется, нажимают кнопку Точно. Ток, протекающий через проверяемый и образцовый предохранители, составляет не более 20 % их номинала. Резистор R5 — 500 Ом.
Качественно изготовленным предохранителем считается тот, при сравнении которого с образцовым отклонение стрелки индикатора не превышает пяти малых делений. Большее отклонение стрелки индикатора свидетельствует о наличии повышенного переходного сопротивления, причинами чего могут быть плохой контакт в выводах, некачественная пайка плавкой вставки или несоответствие ее диаметра номиналу предохранителя и т. п.
Поскольку чаще всего наблюдались случаи несрабатывания сигнализации у предохранителей номиналом 5 А и выше, для напайки этих предохранителей можно применять вставку на 1 А из константановой проволоки с контролем перегорания и параллельно ей в том же предохранителе медную плавкую вставку на номинал, соответствующий маркировке предохранителя. Так как сопротивление константановой вставки превышает сопротивление медной в 100 раз и более, то весь рабочий ток будет проходить через медную плавкую вставку, а после ее сгорания мгновенно сгорит константановая, что приведет к срабатыванию сигнализации. При этом ток плавления предохранителя с расщепленной плавкой вставкой будет соответствовать нормативному значению.
На Прибалтийской дороге большинство постов ЭЦ оборудовано устройствами оптического контроля перегорания предохранителей (рис. 16). Здесь все контрольные лампы (коммутаторные напряжением 60 В) смонтированы на специальном щитке, установленном на одном из стативов в релейном помещении. Конструкция ламподержателя не допускает короткого замыкания при случайном повороте лампы.

Лампы получают питание от источников тока напряжением 24 В постоянного или переменного тока и горят вполнакала. Потребляемая ими мощность на посту МРЦ (самой крупной станции) не превышает 60 Вт. Каждая лампа контролирует целость одного или двух предохранителей, названия которых указаны под ней. При перегорании предохранителя лампа гаснет.
Из общего числа предохранителей на посту ЭЦ в таком контроле нуждаются не более 20—30, так как отыскание перегоревших стрелочных, сигнальных, лучевых и некоторых других предохранителей никаких трудностей не представляет.
При использовании такой схемы следует иметь в виду, что в общий провод, по которому подается одностороннее питание на все или группу контрольных ламп, нельзя включать кнопку, рубильник, тумблер, так как в случае перегорания одного из предохранителей при отключенном общем проводе соответствующие цепи будут питаться по обходной цепи: исправные предохранители — горящие лампы — общий провод — лампа перегоревшего предохранителя — цепи нагрузки. По этой же причине нельзя включать в общий провод гасящий резистор для уменьшения расхода электроэнергии.
Недопустимым является и включение контрольных ламп параллельно предохранителю, так как в этом случае при перегорании предохранителя создается цепь нагрузки, проходящая через лампу. Напряжение на нагрузке при этом полностью зависит от ее сопротивления, а схема может быть в неопределенном состоянии.
Большую пользу для быстрого отыскания перегоревшего предохранителя оказывают специальные диагностические таблицы с указанием внешних признаков, сопутствующих перегоранию предохранителя (табл. 11). Таблица обычно составляется постепенно в свободное от поездов время при поочередном изъятии отдельных предохранителей с одновременным анализом схемы устройств. Диагностическая таблица предохранителей представляет собой также ценное пособие при проведении занятий.
На некоторых дистанциях испытывались схемы с резервированием отдельных предохранителей. Один из вариантов такой схемы приведен на рис. 17. При перегорании основного предохранителя реле контроля предохранителя КП отпускает якорь, цепи питаются через резервный предохранитель, а одним из контактов реле включается сигнализация о перегорании основного предохранителя. После замены основного предохранителя реле КП возбуждается искусственно.
Для резервирования и контроля предохранителей (до 5 А при напряжении 24 В) на дорогах нашли применение лампы накаливания.

Рис. 16. Схема контроля перегорания предохранителей

При этом параллельно предохранителю устанавливаются лампы на номинальное напряжение 50 В, мощностью 500 Вт (лампы ПЖ50-500, применяемые в прожекторах электровозов). Сопротивление холодной нити такой лампы 0,45 Ом, что приблизительно в 20 раз больше сопротивления нити стандартного предохранителя 5 А; поэтому, когда нормальный ток протекает через такую нить, влияние лампы незначительное. После перегорания предохранителя весь ток протекает через лампу, обеспечивая работоспособность схемы. При токе нагрузки 2,5—3,0 А нить лампы слабо накаливается и падение напряжения на ней составляет 2—3 В, что отрицательно влияет на работу схемы.
Таблица 11

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector
Ток, А