""

Методы определения причин неисправности приборов

Методы определения причин неисправности приборов

Рассмотрим наиболее характерные и часто встречающиеся неисправности приборов, вызываемые различными дефектами электрической цепи.

Отклонение стрелки за пределы шкалы в указателях температуры охлаждающей жидкости, давления масла (воздуха) и уровня топлива вызывается обрывом или замыканием на корпус автомобиля провода, соединяющего датчики и указатели.

В случае обрыва провода в момент включения зажигания в указателях температуры охлаждающей жидкости, давления масла и воздуха стрелка будет резко отклоняться до отказа влево от крайнего левого деления шкалы, а в указателе уровня топлива — вправо за деление «П» шкалы. После выключения цепи стрелка указателя проверяемого прибора устанавливается в исходное положение немного левее крайнего левого деления шкалы.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Для проверки провода, соединяющего датчик и неисправно работающий указатель, на обрыв необходимо при включенной цепи контрольно-измерительных приборов отсоединить привод от датчика и подключить его через последовательно включенную лампу (мощностью 1—3 Вт) на корпус автомобиля. Если провод оборван, то лампа гореть не будет и положение стрелки указателя не изменяется. Оборванный проводник заменяют или производят пайку места обрыва с последующей изоляцией отремонтированного участка.

В случае замыкания провода на корпус автомобиля в момент включения зажигания в указателях температуры охлаждающей жидкости, давления масла и давления воздуха стрелка будет резко отклоняться вправо за пределы шкалы, а в указателе уровня топлива — влево от нуля. Для проверки провода, соединяющего датчик и неисправно работающий указатель, на замыкание с корпусом автомобиля необходимо при включенной цепи отсоединить провод от зажима датчика. Если стрелка указателя не изменит своего положения, то провод замкнут на корпус автомобиля. Неисправный провод заменяют или изолируют поврежденный участок.

Резкие колебания стрелки и неточное показание указателей контрольно-измерительных приборов обычно происходят при неплотном креплении наконечников проводов, что создает в цепи ненадежный контакт с большим переходным сопротивлением. Слабое крепление наконечников проводов на зажимах приборов устраняется подтягиванием винтов или гаек крепления наконечников, а также более плотной посадкой штекерных соединений.

Неисправности указателя и датчика электрического манометра. При обрыве спирали реостата датчика (см. рис. 86) или плохом контакте ползунков со спиралью реостата стрелка приемника отклоняется влево от нулевого деления. Нарушение регулировки датчика приводит к неправильным показаниям указателя. В случае обрыва в цепи катушки стрелка указателя отклоняется за максимальное деление шкалы. При обрыве в цепи катушек К2 и К3 стрелка указателя отклоняется влево от нулевого деления.

Обрыв в цепи катушек приборов происходит в результате расплавления провода током большой силы при повышенном напряжении генератора или замыкании провода, соединяющего приемник с датчиком на корпус автомобиля. Правильность показаний указателя давления можно проверить контрольным манометром, подсоединенным к масляной магистрали двигателя или воздушной магистрали тормозной системы.

Проверку катушек указателей давления масла, воздуха, уровн’я топлива и температуры на обрыв производят с помощью аккумуляторной батареи с последовательным включением в цепь проверяемой катушки лампочки мощностью 1 Вт. При обрыве цепи катушки лампа не горит. Исправность катушек проверяют также омметром с последующим сопоставлением измеренной величины сопротивления с техническими данными. В случае обрыва катушки омметр регистрирует бесконечность.

Для определения состояния датчиков измеряют омметром их сопротивление и сравнивают замеренную величину с техническими данными. В датчиках указателей давления масла (воздуха) и уровня топлива сопротивление замеряют при полностью включенном реостате проверяемого датчика.

Неисправности указателя и датчика электрического термометра. При изменении первоначального сопротивления терморезистора датчика показания указателя будут неточные. В случае перегрева датчика, что может быть при пуске и прогреве двигателя без воды в системе охлаждения и недопустимом понижении уровня воды в системе, датчик выходит из строя. Обрыв в цепи катушки К1 указателя вызывает отклонение стрелки влево за пределы шкалы. При обрыве в цепи катушек К2 и КЗ стрелка указателя устанавливается в крайнее правое положение.

Нарушения цепи катушек возникают вследствие расплавления проводника катушек при повышенном напряжении генератора и замыкании провода, соединяющего указатель с датчиком, на корпус автомобиля. Правильность показаний указателя температуры можно проверить с помощью контрольного термометра.

Неисправности указателя и датчика измерителя уровня топлива. При нарушении контакта ползунков со спиралью реостата датчика из-за износа контактных поверхностей ползунков или спирали реостата будет прерываться ток в цепи указателя и стрелка приемника будет резко колебаться.

При обрыве спирали реостата датчика стрелка приемника будет располагаться за делением «П» до тех пор, пока ползунки реостата не переместятся до места обрыва, после чего стрелка устанавливается на соответствующее деление шкалы.

При обрыве в цепи катушки К1 стрелка приемника устанавливается за деление «П» шкалы, а при обрыве в цепи катушек К2 и КЗ — левее деления «О» шкалы.

Правильность показаний указателя уровня топлива на автомобиле можно проверить, наполняя или опорожняя полный бак с помощью мерной посуды.

Неисправности сигнализаторов давления масла и воздуха. При включенном зажигании и неработающем двигателе лампа сигнализатора не горит. Для проверки исправности лампы и провода, соединяющего лампу с датчиком, замыкают проводником зажим датчика на корпус автомобиля. Если лампа загорается, то датчик неисправен и его нужно заменить. Дефектом датчика в этом случае является окисление контактов включения лампы или разрушение диафрагмы.

Если лампа сигнализатора гаснет только при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, необходимо проверить давление в системе смазки двигателя с помощью манометра, и если давление нормальное, датчик сигнализатора следует заменить.

Неисправности сигнализаторов температуры охлаждающей жидкости и масла. При включенном зажигании лампа сигнализатора горит при низкой температуре жидкости в системе охлаждения. Для проверки датчика нужно отсоединить провод от датчика и, если лампа погаснет, заменить датчик.

Не работает спидометр (тахометр). Эта неисправность возникает вследствие обрыва троса, выхода конца троса из зацепления при ослаблении крепления его оболочки, заедании в механизме счетного узла спидометра, а в спидометрах и тахометрах с электроприводом — вследствие нарушения контакта в штекерном соединении проводов, соединяющих датчик и указатель, и обрыве цепи питания обмотки указателя.

Резкое колебание стрелки спидометра и тахометра с приводом от гибкого вала возникает в результате неравномерного вращения троса вследствие износа граней его концов, защемлении троса в местах крепления, значительном перегибе его и отсутствии смазки. Изношенный и деформированный трос заменяют. Смазку троса производят смазкой ГОИ -54 или ЦИАТИМ -201.

Неточное показание спидометра и тахометра вызывается нарушением регулировки и усталостью пружины, а также размагничиванием магнита скоростного узла. Натяжение пружины регулируют, а магнит подмагничивают.

Для определения исправности троса необходимо отъединить его от места крепления у коробки передач или двигателя и провертывать освободившийся конец рукой. Если трос вращается, а стрелка не отклоняется от нулевого деления шкалы и счетный узел в спидометре не работает, то трос оборван и его надо заменить. Если произошло заедание троса или механизма счетного узла — трос не вращается. В этом случае проверяют раздельно исправность троса и указателя.

SergAggro › Блог › Как выявить и устранить неисправности топливной системы?

Одним из важнейших механизмов автомобиля, отвечающих за бесперебойное снабжение двигателя горючим, является топливная система. С течением времени ее узлы приходят в негодность по причине естественного износа или неправильной эксплуатации. Определить, в чем заключается причина неисправности топливной системы, порой нелегко, и для этого может понадобиться тщательная пошаговая диагностика. Дело в том, что не всегда замеченные признаки неисправности свидетельствуют о неполадках в механизме топливоподачи, проблемы могут возникнуть в цилиндро-поршневой группе, системе зажигания, а также в электропитающих цепях. Поговорим о том, каковы признаки неполадок топливной системы, чем они могут быть вызваны, как их выявить и устранить.

Признаки неисправности
Поломки системы питания обычно происходят из-за регулярного использования некачественного горючего, в котором содержится вода или грязь. Для очистки его от посторонних примесей устанавливаются топливные фильтры. Эти очистители имеют ограниченный срок годности, указанный в документах, и должны меняться после определенного пробега. Если автовладелец не уверен в качестве используемого горючего, фильтры рекомендуется менять в 1,5-2 раза чаще. Кроме того, необходимо периодически очищать от загрязнений форсунки, бак и другие компоненты механизма.
Наиболее распространены нижеперечисленные признаки неисправности системы подачи горючего:

Двигатель запускается с трудом или не заводится вообще.
Мотор не развивает нужной мощности, не увеличивается количество оборотов.
В работе силового агрегата (дизеля или бензинового) появляются сбои.
В функции двигателя заметен провал, если быстро нажать на акселератор.
Бортовой компьютер выдает соответствующие коды ошибок.
«Врет» топливомер.
Свечи зажигания покрыты налетом.
Увеличивается расход горючего.
При работе двигателя внутри салона чувствуется запах бензина или дизтоплива.
При осмотре шлангов и трубок, а также мест соединений на них заметны следы протекания, поверхность деталей топливной системы может быть влажной.
Если протечки достаточно большие, следы вытекшего горючего можно заметить под автомобилем.
Появление одного или нескольких таких симптомов является поводом для серьезной проверки механизма питания и сопряженных с ним систем.

Причины неполадок
Нарушения в работе топливной системы возникают по следующим причинам:

Использование горючего низкого качества.
Попадание в бак (обычно вместе с топливом) воды и грязи.
Засорение элементов системы питания: фильтров, трубопроводов, впрыскивающих форсунок, топливного насоса, карбюратора (инжектора).
Полная или частичная потеря функции сливного трубопровода.
Поломка насоса (если нагнетатель погружного типа, то из-за частых поездок с малым количеством горючего в баке он может перегреться).
Ухудшение работы насоса.
Быстрое падение давления топлива после того, как выключено зажигание (причиной является неисправный обратный клапан нагнетателя, который не выдерживает давления).
Поломка регулятора топливного давления.
Приход в негодность элементов электропитания насоса или же плохой контакт в местах соединений электроцепи.
Износ дозирующих частей карбюратора или форсунок инжектора.
Ослабление хомутов в местах крепления шлангов.
Механические повреждения резиновых или металлических трубопроводов.
Нарушение регулировки или выход из строя инжектора (карбюратора).
Поломка датчиков (ДМРВ, ДК, ДУТ).
Неисправность топливомера.
Нарушение герметичности прокладок и уплотнений.
Чтобы определить точную причину неисправности, необходима тщательная проверка. Как уже говорилось, причиной проблем может быть не только система топливоподачи, но и связанные с ней механизмы.

Порядок диагностики
Прежде чем приступить к глубокому исследованию, нужно, удостовериться, что:

В бензобаке достаточно горючего.
Свечи зажигания исправны (выдают хорошую искру).
Под машиной не видно явных следов вытекшего бензина (дизтоплива).
Если любой из этих пунктов не соблюден – проверку можно заканчивать, не начиная. Если топлива в баке хватает, а искрообразование в норме – нужно проверять механизм топливоподачи.

Читайте также:  Попеременное мигание светодиодов

Проверяя наличие искры, следует внимательно осмотреть поверхность свечей. Если на ней есть темные пятна – неисправны форсунки или понижено давление. Если свечи стали красными – привычное место заправки следует сменить.

Чтобы упростить и ускорить процесс диагностики, следует предварительно провести три контрольных процедуры, разделив поиск неполадок системы по участкам. Для этого надо проверить:

Функцию топливного насоса.
Качество работы впрыскивающих форсунок.
Полноту подачи горючего в карбюратор (инжектор), а также уровень давления.
Проверка насоса
Понять, что электронасос работает, можно по тонкому жужжанию, которое раздается после включения зажигания. Если нагнетатель расположен не в баке, а в нижней части машины, можно почувствовать слабую вибрацию, которую электрический мотор передает на корпус, прикоснувшись к днищу рукой.

Если электронасос не работает, сначала нужно проверить связанный с ним предохранитель. Если предохранитель не перегорел, нужно удостовериться в исправности соответствующего реле (когда оно срабатывает, слышен звук, а корпус элемента слегка вибрирует).

Бывает так, что нагнетатель не работает даже при исправном реле и целом предохранителе. В этом случае следует постучать по нему (но не очень сильно) – иногда механизм этого узла «зависает», и такая встряска помогает вновь привести его в действие. Если это не помогло, проверьте подачу напряжения, подсоединив вольтметр к клеммам электронасоса. Если разность потенциалов на нормальном уровне – нагнетатель вышел из строя. Нулевая укажет на неполадки в энергопитающих кабелях.

Если насос работает нормально, нужно проверить давление подаваемого топлива (если нагнетающее устройство относится к погружному типу), или, если узел наружный и к его клеммам имеется нормальный доступ, измерить уровень поступающего напряжения. Это делается с помощью вольтметра, подсоединенного к клеммам. При этом не следует отсоединять колодку, поскольку полученные данные в этом случае не будут соответствовать реальным, имеющим место в обычных условиях. Нормальный показатель напряжения для легковых автомобилей составляет 12В, на грузовых машинах он в 2 раза выше – 24В. Если разность потенциалов под нагрузкой ниже нормальной, то этим и объясняется пониженная функция электронасоса.

Перед тем, как приступить к проверке давления, которое выдает нагнетатель, нужно вынуть соответствующий предохранитель (или отключить разъем) и запустить мотор, который должен поработать, пока не заглохнет. Это поможет выработать остатки горючего на линии питания двигателя и, таким образом, сбросить остаточное давление.

Проведение замеров в топливной рампе
Как правило, топливная рампа снабжается штуцером, к которому при необходимости подключают манометр. Если его нет, то манометр нужно подсоединить к топливной магистрали на отрезке, отделяющем рампу от топливного фильтра. Затем возобновляется подача электроэнергии на насос, после чего включается зажигание. Время работы нагнетателя в режиме подкачки составляет приблизительно 2 секунды – этого достаточно, чтобы уровень давления поднялся до рабочего (обычно 2,5 – 3,5 МПа). Если же режим подкачки не предусмотрен конструкцией электронасоса, то он может быть включен принудительно. Для этого контакты на реле должны быть замкнуты.

Если данные, показанные манометром, слишком малы, или увеличиваются недопустимо медленно, надо установить причину. Проблемы могут заключаться в изношенном нагнетателе, забитом фильтрующем элементе или в нерабочем РДТ (регуляторе давления топлива). Последний проверить легче всего – достаточно с помощью струбцины пережать магистраль слива и произвести измерения манометром. Если они увеличились – РДТ вышел из строя.

Если уровень давления выше нормы, нужно отсоединить трубопровод слива, подставив под него предварительно емкость, и посмотреть, как изменятся результаты измерений. Если они остались прежними – причина в неисправности РДТ, если снизились – забита сливная магистраль.

После пуска ДВС показатель давления внутри рампы должен несколько снизиться (приблизительно на 0,5 МПа), а если быстро нажать на акселератор – остаться прежним.

Затем надо на короткое время пережать переходную трубку после манометра или магистраль слива. Это при исправном топливном нагнетателе должно привести к росту давления приблизительно в 2 раза. Если после пережатия оно не увеличилось (рабочее при этом в норме), следует сделать вывод, что топливо не идет через сливной трубопровод, а предельно изношенный электронасос не может «продавить» клапан РДТ. Есть и второй вариант – имеет место утечка жидкости в шланге топливоподачи, расположенном в баке.

Уровень давления может расти слишком медленно при засоренном топливном фильтре.

Выполняя измерения, нужно обратить внимание на то, как ведет себя стрелка манометра, когда силовой агрегат работает на холостом ходу. Если работа системы не нарушена, она должна слегка подрагивать. Значительная амплитуда колебаний стрелки – показатель засоренности сетки топливного нагнетателя или, в более редких случаях, неисправности РДТ.

Затем зажигание нужно выключить. После остановки двигателя показатель давления должен оставаться прежним. Его падение сигнализирует о возможном наличии следующих неполадок:

Выход из строя обратного клапана электронасоса.
Разгерметизация впрыскивающих форсунок.
Поломка РДТ.
Чтобы установить точную причину, мотор нужно снова завести и заглушить, предварительно пережав трубопровод подачи горючего. Если давление снижается – форсунки утратили герметичность, если же оно остается неизменным – неисправен РДТ.

Проводя поиск неисправности механизма топливоподачи, стоит также проверить, какова производительность нагнетателя горючего, после чего сравнить ее со значениями, которые указаны в документации изготовителя. Делается это следующим образом. Разъедините топливную магистраль за фильтром и включите электронасос, направив струю горючего в измерительную емкость. Нагнетатель должен проработать в течение 1 минуты. Если объем вытекшей жидкости меньше, чем указано в документации, это может говорить о загрязненности топливного фильтра или о потере насосом производительности. Точно установить причину можно, отсоединив очиститель и произведя повторную проверку. Если насос неисправен, его следует заменить.

Порядок устранения неисправностей
Следует помнить, что даже единственная неисправность может повлечь за собой цепную реакцию. Например, заливка в бак некачественного или грязного горючего может привести к тому, что понадобится чистить топливную емкость, а также сетку топливоприемника, форсунки и трубопроводы. Кроме того, придется менять топливный фильтр и сливать осадок, накопившийся в отстойниках.

К основным мероприятиям, которые производятся в ходе ремонта топливного механизма, относятся:

Замена неисправных частей системы энергопитания электронасоса (предохранитель, кабели, реле, а также штекерные соединения).
Замена сломанного бензонасоса.
Очистка контактов электронасоса, реле и измерителя воздушного потока с последующей обработкой препаратами для обслуживания электрических соединений.
Замена утративших герметичность уплотнителей и прокладок.
Продувка топливопровода с помощью компрессора по направлению к баку. Чтобы это сделать, нужно открутить крышку топливной емкости и снять с всасывающего штуцера насоса шланг. После подачи в него давления должно быть слышно, как в бензобаке бурлит горючее. После того, как продувка будет завершена, необходимо прочистить сетку топливозаборника.
Замена поврежденных трубопроводов, а также ослабленных крепежей в местах соединений.
Удаление воды, попавшей в топливный резервуар. Для этого нужно слить горючее, в котором содержится вода или добавить в бензобак специальные присадки, которые свяжут молекулы воды и не дадут им причинить вред силовому агрегату при попадании в него. В качестве такой присадки можно использовать технический спирт.
Слив отстоя (если в машине имеются отстойники).
Снятие бака с последующей его очисткой, после чего емкость промывается и высушивается. Делать это нужно, если обнаружены загрязнения, или в порядке профилактики (но нечасто, в среднем 1 раз в 5-7 лет).
Периодическая очистка топливной системы, а также впрыскивающих форсунок с помощью специальных присадок, которые нужно добавлять в топливо в соответствии с инструкцией изготовителя, прилагаемой к препарату.
Очистка сетки топливоприемника, расположенной внутри бензобака.
Замена в установленные сроки топливного фильтра. Если имеются сомнения в качестве используемого топлива, очиститель меняется в 1,5-2 раза чаще. Внеплановую замену фильтрующего элемента также следует произвести, если сильное загрязнение произошло единовременно.
Замена неисправных РДТ, ДМРВ, топливного и кислородного датчиков.
Замена топливного указателя, расположенного на приборной панели (если замечено, что его показания не соответствуют действительности).
Очистка забившихся или замена изношенных впрыскивающих форсунок.
Переборка карбюратора (инжектора) с заменой неисправных элементов, очистка и продувка узлов.
Регулировка.
Необходимо помнить, что обнаруженные неисправности в системе топливоподачи следует устранять не затягивая. Утечка горючего может стать причиной возгорания транспортного средства.

Причины возникновения неисправностей в приборах

Неисправности в приборах возникают по самым различным причинам. Основными из них являются следующие:

Износ при длительной эксплуатации. В результате длительной эксплуатации изнашиваются керны, концы осей, камни, нарушается балансировка, изменяются свойства магнитов, ослабевает крепеж, окисляются (ржавеют) металлические части приборов.

Перегрузки. При перегрузках возникают механические и электрические неисправности. К таким неисправностям относятся нарушение изоляции, обрывы в цепях, короткие замыкания в катушках, рамках и добавочных сопротивлениях, обгорание зажимов, потемнение стекла и шкалы приборов, повреждение стрелки и смещение ее относительно оси, деформация подвижной части прибора.

Систематические вибрации вызывают чисто механические неисправности в приборах, связанные с появлением дополнительного трения в опорах.

Работа при пусковых режимах и частых включениях.

Вследствие большой величины пусковых токов при включении двигателей приборы работают в особо тяжелых условиях. Это вызывает быстрый износ подпятников, осей, нарушается уравновешенность, появляются неисправности стрелок приборов.

Плохое уплотнение корпусов. Вследствие плохого уплотнения корпусов- внутрь приборов попадает пыль и ферромагнитные частицы. Пыль, попадая в углубление (кратер) камня, создает дополнительное трение, вызывает увеличение вариации, ускоряет износ керна и камня. Ферромагнитные частицы, попадая в зазоры постоянного магнита подвижной системы, в зазор магнита тормоза (у счетчиков) или в зазор магнита успокоителя, препятствует свободному перемещению подвижной системы прибора, образуют задевания (зацепления) ее деталей о детали неподвижной части.

Длительное хранение приборов. При длительном хранении приборов часто подвергаются коррозии оси (керны). В результате этого у многих приборов появляется затирание, т. е. несвободное перемещение подвижной части. Кроме того, имеют место и ряд других причин, приводящих к возникновению неисправностей. К ним относятся воздействие на приборы высоких и низких температур, сырости, агрессивных паров и газов, нарушение правил и инструкций по эксплуатации приборов, небрежное обращение с приборами при эксплуатации и транспортировке и др.

Общие неисправности электроизмерительных приборов

Среди всех возможных неисправностей, встречающихся в электроизмерительных приборах, можно указать на ряд неисправностей, характерных для всех приборов непосредственного отсчета.

Такими неисправностями являются: прибор не дает показаний; прибор дает заведомо неверные показания; вариация прибора превышает установленные нормы; погрешность прибора выше нормы; невозвращение указателя в нулевое положение превышает норму;

Кроме указанных выше неисправностей, в электроизмерительных приборах могут встречаться и другие неисправности или повреждения: трещины и вмятины на корпусе, разбито или отклеилось стекло, отсутствует часть крепежа; сломана или погнута стрелка, расшатаны зажимы и др.

Методика обнаружения неисправностей

Для обнаружения неисправностей электроизмерительные приборы подвергаются: внешнему осмотру без вскрытия прибора; внутреннему осмотру после вскрытия прибора; проверке под током (напряжением).

Читайте также:  Расчет гасящего резистора для светодиода

Внешний осмотр прибора производится до снятия с прибора крышки или кожуха. При этом проверяют состояние корпуса, работу корректора, арретира, отсутствие повышенного трения в опорах, уравновешенность подвижной части, наличие свободного перемещения указателя, целость электрической цепи, величины сопротивлений постоянному току, отсутствие посторонних предметов, отсоединившихся деталей и т. п.

При проверке корпуса обращают внимание на отсутствие трещин, сколов, вмятин, плохого прилегания крышки (кожуха) к корпусу, стекла к крышке, на наличие необходимого крепежа, исправность зажимов и т. п.

Винт (головка) корректора при проверке должен свободно перемещаться в правую и левую стороны, при этом указатель прибора должен отклоняться в правую и левую стороны относительно нулевой отметки шкалы.

Исправный механический арретир в положении «Арр.» должен скреплять подвижную часть с неподвижной, снимая тем самым нагрузку с растяжек или подвесов прибора.

Наличие дополнительного трения в опорах прибора проверяется по несвободному (неплавному) перемещению указателя при медленном и многократном поворачивании винта (головки) корректора. Наличие дополнительного трения в опорах можно также определить по величине смещения указателя. Для этого указатель отклоняют корректором на некоторый угол и затем замечают, на какую величину сместится он относительно установившегося положения при легком постукивании карандашом (пальцем) по крышке (стеклу) прибора. Если величина смещения указателя больше допустимой, то это указывает на наличие дефекта в опорах: затупление керна, повреждение камня или слишком сильное зажатие между подпятниками подвижной системы.

Уравновешенность подвижной системы определяется по величине смещения указателя с нулевой отметки шкалы при наклоне прибора в. разные стороны на установленный для него угол. Если при этом величина перемещения указателя превышает установленную для прибора норму, подвижную часть прибора необходимо уравновесить (отбалансировать).

Свободное перемещение указателя определяется путем поворота прибора в горизонтальной: плоскости вокруг оси подвижной части; при этом наблюдают, насколько свободно перемещается указатель прибора.

Исправность электрических цепей и величина их сопротивления определяются при помощи тестера (омметра).

Внутренний осмотр. После проведения внешнего осмотра и при наличии неисправностей прибора снимают его кожух (крышку) и производят внутренний осмотр с целью обнаружения неисправностей и установления характера повреждения (неисправности).

При внутреннем осмотре проверяется возможность свободного перемещения подвижной части по всей шкале, определяется место обрыва электрической цепи, состояние изоляции катушек, внутренних шунтов, моментных пружин, растяжек, отсутствие коррозии металлических деталей и т. п.

Возможность свободного перемещения подвижной части, вдоль всей шкалы определяется путем дутья на стрелку прибора в направлении ее движения. Доведя таким образом стрелку до верхнего предела шкалы, прекращают дутье и наблюдают за перемещением стрелки. При наличии задеваний, стрелка прибора будет возвращаться неплавно, скачками, или остановится, не дойдя до нулевой отметки.

Задевание может произойти между крылом или сектором успокоителя и стенками камеры или магнита успокоителя, между рамкой прибора и полюсными наконечниками, между стрелкой и неровностями, шероховатостями шкалы.

Определение места обрыва электрической цепи прибора производится при помощи тестера или пробника путем последовательной поэлементной проверки всей цепи, при этом наиболее вероятными точками обрыва цепи могут быть места соединения (спая) катушек, пружин, рамок, токоподводов и т. д. Поврежденный участок цепи (катушки, шунты, добавочные сопротивления) можно определить по изменению цвета изоляции и наличию характерного запаха.

Проверка прибора под током (напряжением) производится на специальных стендах (установках) постоянного и переменного тока с использованием образцовых мер и измерительных приборов,.

При данной проверке определяют плавность перемещения указателя вдоль всей, шкалы, возвращение указателя, к нулевой отметке шкалы, исправность электрических цепей, величины погрешностей и вариации показаний на основных (оцифрованных) отметках и влияние наклона.

Плавность перемещения указателя вдоль всей шкалы проверяется путем плавного изменения тока (напряжения) от нуля до максимума « обратно при одновременном наблюдении за характером перемещения стрелки по всей шкале. Неплавное перемещение указателя свидетельствует о наличии затирания или задевания деталей подвижной части прибора о неподвижные. Затирание — неисправность, вызванная нарушением кернов, концов, осей, подпятников или малым зазором между осью и подпятником. Этот вид неисправности обычно определяется до включения прибора в схему.

Задевание в приборе не связано с нарушением кернов и подпятников. Оно обуславливается незначительным касанием подвижной части о неподвижную и выявляется в ‘большинстве случаев при включении прибора в схему.

Невозвращение стрелки на нулевую отметку шкалы определяется в процессе проверки плавности ее перемещения при плавном изменении тока (напряжения) от максимума до нуля. Перед проверкой стрелка прибора должна быть поставлена корректором на нулевую отметку шкалы.

Если стрелка возвращается на нулевую отметку после легкого постукивания по прибору, то это указывает на наличие повышенного трения в опорах. Невозвращение стрелки на нуль может быть также и от уменьшения противодействующего момента, вызванного отжигом или деформацией спиральных пружин (растяжек), или вследствие незначительного задевания подвижной системы о какую-либо неподвижную часть прибора.

При включенном в схему приборе проверяются исправность электрических цепей, соответствие его классу точности по допускаемой погрешности и вариации показаний. При этом одновременно проверяется постоянство показаний прибора.

Непостоянство показаний прибора может явиться результатом плохого контакта, межвитковых замыканий, плохого закрепления стрелки или лепестка на оси прибора. Если стрелка после установки на отметку смещается с нее, в то время как стрелка образцового прибора находится в покое, то это указывает на слабый контакт в цепи испытуемого прибора. Такой прибор необходимо включить в схему омметра или моста для измерения сопротивления и слегка дотрагиваться изоляционной палочкой, до отдельных проводников и деталей прибора (исключая подвижную часть). При непостоянном контакте стрелка омметра или гальванометра моста будет колебаться. Если слабый контакт не будет обнаружен, необходимо после разборки прибора проверить рамку. Часто плохой контакт бывает в местах спая концов обмотки рамки с пружинодержателем.

БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА

Студенческий блог для электромеханика. Обучение и практика, новости науки и техники. В помощь студентам и специалистам

29.05.2018

Определение неисправностей вторичных приборов для измерения и регулирования температуры и их техническое обслуживание

Автоматические измерительные приборы типа КС состоят из отдельных легкосъемных модулей, включаемых в схему с помощью штепсельных разъемов. В случае неисправности прибора нужно, поочередно меняя модули, обнаружить неисправный, установить причину и устранить ее. Возможные неисправности и способы их устранения указаны в табл. 1.

В техническое обслуживание автоматических измерительных приборов входят смена диаграммной ленты, наполнение чернилами баллона пишущего устройства, чистка или смена пера и капилляра, смазка и чистка частей механизма, замена пружины с контактами реохорда, тросика, двигателей, усилителя и источника стабилизированного питания.

Смену диаграммной ленты производят следующим образом. Снимают лентопротяжный механизм, устанавливают рулон чистой ленты между полуосями и надевают его на подпружиненную полуось, затем, прижав ее к стенке кронштейна, надевают рулон на вторую полуось. При этом плоская пружина должна прижиматься к рулону. Потом ленту перекидывают через ведущий барабан, надев перфорациями на пуклевки, и пропускают между линейкой и кронштейном лентопротяжного механизма. Заводят возвратную пружину, поворачивая гильзу по часовой стрелке на 15—20 оборотов и придерживая ее рукой, чтобы пружина не раскрутилась. Закрепляют конец ленты на гильзе, намотав два слоя бумаги. Отпускают гильзу, и заведенная пружина, раскручиваясь, обеспечивает натяжение ленты. После заправки бумаги лентопротяжный механизм устанавливают на место.

В случае засорения пера или капилляра надо произвести их чистку. Для этого откидывают лентопротяжный механизм и несколько раз энергично сжимают рукой баллон с чернилами. При сжатии баллона прикрывают большим пальцем отверстие в пробке. Если эта операция не обеспечит хорошей записи, нужно ввести бронзовую проволочку в отверстие пера и прочистить его.

Для смены пера необходимо, придерживая одной рукой рычаг каретки, другой сдернуть вверх капилляр и вытолкнуть перо, нажав на его верхний конец; новое перо вставить в отверстие рычага до упора в буртик, а на другой конец надеть капилляр так, чтобы в месте крепления перо не имело продольного люфта. Капилляр из чернильницы удаляют простым выталкиванием.

Чтобы прибор работал нормально, следует периодически смазывать его подвижные части. Один раз в месяц смазывают направляющие каретки на реохорде тонким слоем масла МВП, а один раз в три месяца — зубчатые зацепления тонким слоем из следующих смазок: ЦИА- ТИМ-221, ОКБ 422-7 или УС-2. Смазку производят при помощи обычной пипетки.

Для самопишущих приборов применяют специальные чернила, в состав которых входит 10 г эозина (натрия) СТУ 43-144-65; 1,5 г фенола ТУ6417-72, 10 г сахара ГОСТ 22-78 и 1 л дистиллированной воды ГОСТ 6709-72. В воду, нагретую до 90—95°С, всыпают эозин, фенол и сахар, доводят раствор до кипения, затем фильтруют через фильтровальную бумагу.

Если прибор находится недалеко от печи, где температура окружающего воздуха в пределах 40—55°С, состав чернил должен быть другим: 10 г эозина, 1 г серной кислоты, 60 г таннина, 18 г декстрина, 1,25 г фенола и 1 л дистиллированной воды. Способ приготовления также несколько отличается от обычного: декстрин растворяют в теплой воде, остальные компоненты заливают водой и нагревают; затем оба раствора смешивают и фильтруют.

Если тросик подлежит замене, его освобождают в месте соединения со стрелкодержателем, отвернув на два-три оборота винты, прижимающие планку крепления. Затем снимают с крепящей пружины петлю тросика, сматывают его с пальца, отрезают узел и выдергивают тросик из отверстий. Новый устанавливают согласно схеме, изображенной на рис. 1,а.

Сделав, петлю на конце тросика, надевают ее на ушко пружины, которую заправляют в отверстие шкива реверсивного двигателя, а тросик пропускают в паз шкива. Затем шкив устанавливают на упор (каретка должна находиться в начале шкалы). При необходимости откручивают винт, стопорящий прижим шкива к валу реверсивного двигателя. Со шкива тросик направляют вправо, проводят через правые ролики, прижимную планку каретки, левые ролики, потом на шкив и, сделав по часовой стрелке 1,5 витка, вводят в отверстие шкива, а затем в отверстие натяжного пальца. Вращая палец с храповиком по часовой стрелке, наматывают на него тросик, чтобы обеспечить необходимое натяжение. Натяжение регулируют в соответствии со схемой, показанной на рис. 1,б, и надежно закрепляют винтом на прижиме шкива. При регулировке необходимо обеспечить зазор 0,2—0,3 мм между ободком шкива и ребром кронштейна измерительного механизма.

Замена реверсивного и синхронного двигателей производится следующим образом. Шкив поворачивают до совмещения свободного отверстия в нем с резьбовым отверстием М3 в упоре и с помощью винта М3 стопорят, прижав его ободом к торцу упора (при этом необходимо освободить винт прижима шкива). Затем снимают угольник крепления баллона чернильницы и вывинчивают три винта М5, крепящие двигатель к стенке кронштейна. При установке нового двигателя все операции проделываются в обратном порядке.

Заменив реверсивный двигатель, необходимо убедиться есть ли соединение между осью двигателя и шкивом. Для этого при отключенном приборе шкив поворачивают рукой. Указатель прибора должен плавно, без затираний перемешаться вдоль шкалы. После замены синхронного двигателя проверяют наличие плавного зацепления колес редуктора и электродвигателя.

Читайте также:  Неисправности драйвера светодиодов

При замене усилителя регулируют чувствительность и характер успокоения каретки с указателем. Нормально указатель прибора при резких изменениях измеряемой величины должен делать не более трех полуколебаний возле положения равновесия. Успокоение достигается дискретной и плавной регулировкой. Дискретную регулировку осуществляют установкой постоянного резистора обратной связи на верхней плате усилителя. Необходимая подрегулировка успокоения указателя прибора обеспечивается с помощью резистора плавной регулировки.

Заменив источник стабилизированного питания, необходимо проверить основную погрешность прибора на пяти числовых отметках шкалы, интервал между которыми не должен превышать 30% ее длины. Основная погрешность показаний определяется по формуле:

где Δ — основная абсолютная погрешность в единицах входного сигнала; Хном — номинальное значение входного сигнала, соответствующее проверяемой отметке шкалы, в единицах входного сигнала; Xi — значение входного сигнала проверяемой отметки шкалы; Хт — термоЭДС, соответствующая температуре 30°С для приборов с компенсацией температуры свободных концов термоэлектрического преобразователя, в остальных случаях Хт = 0; qм — дискретность изменения входного сигнала (цена наименьшей декады, при помощи которой устанавливают входной сигнал X).

Основную погрешность прибора в процентах от нормирующего значения рассчитывают по формуле:

где D — нормирующее значение.

Если основная погрешность выходит за допустимые пределы, необходимо уменьшить ее смещением указателя или изменением подгоночного сопротивления, расположенного на модуле измерительной схемы.

При определении основной погрешности указатель 1 или 6 (рис. 2 а,б) устанавливают на поверяемую отметку шкалы. Значение подаваемого напряжения или сопротивления (для мостов) измеряют образцовым потенциометром постоянного тока 5 или магазином сопротивлений 7. Магазин сопротивлений подключается медными проводами 4.

Сопротивление каждого провода линии связи вместе с подгонными катушками R1 и R2 (рис. 2, б) должно быть 2,5±0,01 Ом. После ремонта приборы поверяют по такой же схеме.

Приборы в искробезопасном исполнении, применяемые в легкой промышленности, подвергают ежемесячному контролю. При этом необходимо проследить за наличием кожуха на искробезопасных колодках, отсутствием обрывов или повреждений изоляции соединительных линий, состоянием плавких предохранителей, исправностью заземляющих проводов, надежностью присоединения кабеля, прочностью закрепления приборов и заземляющих болтовых соединений, отсутствием пыли и грязи на блоках прибора.

Профилактические осмотры приборов должны производиться не реже двух раз в год. В перечень работ входят: чистка реохорда, переключателей, разъемов, клемм, внутреннего монтажа (без вскрытия искробезопасных блоков); проверка целостности крепления монтажных жгутов, изоляционных трубок на местах пайки и качества их подклейки, заливки искробезопасных блоков; проверка сопротивления изоляции соединительных линий и сопротивления заземления. После профилактического осмотра и устранения выявленных недостатков, а также после ремонтных работ пломбируют шасси, корпус и переключатель преобразователей (для многоканальных приборов).

По окончании ремонта приборов в искробезопасном исполнении проверяются токи и напряжения искробезопасных цепей, принадлежность усилителя и источника питания к искробезопасному исполнению, целостность заливки сборочных единиц эпоксидной смолой, пути утечки и электрические зазоры между цепями, а также наличие условных знаков.

Методы определения причин неисправности приборов

Возможные неисправности электроизмерительных приборов столь многочисленны, что, разумеется, нет никакой возможности предусмотреть и описать их всех.

Поэтому ниже мы дадим таблицу лишь наиболее часто встречающихся и характерных неисправностей с указанием методов их обнаружения. Можно указать на следующие основные причины, вызывающие неисправную работу измерительных приборов: прибор подвергся более или менее сильным ударам или вибрации; прибор подвергся электрической перегрузке; прибор был в эксплуатации столь долгое время, что отдельные части его износились.

Первая причина вызывает главным образом механические неисправности: а) мнется и покрывается царапинами кожух прибора; б) разбивается защитное стекло; в) деформируются отдельные детали подвижной части, вызывая этим потери уравновешенности, задевания за неподвижные части и пр; г) портятся опоры, создавая этим увеличенное трение; д) развинчиваются и разбалтываются крепежные детали прибора. Однако, теми же причинами могут вызываться иногда (относительно редко) и нарушения электрических качеств прибора: обрыв проводов, повреждение изоляции, ослабление магнитов и т. п. Вторая причина – электрическая перегрузка, едва ли не наиболее частая причина неисправностей измерительных приборов.

Вызываемые ею неисправности обычно электрического характера (нарушение изоляции, обрыв в цепи и короткие замыкания) сопровождаются почти всегда и механическими деформациями подвижной части (приведением в негодность пружинок, повреждением стрелки и смещением ее относительно оси, смещением успокоителя, нарушением уравновешенности и т. п.).

Третья причина вызывает обычно чисто механические неисправности, причем все эти неисправности сводятся почти исключительно к увеличению трения в опорах и изменению нулевого положения стрелки прибора. Понятно, что кроме трех основных, существует еще множество других, реже встречающихся причин возникновения неисправностей. Предусмотреть их все нет ни возможности, ни надобности. Таковы, например, воздействие на прибор ненормально высоких или низких температур, окисляющих или разъедающих жидкостей, газов, и т. п.

Общая методика обнаружения неисправностей. Неисправности электроизмерительных приборов удобнее всего разделить механические неисправности (неисправность кернов и опор, неисправность пружинок и т. п.) и на электрические (обрыв, короткие замыкания и т. п.). Целесообразно рассматривать отдельно методику обнаружения механических неисправностей и методику обнаружения электрических неисправностей.

Механические неисправности обнаруживаются, главным образом, механическим путем, однако часто для точного определения той или иной механической неисправности приходится прибегать к включению прибора в цепь. Что касается электрических неисправностей, то все они определяется исключительно электрическим путем. Рассмотрим методику обнаружения основных механических неисправностей.

Большое трение в опорах и задевание в подвижной части. Само по себе большое трение является, как известно, причиной затруднительности или невозможности движения. Следовательно, для обнаружения большого трения в опорах, необходимо посмотреть, как вращается подвижная часть. Для этого легче всего поступить следующим образом: взять прибор в руки и легким покачиванием его в плоскости, перпендикулярной оси вращения подвижной части, заставить последнюю перемещаться относительно шкалы прибора.

Наблюдая за движением стрелки, можно легко обнаружить, так называемое, затирание, когда стрелка вовсе не двигается, или передвигается с трудом, останавливаясь в нескольких положениях. В этом случае возможны две неисправности: либо большое трение в опорах, либо задевание подвижной части. Если имеет место большое трение в опорах, то оно во-первых, сравнительно редко бывает такой величины, чтобы подвижная часть совсем не могла вращаться (подвижная часть зажата между опорами), и во-вторых, как правило, это трение должно быть постоянным по всей шкале.

Следовательно, для окончательного выяснения вида неисправности необходимо поступить следующим образом. При несвободном движении стрелки необходимо, включив прибор в цепь, снять показания по всей шкале, наблюдая при этом движение стрелки. Если при различных углах отклонения и легком постукивании пальцем по кожуху прибора, стрелка по всей шкале примерно одинаково отходит от . первоначального положения (до постукивания), то это говорит за то, что в данном случае имеет место большое .трение в опорах.

В случае застревания стрелки в одной или нескольких определенных точках шкалы – имеет место задевание в подвижной части. Если стрелка вовсе не двигается, то необходимо вскрыть прибор и несколько отвинтить верхнюю опору, создав таким образом некоторый зазор между керном и камнем или увеличить уже существующий.

Если при этом явление будет прежним, то неисправность заключается в задевании подвижной части. В противном случае, т. е. при наличии возникновения более или менее свободного движения стрелки, неисправность заключается в слишком большом трении в опорах. б) Неуравновешенность. У приборов с пружинками, как правило, подвижная часть должна быть в состоянии безразличного равновесия, т. е. центр тяжести ее должен совпадать с осью ее вращения.

Исключения из этого правила крайне немногочисленны. Что система уравновешена, можно убедиться, запомнив место стрелки на шкале при вертикальном положении оси и взяв затем прибор в руки: стрелка должна устойчиво стоять на этом же месте, какое бы положение ни было придано прибору. Если с изменением положения прибора стрелка меняет свое место на шкале – прибор неуравновешен. Обрывы.

Всевозможного рода обрывы в электрической цепи прибора могут происходить либо от механических причин (тряска), либо от электрических (перегорание проводников в результате перегрузки). Обрыв какой-либо электрической цепи характеризуется невозможностью протекания по ней тока, а следовательно, основным признаком этой неисправности является отсутствие тока при включении прибора в цепь.

Это обстоятельство и используется для обнаружения обрывов. Для этой цели, очевидно, необходимо включить измерительный прибор в цепь и наблюдать за отклонением стрелки. Если прибор отклоняется нормально, то обрыва, видимо нет. При отсутствии отклонения, вообще говоря, могут быть два случая: механическая неисправность или обрыв в цепи. Для того чтобы обнаружить, что же именно имеет место в данном случае, проще всего проверить прибор в механическом отношении так, как это было указано выше.

При условии исправности прибора в механическом отношении, мы имеем дело, очевидно, с обрывом. Теперь остается только установить место обрыва. Для этого необходимо иметь какой-либо маломощный источник тока, например, сухой элемент, предохранительное сопротивление и гальванометр, как индикатор отсутствия тока. Собрав затем схему, проверяют наличие обрыва по гальванометру, а затем при для обнаружения ступают к нахождению места обрыва.

Это места обрыва. делается таким образом. Осторожно снимают кожух прибора и концы проводников; приключают к отдельным участкам внутренней схемы. Само собою разумеется, что приключение проводников к отдельным участкам схемы нужно мыслить не как стационарное, а как временное, осуществляя его путем касания обоих проводников к соответствующим точкам схемы. Таким образом, можно проверить обмотку рамки, добавочное сопротивление, шунт, отдельные подводящие ток проводники и т. п.

При каждой проверке, наличие отклонения гальванометра указывает на исправность данного участка. Наоборот, отсутствие отклонения указывает на наличие обрыва. Таким путем проверяя отдельные элементы схемы, находят место обрыва. Вместо гальванометра, в качестве индикатора отсутствия тока, может служить телефон. Отсутствие звука в последнем при включении указывает на наличие обрыва. г) Переменный контакт. Переменный контакт обнаруживается следующим образом.

При включении измерительного прибора в цепь его показания в случае неисправности должны резко изменяться. Это непостоянство показаний прибора и указывает на переменный неустойчивый контакт в схеме, место которого можно найти так: не выключая прибор из схемы, осторожно снимают кожух прибора и постепенно испытывают все подводящие ток проводники путем качания и легкого изгиба их, наблюдая все время за показаниями прибора. При .покачивании и движении проводника, имеющего плохой контакт, показания прибора будут меняться особенно резко.

Если таким путем переменный контакт обнаружить не удалось, то прибегают к помощи гальванометра, исследуя каждый элемент схемы в отдельности, аналогично тому, как это делалось для обнаружения обрыва. Постоянное отклонение гальванометра указывает на исправность данного элемента схемы. Наоборот, меняющиеся показания гальванометра, указывают на наличие неустойчивого переменного, контакта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
×
×
Adblock
detector