Теплый ламповый звук

Теплый ламповый звук

Вдогонку к статье “Аудиофилизм” по просьбам трудящихся решил немного осветить тему теплого лампового звука. Я не буду приводить графики и прочие цифры, все это уже будет похоже на научный труд, а не на обзорную статью.

Данное понятие зародилось очень давно, еще во времена зарождения полупроводников. Поскольку транзисторы, в те времена были, мягко говоря, не очень качественными, а схемы на германиевых приборах только начали появляться, то, как само собой разумеющееся образовался сабж. Плюс давайте добавим сюда не полное понимание работы транзистора, отсутствие схем и дороговизну самих компонентов. Радиолюбители использовали транзисторы по той же схеме как и лампы, но как Вы понимаете ничего хорошего из этого не получалось, либо схема не работала либо работала очень мерзко. Так же не забываем про мощные выходные транзисторы, если кто помнит, были такие П4Э редкостное говно. Позже появились и П213 и П214, которые немного улучшили ситуацию. В предварительных каскадах использовались транзисторы МП14, а впоследствии МП40-41-42. Были и в этой серии и малошумящие приборы, если не ошибаюсь это, были П28 и МП39Б, которые были жутким дефицитом, а поэтому если удавалось его достать, то ставили самым первым, что в принципе очень правильно. И не забываем, что транзисторы того времени обладали низким коэффициентом усиления, что приводило к увеличению числа каскадов и сложности схемы.

И как один из факторов можно добавить психологический аспект полярности питания. Как известно первые из транзисторов имели P-N-P переход, а это означало, что схема переворачивается с ног на голову. Как так, плюс на массе?! возмущались радиолюбители и продолжали использовать простые и надежные схемы на радиолампах.

Но прогресс не стоял на месте, транзисторы стали дешеветь, стало модным иметь маленький радиоприемник на батарейках, да и отсутствие прогрева, и моментальное включение и экономичность также не маловажные факторы.

На самом деле понятие Лапового Звука дожило и до нашего времени. Тогда как в начале истории транзисторов банально не было схем, но были детали посредственного качества, то сейчас это явление избыточности, моды и раскрутки понятия «Винтаж»

Хотя, действительно, звучание ламповой аппаратуры отличается от таковой на полупроводниках. Простой пример, если среднестатистический меломан включит старинную радиолу на вакуумных приборах, он будет удивлен. Да, действительно, она звучит не так как транзисторная, как-то не привычно, как-то по особенному. Через некоторое время, восторг сходит на нет и приходит понимание ситуации. Известно, что транзисторные усилители имеют выраженные не четные гармоники, тогда как ламповые наоборот: четные. Таким образом, ламповые усилители как бы маскируют изначально плохую запись, придают ей ламповую окраску, если можно так выразиться. Нет, все-таки качественная полупроводниковая аппаратура значительно превосходит по параметрам ламповых собратьев. Так в чем же дело? Давайте попробуем разобраться в этом интересном явлении теплого лампового звука. Итак:

ООС. Отсутствие в ламповых схемах глубоких, либо вообще как таковых, отрицательных обратных связей. В этом конечно есть рациональное зерно, ведь для ламп характерны более высокие линейные характеристики, чем для полупроводников. Именно для этого и вводится ООС. Но и не будим кривить душой, зачастую линейные схемы без ООС могут обеспечить куда меньше интермодуляционных искажений, которые мы все с вами так не любим.

И тут имеем самодельщиков, которые не ведают, что творят самостоятельно пытаются изготовить самый крутой ламповый усилитель. Знаний на постройку более или менее приличного аппарата не хватает, а поэтому в ход идут схемы, взятые у радиохулиганов, которые последние используют в качестве модуляторов для своих АМ передатчиков. Схема такого усилителя очень проста, обычно используется всего парочка ламп: 6Н2П и 6П14П к самим лампам нужно еще не много деталей. И вот схема собрана, кучерявым навесным монтажом и безобразной кучей хлама лежит на столе. Если схема заработала с первого включения (а чему там не работать?) то начинается магический подбор ламп в те или иные каскады, и зачастую можно увидать в предварительном усилителе лампы, которые для этого совсем не проектировались, автор лично видел, как использовали лампу 6П13С в первом каскаде. В запущенных случаях, никоем образом не допускается использование пальчиковых ламп, а только с октальным цоколем, ведь они древнее, больше, ламповее и теплее. Чаще всего это двойной триод 6Н8С и всеми горячо любимая легенда, пентод 6П3С. А все то, что осталось от изначального звука нужно подать непременно на колонки размером с трехстворчатый шкаф, с одним единственным широкополосным динамиком. А подается вся эта мерзость на акустическую систему через:

Трансформатор Выходной. Забавная вещица на самом деле. Имеет прокачанный и очень важный скил: «Срез верхних частот, которые возникли из-за самовозбуждения в результате монтажа описанного выше» Имеет большой вес и габариты, сравнимые с силовым трансформатором. Качественный выходной трансформатор стоит, примерно, автомобиль Российского производства средней потрепанности. Но денег на такие покупки нет, а поэтому в ход идут ТВЗ от ламповых телевизоров и радиол. В конце концов, наш герой, понимает, что данного трансформатора уже «не хватает» и нужно его заменить. Но на что? Конечно на трансформатор силовой, где его первичная обмотка включается в анод лампы, а накальная к динамикам. Получив таким образом «перенасыщенные басы» трансформатор перематывается бесчисленное количество раз. И плевать на то, что не все пластины собираются в обратно пакет, и не важно, что это все безобразие начинает звенеть и мозолить слух противным дребезжанием в такт музыке. Но, тем не менее, трансформатор очень хорошо подходит для согласования высокого выходного сопротивления ламповых каскадов с низкоомной нагрузкой. И в самом начале эры германиевых полупроводников, трансформаторы использовались и в транзисторных схемах.

Дальше новая дисциплина с силовыми трансформаторами. Изначально их извлекают из устаревшей аппаратуры, и без всякой переделки используют в своих конструкциях. Но однажды, юный любитель Теплого Лампового, собирает второй канал и вот тут начинаются проблемы. Не хватает анодного тока и под удвоенной нагрузкой очень даже не слабо проседает напряжение, что не лучшим образом сказывается на качестве звука. Проседает и накальное напряжение, и лампы начинают работать не в режиме. (Кстати, от избыточного так и недостаточного напряжения, как в цепи анода, так и в цепи накала, лампа очень быстро изнашивается, хотя и продолжает работать.) В этом случае наши герои либо перематывают трансформаторы, что не существенно помогает, потому как трансформатор выше положенной мощности не отдаст, либо устанавливают два силовых трансформатора, что в купе с двумя звуковыми делают агрегат стационарным и не резу не перемещаемым.

Но бывает и так, автор читал статью о том, как человек собрал ламповый усилитель по очень хорошей схеме, но вот с блоком питания не вышло. Средств на покупку двух киловаттного трансформатора у него не осталось, да и размеро-весовые характеристики переходили все разумные границы. И тут человека осенило: «Импульсный БП» Не смотря на все предрассудки и форумные протесты, блок питания был построен. И естественно дал прекрасные результаты, никакой просадки напряжения под нагрузкой и, не смотря на то говно, что у нас в розетках зовется электричеством. Но, в конце концов, открыв для себя высококачественные полупроводниковые УНЧ с лампами было покончено.

Ценителями Теплого Лампового Звука признается только навесной монтаж. Не один раз автором были замечены высказывания о том, что стеклотекстолит портит звук, не знаю как Вы, а я вот даже представить себе такого не могу. Печатный монтаж это зло, он не дышит и не имеет души, а еще, желательно, паять медью, как это было реализовано в батарейных ламповых радиоприемниках. Хотя и здесь можно проследить некую логику, пайка обычным припоем имеет большое переходное сопротивление, которое в десятки, а иногда и в сотни, раз превышает сопротивление печатного проводника. Так, что по сути пайка медью как таковой не является, это скорее сварка, сплавление металлов.

Читайте также:  Малогабаритное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов

Итак, что мы можем вынести из нашей беседы. Лампы это конечно хорошо, они красиво светятся в темноте, согреют реальным, физическим, теплом и, в конце концов, это модно, круто и, в наше время, необычно. Я ни в коем случае не стану вас отговаривать от постройки лампового аппарата, наоборот, это весьма интересно и познавательно. Только помните, на анодах ламп ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ! Бывает, что гораздо выше, чем в электросети, не забывайте разряжать конденсаторы в цепи анодного напряжения. Так же не забывайте о температуре вакуумных приборов, она достаточно высока, чтобы получить ожог. А вот с практической точки зрения, для ежедневного домашнего прослушивания, не думаю, что это целесообразно.

Теплый ламповый звук

Опции темы
Поиск по теме

Теплый ламповый звук

Кхе. Тк среди постоянных писателей загончика совсем вьюношей нет, то вопрос. К каким вещам ( м407, нокиа 3110))) вы относитесь с любовью и нежностью ( страдая плюшкинизмом) и ни при каких обстоятельствах не отправите на свалку, аукцион и тп?

К старым журналам. Типа “Знание – сила”, “Наука и жизнь”, “Химия и жизнь”, “Вокруг света”, “Смена” (в перестроешном формате, ЕССЕССНО), “Техника – молодежи”, “Парус”.

дааа.. еще филателия СССР.

С детства остались марки и юбилейные рубли

Был у меня знакомый, любил очень советские магнитофоны, проигрыватели пластинок и прочую лабудень. Любил так, что вся квартира ими была заставлена, только проход к кровати и туалету был. Мне по работе надо было 20 пачек старых диодов Д242Б выбросить (как бы новые, пролежали много лет, не используясь), так я их этому знакомому спихнул, аппаратуру советскую ремонтировать, он забрал с удовольствием, все пачки причём)

у меня корешу подарили катушечник в заводской упаковке в прошлом году.

У меня две магнитофонные приставки “Нота”, правда почему-то не работают. И магнитофон “Днипро”–типа р/п “Ригонда”. Ну и сама “Ригонда”, естественно в отл. состоянии. Само собой плёнки.

“Я бы сейчас горбушечкой отравился.”

Да вы все тут Плюшкины, оказывается!-)

У меня из хлама – это альбом с марками – выкинуть рука не поднимается, погибший друг детства подарил. тогда же, в детстве. Понимаю, что глупость, но. храню как память.

Какие-то монеты, бумажные деньги. что-то их часто у нас меняли.

И камни. Вот этим “добром” забит весь дом-)

Все остальное безжалостно выкидывается раз в год на ежегодной генеральской уборке. Выкидывается молча. потому что спросить – это значит оставить еще на год. По факту скандалов -“куда дела вот именно это щас жизненно необходимо” ни разу не было. Так что, продолжаю молча выкидывать-)

Ха! как тебе повезло, что не ты мойная супруга. Я ей ПОСТОЯННО такие истерики закатываю. Ибо – да: я пять лет ту хреновинку не трогал, а ТЕПЕРЬ она мне понадобилась. Да, ЖИЗНЕННО. И где она? Как – “на дачу увезла”?! Кто разрешил.

Враг. Тихий. Неприметный. Антоновец.
С днём рождения русской вотки! Всех.

Старые вещи, которые не хочется выкидывать – это ностальгия. Плюшкинское накопительство должно иметь другие мотивы.

В самом топике имеется противоречие:

“Любовь и нежность” (полагаю, имеются в виду ностальгические) не имеют НИКАКОГО отношения к плюшкинизму. Плюшкинизм – это реально болезнь, неопасная и незаразная, но для небольных близких, случается, весьма дискомфортная.

В самом топике имеется противоречие:

“Любовь и нежность” (полагаю, имеются в виду ностальгические) не имеют НИКАКОГО отношения к плюшкинизму. Плюшкинизм – это реально болезнь, неопасная и незаразная, но для небольных близких, случается, весьма дискомфортная.

Вспомнила, звонит школьный приятель и с надрывом в голосе, практически переходя на крик требует от меня ответа – на кой хер его папику нужны пустые пачки из-под макарон, которые он нежно коллекционирует и как ему сделать на кухне ремонт. -))) Я присоветовала отправить мамика с папиком на дачку, сделать ремонт без них, снести “нежную коллекцию” на помойку, а когда придет пора родителям вернуться, самому свалить на недельку куда-нить к приятелям. -)
Он так и сделал. На кухне – красотень! Папик вроде в истерику – куда пачечки подевались, но сердце мамика было тронуто удобством, комфортом и всякими приблудами для облегчения нелегкого женского труда. А все давно знают “Там, где женщина потянет, 10 пар буйволов не перетянут”. Мамик победила-) Блудному сыну лишь мал-мало поворчали-)

Кому подходит ламповый звук?

На первый взгляд само понятие «ламповый звук» можно отнести к числу околозвуковых фантомов, которых в сфере аудио накопилось изрядно. Действительно, усилители бывают хорошие и не очень, а на чём они реализованы — это вопрос пятый. Тем не менее, если оставить в стороне наиболее экзотические конструкции, то в поведении усилителей на электронных лампах можно обнаружить общие черты. А потому, действительно, можно говорить о ламповом звуке, не забывая и о том, что это упрощение. В частности, однотактные (single ended) и двухтактные (push pull) усилители по своему звуковому почерку различаются.
Лампы по линейности своих характеристик не уступают (по меньшей мере) транзисторам, но мощный усилительный каскад удаётся связать с акустикой только через выходной трансформатор. А широкополосный трансформатор большой мощности являет собой конгломерат проблем, решить которые полностью не удаётся никогда, можно лишь приблизиться к этому решению.

Ширина полосы

Как правило, не удаётся сочетать уверенную работу на басах с отсутствием спада на верхних звуковых частотах. Обычно величина спада на частоте 20 кГц составляет от 1,0 до 2,5 дБ, для усилителя хорошего качества типичный показатель -1,5 дБ (20 кГц). Отсюда вытекает первая особенность «лампового звука» — сглаженный («ласковый») верх.

Контроль баса

Есть параметр усилителя, который называется «коэффициент демпфирования», и у ламповых усилителей он всегда меньше, нежели у транзисторных усилителей с общей обратной связью. Из этого, в частности, следует, что диффузор динамика (особенно, басового), подключённого к ламповому усилителю, не столь точно отслеживает форму входящего сигнала, как в случае с транзисторным усилителем. Двухтактные ламповые усилители делаются с обратной связью, как раз, чтобы увеличить коэффициент демпфирования. Однотактные — могут быть и без обратной связи. И почерк на басах у всех будет различаться.

Гармонические искажения

Любой усилитель вносит в сигнал некоторые дополнения, которые имеют частоту кратную к частоте основного сигнала. Эти дополнения называют гармониками, а относительная величина этих дополнений определяется коэффициентом нелинейных искажений (КНИ или THD). Если у транзисторного усилителя при 1/10 от максимальной мощности величина КНИ имеет порядок от 0,002 до 0,06%, то для типичного лампового усилителя этот показатель от 0,1 до 0,5%. При этом в диапазоне комфортной громкости величина КНИ меняется, скажем, от 0,02 до 0,35%. Поэтому спектр музыкального сигнала как бы «дышит» в зависимости от громкости, и благодаря этой особенности «лампы» те же инструменты звучат как бы богаче. Правда, гармоники высших порядков попутно ухудшают передачу верхних звуковых частот, но в хорошем ламповом усилителе уровень высших гармоник, как правило, намного ниже. Тогда как в транзисторных усилителях избавиться от них бывает очень непросто. У однотактных усилителей трансформатор устроен не совсем так, как у двухтактных, а потому и спектр гармоник у него иной, чётные составляющие чаще всего больше по амплитуде, чем нечётные. Этим обусловлен особый «тёплый» характер звучания таких усилителей.
Можно (и не без оснований) возразить, что такого рода украшательство является искусственным, оно как бы наносит «макияж», за которым трудно рассмотреть живой звук. Ну, правильно подобранный макияж лишь подчёркивает природную красоту «объекта». А при первичной записи музыки микрофон убирает часть гармоник ещё «в воздухе». И потом, запись, это продукт, созданный трудом звукорежиссёра, и «живой» звук именно в такой форме, как мы слышим, никогда не существовал. И, кстати, звукорежиссёры очень часто используют «гармонайзер», который делает, как раз, то же, что и ламповый усилитель.

Читайте также:  Греющий кабель соединение двух кусков

Luxman sq-n100 в работе

Выходная мощность

Когда-то давно выпускалась только динамики с высокой чувствительностью, и все ламповые (а других и не было) усилители были однотактными. Потом людям захотелось басов, появилась акустика с относительно невысокой чувствительностью, и в сферу аудио пришли двухтактные усилители. Типичная выходная мощность однотактного усилителя 5 — 6 Вт, при определённых условиях она может достигать 8 Вт. Если в спецификациях фигурирует мощность 20, 40, 50 или 70 Вт, перед вами усилитель, сделанный по «пушпульной» (двухтактной) схеме. В зависимости от методики измерений, в спецификации может быть указано и 120 Вт. Кстати, по субъективной громкости 50-ваттный ламповый усилитель переигрывает 90-ваттный транзисторный, что, опять же, связано с особенностями спектра гармоник. Ну, а однотактный усилитель приобретают лишь те, кто точно знает, что ему надо. Такой усилитель, это техника для эгоистов, его божественным звуком вы соседей не осчастливите. Впрочем, при правильно подобранной акустике от недостатка громкости вы тоже страдать не будете.

Эксплуатационные особенности

В отличие от полупроводниковых приборов, ресурс ламп ограничен. Однако, если режимы выбраны без экстремизма, усилитель прослужит много лет. Любой усилитель мощности по-настоящему начинает звучать лишь после того, как во всех приборах установились тепловые режимы. Но если транзисторный усилитель (кроме класса А) разогревается только на сигнале, то «лампу» можно прогреть и на холостом ходу. Обычно 30 минут хватает.

Гибридные усилители

В таком устройстве усиление по напряжению осуществляется лампами, а усиление по току возложено на транзисторы — биполярные или полевые. И не надо воспринимать усилители этого типа как половинчатые устройства, вроде как «недоделанный ламповый усилитель». Скорее, наоборот, схема гибридного усилителя сочетает многие плюсы «лампы» и «камня», будучи почти свободна от недостатков. Отсутствие выходного трансформатора, отсутствие жёстких ограничений по мощности, незначительные искажения — всё это плюсы транзисторных схем. А простота ламповых усилительных каскадов избавляет разработчиков от многих «транзисторных» проблем, в частности, проблем с устойчивостью. Минус, как будто, один: вместе с ламповым выходным каскадом исчезает «игра гармоник» и характерный ламповый почерк. Однако, благодаря предельно простому усилительному тракту, такие усилители чаще всего подкупают ясностью звучания и свободой подачи.

Кому нужен ламповый усилитель

Вот, добрались до главного. Кому стоило бы обратить внимание на ламповые усилителем? Ну, во-первых, не тем, у кого музыка постоянно включена фоном — ресурс ламп, как сказано, не бесконечен. Во-вторых, не тем, кто предпочитает музыкальный репертуар, построенный на басах, низкочастотный диапазон — не самая сильная сторона «лампы». В-третьих, наверное, не стоит соединять «лампу» и компьютерную музыку, нет смысла обогащать звучание там, где ничего и не было утрачено. Конкретные музыкальные предпочтения не столь важны, это может быть классика, джаз или кантри — главное, чтобы музыка была акустической. Слушать вы её будете сами или с семьёй, но без участия соседей. Впрочем, не так уж мало ламповых усилителей, способных создать танцевальную атмосферу в гостиной вполне взрослого размера. При правильном выборе акустики, разумеется. Но это — отдельная статья.

Как я собирал ламповый усилитель

СБОРКА
За основу была взята схема «усилителя Губина», опубликованная в High End Review (1997 07/08/09). В свою очередь, этот вариант является оптимизацией схемы Большова и Фурина («Радио», 1957, №4). Этот вариант мне понравился, потому что он очень простой и в тоже время обеспечивает классный звук, судя по обзорам. Все компоненты уместились на одной плате под крышкой корпуса. А главной проблемой оказались вовсе не лампы, как я думал раньше, а трансформаторы. Ламповые усилки требуют целую кучу трансформаторов: силовой с накальными и повышающими анодными обмотками, а также выходные трансформаторы на каждый канал, которые тоже очень существенно влияют на звук. В итоге силовым подошёл ТСА-270, купленный на барахолке за 300 рублей, а на выходные трансы пришлось раскошелится и заказать на Аудиоинструменте.

Однотактная схема в классе А обернулась низким КПД. «Тёплый ламповый звук» оказался даже очень тёплым, почти все резисторы рассчитаны на 2 и 5 Вт, и это неспроста. Опытным путём в схеме нашлась только одна ошибка: R11 нужен не на 2 Вт, а на 5. В остальном я всё делал из качественных компонентов и строго по инструкции автора, схема заработала с первого раза.

Вот так мой самопальный ящичек выглядит сзади:

Кенотрон наверху пока для красоты. В будущем планируется задействовать его для питания, но пока не подвернулось хорошего дросселя. Также в ближайшее время хочу переделать накал на постоянку, потому что ломовые переменные токи создают небольшой фон в 50 Гц. Да, он слышен, если только поднести ухо к динамику, но всё же.

Общий вид примерно такой. После завершения всех работ внутри можно будет подумать о доведении корпуса лаком и прочими ништяками =) Колонки Microlab Pro 3 сейчас стали, пожалуй, самым слабым звеном в системе.

ЗВУЧАНИЕ
Усилитель слушался в сравнении с «китовым» микролабовским усилком, неплохим и типа Hi-Fi усилком от микросистемы Panasonic sc-pm27e-k и транзисторным УНЧ в системе «Вега-109». Штатный микролабовский усиль вообще существует только для галочки в комплектации, про него можно сразу забыть. Усилок от Panasonic неплохой, но слабоват – уже при средней громкости нелинейные искажения прут из всех щелей. «Вега-109» мне досталась от родителей, я поменял в ней все советские электролиты и в своё время офигел от прозрачности звука. Например, при «слепом» тестировании FLAC отличался от MP3 320 kbps сразу, за несколько секунд прослушивания.

Что же показал наш электровакуумный товарищ? Раньше я думал, что «тёплый ламповый звук» – это что-то из области плацебо и прочих прогретых проводов. Оказалось, что нет. Ламповый усилитель – это не просто нейтральный усилитель тока, а тоже инструмент, который накидывает в музыку свои чётные гармоники. Поэтому при прослушивании «чистых» инструментов и вокала без электронной обработки ощущение естественности звучания намного выше. При прослушивании нескольких любимых треков Saint Preux оказалось, что части звуков я раньше просто не слышал. На лампах звук оказался гораздо мягче и сочнее. Слышна вся фактура звука – как медиатор «вжикает» по оплётке струны, как колотушка плюхается в бочку, песочек тарелок…

При прослушивании электроники и всего гитарного с дисторшеном эффект оказался обратным. Здесь уже для разделения инструментов и эффектов желательна большая сухость и дискретность в звуке, поэтому транзисторные схемы куда выигрышнее. Поэтому сравнивать ламповик с транзисторником оказалось сложно – они просто разные и у каждого своя ниша. Чисто с практической точки зрения лампы, конечно, ещё и неудобные – аппарат надо включать в два этапа (прогрев ламп и собственно усилок), лампы греются, дорогие и имеют ограниченный срок службы. С другой стороны, «ламповый звук» действительно вне конкуренции, если слушать классический рок или джаз.

Выходная мощность на канал тоже оказалась забавной штукой. 5 Вт ламповика раскачивают колонки не слабее 15 Вт транзисторного происхождения. Эффект известный и объясняется разными спектрами заполнения, но в этом я не разбирался.

Тёплый ламповый звук.

Я уже давно писал о том, что собирал у себя ламповый усилитель. Собственно говоря, это была радиола “Урал-112”, у которой была отпиленна вся радиочасть и собрана полная копия УЗЧ, для второго канала. Первоначальный вид, у него был такой

Шассси

Копию платы я изготовил достаточно просто. Взял оригинальную плату, осканировал, помучал скан в фотошопе и получил прекрасную копию

Читайте также:  Виды светодиодов и их маркировка и параметры

копия платы

Снизу вообще платы не отличить

где оригинал, а где копия?

А дальше ЛУТ и пошло поехало. Корпус был взят от старого проигрывателя граммпластинок. Собственно говоря, результат мне найти не удалось (побились фотки)
Но в корпусе можно посмотреть тут: http://community.livejournal.com/workplace_ru/623.html и http://dlinyj.livejournal.com/267093.html

Лампы туда поставил вместо 6П14П, любезно предоставленные камрадом symbolith тесла El84 (фотки покажу потом). Собственно служил верой и правдой много лет. А потом начал фонить один канал. Эмпирическим путём было понятно что отпаялся один резистор в старой плате. Я дооолго откладывал разбор этого чуда технической мысли, до лучших времён. Ибо делал, как говорится “на века”, без перспектив разборки. Но тут таки собрался.

В процессе разбора. Первые гемморои – не могу вынуть шасси

И понял, что имею множество недочётов. Для начала, как я сказал, собирал на века. А следовательно разбирать я его задолбался. Сейчас думаю собрать таким образом, чтобы он был более ремонтопригоден, поставить клеммы на провода, чтобы можно было ЛЕГКО отсоденить. Ещё одна хитрость, которую я не смог реализовать, становится понятной, если взглянуть на схему.

Схема

Регулятор громкости – не простой переменный резистор, а резистор с пятью выводами. В то время мне не удалось найти такой же резистор. Хотя вот с трансформатором на удивление повезло, удалось найти такой же выходной транс в гараже у друга (выдирал на цветмет). Пару лет назад на помойке в городе Курсе удалось найти плату этой радиолы, но без трансформатора, который скорее всего выдрали на цветмет (о да, электроники они такие электроники, шастают по помойкам в провинциальных городах, ага. ). Собственно говоря, если кратко, то на плате установлен тот самый хитрый родной резистор

Та самая плата с выломанным трансом

И хитрый резюк

Ещё одна мысль, поставить в качестве индикаторов (смотри мою аватарку) не 6Е1П (моя ава), а магический глаз. Когда-то давно, не без помощи товарища dron_gus , были купленны на родном радиорынке “Юнона” американские лампочки. Судя по старости упаковки, не моложе 70-х годов. А то и старше

упаковка

Упаковка лампы

Внешний вид лампы.

Осталось найти описание на лампу, и придумать ей схему включения. Плюс надо подумать, где взять цоколь для неё (нестандартный). А так же хочу продумать, чтобы сделать индикаторные лампы взаимозаменяемые. Как картрдиджи. Типа под настроение, хош тебе 6Е1П, хош эти, хош отечественные. Надо подумать, какие высоковольные разъёмы использовать для этого. Пока ещё ничего не придумал.

З.Ы. Жду любых свежих идей!
З.З.Ы. Граммар наци идут лесом – пост писался в 4 захода с интервалом в два дня.

Ламповые усилители

Телефоны берет звукоинженер, а не менеджер. Звоните

  1. Технологии
  2. Хитрости
  3. Ламповые усилители

Ламповые усилители

Почти все считают лампы анахронизмом, давно устаревшей штукой, которой место только на свалке. К счастью для людей любящих хорошее звучание, это ошибка. Если провести небольшой экскурс в историю, то выяснится, что в эпоху безраздельного господства ламп, когда транзисторы еще не были изобретены, фирмы производители аудио техники соревновались между собой в первую очередь в качестве звука.

Раньше не было DVD дисков, экрана компьютера, плазменных панелей и т.д. В домашних условиях изображение было не доступным. Фильмы смотрели только в кинотеатрах, а большинство посиделок с друзьями, юбилеев, просто семейных вечеров проходило дома. Разнообразить досуг приходилось музыкой – которая лилась из радиоприемников и магнитофонов.

Потребителями музыки были человеческие уши, а глаза при этом не отвлекались на экран телевизора. По законам психологии, если в процессе участвует один орган чувств – уши, все нюансы музыки, ее качество, чистота звучания и мастерство исполнителей воспринимаются особенно остро.

Поэтому производители аудио техники соревновались именно в качестве звука, и только потом в дизайне своих изделий. По другому они бы просто не выжили.

В то время были заложены основы звучащих колонок и усилителей.

Каждым производителем нарабатывались эксклюзивные приемы и хитрости, которые позволяли именно их изделиям звучать лучше, чем у конкурентов. Разрабатывались специальные звуковые лампы, трансформаторы, другие детали, оттачивалась схемотехника.

После появления возможности смотреть домашнее видео, внимание человека в клипах и кинофильмах все чаще стало переключаться со звука на картинку. Чем больше изображение, динамичнее сюжет – тем больше привязывается глаз к экрану и тем меньше требование ушей к звуку. Это особенности человеческого восприятия.

(Раз ушам нужно меньше, зачем соревноваться в получении кристально чистого звука. Технику можно упростить и удешевить», решили практически все боссы аудио – видео бизнеса).

Борьба ламп и транзисторов

Примерно в это же время появились усилители на транзисторах, которые могли выдавать намного большую по сравнению с ламповыми мощность. Это снизило требования к колонкам. Они сразу уменьшились в размерах, в них начали применять динамики с тяжелыми подвижными системами. Колонки для транзисторных конструкций звучали так же громко, как для ламповых, но заметно хуже. Зато они были значительно дешевле в производстве, меньше по размеру и легче.

Появление транзисторов и видео сыграло для звука плохую роль, он стал постепенно деградировать, и при этом – во всем мире одновременно.

Ламповые усилители остались только на студиях звукозаписи и в комбиках музыкантов. Профессионалы – у которых главным в работе был ЗВУК, по прежнему – придирчиво относились к его качеству, и на транзисторные удобства не покупались.

Через несколько десятков лет повального увлечения транзисторными мощностями и надежностью, многие стали замечать, что старые ламповые аппараты звучат не в пример теплее и естественнее. Из этих увлеченных людей сложился костяк современного бизнеса, называемого High-End, что значит Высшее качество.

Здесь безраздельно властвуют ламповые усилители, хотя изделий с гордым названием High-End, собранным на транзисторах на рынке предостаточно. Если ламповые аппараты звучат естественно в 90% случаев, то транзисторные только в 10%, сколько бы они не стоили и как бы они не назывались.

(… Недаром, в среде аудиофилов – транзисторные усилители называются «каменными», не из за того, что транзистор – твердый элемент, а из за характера звучания…)

Разновидности ламповых усилителей

Ламповые усилители бывают двух видов: Однотактными и двухтактными. Не хочу вдаваться в теорию, в двух словах – двухтактные аппараты обеспечивают вдвое большую мощность чем однотактные и требуют менее капризной акустики. Однотактные усилители заметно дороже и тяжелее – но при этом лучше играют.

Производители применяют в усилителях практически все лампы, которые выпускались раньше, производятся сейчас – или которые можно найти на военных складах.

Здесь не обходится без крайностей.

Некоторые фирмы пытаются – нет, не поставить, а именно «Впихнуть» в ламповый усилитель модуляторную лампу от передатчика, который раньше вещал в окружности 500 километров, или гигантскую лампу, от трансляционного усилителя, обеспечивавшего новостями десятки тысяч радиоточек.

Если у них это получается – рождается ламповый монстр, весящий под двести килограммов и рассеивающий киловатты мощности, а по звучанию ничем особым от транзисторных собратьев не отличающийся. Цена на это «чудо инженерной мысли» выставляется пятизначной… в долларах. Для ее оправдания – все покрывается золотом, хромом и чуть ли не стразами Сваровски. Естественно, качество звучания от этого лучше не становится.

Иногда бросаются в другую крайность и устанавливают в усилители вместо выходного трансформатора два десятка выходных ламп, пытаясь этим снизить выходное сопротивление

(Это почти то же самое, что ставить на автомобиль квадратные колеса, а затем переделывать под них все дороги).

Да… есть удачные бестрансформаторные усилители, но их единицы. Играют они не намного лучше трансформаторных, а тепла рассеивают в десятки раз больше, плюс требуют периодической подстройки или замены всех ламп.

Разработанные пол века назад лампы для звукового применения и сейчас признаются лучшими, значит нужно в усилители устанавливать именно их, а не «изобретать велосипед», и применять для усиления звука генераторные мастодонты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector