Домашний кинотеатр и технологии dolby laboratories

Многоканальный мир Рея Долби. История одной лаборатории

Если бы пять лет назад какой-нибудь смелый аудиофил сказал мне, что у него на телефоне многоканальный звук и т.д., скорее всего он получил бы по глазам. В данный момент на моём смартфоне стоит логотип «DOLBY ATMOS» и знаете…звук, действительно, космический.

Сегодняшний материал посвящён торговой марке с пятидесятилетней историей, которая перевернула мир звука и кино.

Итак…начнём, как обычно, с возникновения и закончим последними разработками. Сложные обороты и понятия — оставим профессионалам. Простым языком — прямо в уши.

Для того чтобы нам охватить всю историю, перенесёмся в неспокойный 1941 год. Ведь именно тогда, уже довольно известная компания Disney, впервые использовала более одного канала звука в своём мультфильме. Что самое удивительное, каналов было несколько — центральный, левый и правый. В те мрачные годы звук «моно» для некоторых был в диковинку, а тут сразу три независимых канала, ещё и записанных оптическим путём. Потрясающе! Так говорили люди, выходившие из кинозала.

Но зачаточное состояние индустрии звукозаписи и начало мировой войны на 10 лет остановили этот процесс. Вдобавок ко всему этому, в Америке ещё не было магнитофонов, и первый аппарат был привезён, видимо, в качестве трофейного из Германии. Началась эра магнитной записи. Да, и в русском языке слово «магнитофон» появилось благодаря названию одной из немецких моделей именуемой Magnetofon. Ну а дальше американцы включили китайцев и скопировали немцев. Фирма Ampex (USA) выпустила аппарат Model 200, который был копией магнитофона AEG Model K4 и который записывал уже на магнитную ленту. Стремительное развитие магнитной записи не заставило долго ждать многоканальный магнитофон, изобретённый парнем по имени Лес Пол (который, на минуточку, до этого придумал электрогитару).

В отличие от диснеевской оптической музыкальной дорожки, теперь звук писали прямо на самой киноплёнке, нанося магнитный слой. Встроенная в киноаппарат магнитная головка считывала этот слой и радовала публику. Киноиндустрия продолжала процветать, и появление широкоформатных плёнок 70 мм (а были 35 мм) и огромных экранов логично требовало соответствующей звуковой картины.

На тот момент существовало два звуковых формата для кино:

  • Cinemascope. Разработан для 35 мм киноплёнки компанией 20 век Фокс. 4 канала — правый, левый, центральный и surround-канал. Последний размещался позади зрителей и добавлял картину.
  • Todd-AO. Применялся для широкоформатной 70 мм плёнки и имел 6 каналов. К четырём прибавились ещё дополнительные — правый и левый.

Эти форматы успешно существовали до 70-х годов, пока на сцене не появилась компания Dolby Laboratories. И вот с этого момента началась совсем другая история.

Dolby Surround, Dolby Digital, DTS, Pro-Logic, Dolby Atmos — довольно известные вещи, не правда ли? Вообще, само слово Dolby стало нарицательным. А ведь это фамилия основателя компании, о которой я сейчас вам расскажу подробно.

Рей Долби родился в 1933 году в штате Орегон. В 16 лет этот любознательный и уже очень умный юноша работал в компании Ampex (да-да, в той самой, что «слизала» первый магнитофон у немцев), где быстро добился результатов. В 1956 году инженеры компании произвели на свет первый видеомагнитофон, который был огромных размеров и стоил кучу денег, но был принят на ура и заменил старое оборудование на многих телекомпаниях. И в 1957 году Ampex получает премию ЭММИ за такой вклад (вот любят американцы что-нибудь вручать). Рэй Долби быстро выбился в идейные лидеры и серьёзно увлёкся звуком, что в 1965 году привело к созданию компании — лаборатории «Dolby».

Вначале это была британская научная лаборатория, затем компания переехала в США. В то время очень остро стоял вопрос с проблемой шумоподавления в музыкальном материале. И наш юный любитель звука решил этот вопрос, создав профессиональную систему Dolby A. Вскоре появилась Dolby B — система подавления шума, которая становится доступна обычным пользователям. Кстати, благодаря Dolby B получили широкое распространение магнитофонные кассеты. Первый фильм, снятый в 1975 году с использованием системы шумоподавления, был «Заводной апельсин» Стенли Кубрика.

Следующим внушительным шагом компании Dolby стал переход к разработке аналоговой системы четырёхканального звука «Dolby Stereo». Правый, левый, центральный и канал окружающего звука пришлись по вкусу зрителю, и кинотеатры один за другим стали внедрять эту систему в жизнь. Первая серия «Звёздных войн» Лукаса была показана в кинотеатре с логотипом «Dolby». Это было всеобщее признание. Теперь с компанией Рея Долби работали все топовые режиссёры того времени (например, Стивен Спилберг).

Специально для домашнего использования специалисты лаборатории урезали версию Dolby Stereo и «запилили» Dolby Surround. Сначала это была трёхканальная система, но быстро выросла до полноценной — четырёхканальной (Dolby pro Logic), и лого компании стало настоящим знаком качества на аудиоаппаратуре. Появилось понятие «домашний кинотеатр». А это 1987 год. Для нас (россиян) пройдёт ещё 10 лет, когда мы узнаем это слово…

Параллельно с основными разработками постоянно велась работа с обработкой и записью цифрового звука. В 1984 году это был Dolby AC-1, потом AC-2 и, наконец, в 1992 году появляется Dolby Digital 5.1 с шестью каналами объёмного, качественного, цифрового звука. Первым фильмом, показанным с применением этой технологии, стал «Бетмен возвращается».

В 1989 году система шумоподавления впервые используется на портативном кассетном плеере Сони, и компания Dolby выходит на совершенно новый уровень. Dolby Digital Plus — система, которая в 2012 году впервые появилась в смартфоне и пришла на смену плеерам. Более 150 моделей всех известных производителей стали использовать компрессию объёмного звука.

Самая последняя разработка компании — Dolby Atmos. Эта звуковая система работает с системой координат в пространстве и поддерживает до 128 каналов. И что самое интересное, она работает и на смартфоне. Atmos — это мощный инструмент и новый шаг в мире звука. Ближайшее будущее раскроет его потенциал полностью.

Буквально на днях была представлена новая система — Dolby Mobile. Думаю, ясно из названия, для каких целей она создана. Подробно можно прочитать тут.

Рей Долби умер в сентябре 2013 года. Получив 2 Оскара и Эмми, а также несколько десятков патентов, будучи директором Филармонии и управляя мощной командой, в душе оставался преданным звуку. Его тонкая природа и техника всегда были для него выше. Человек с Большой Буквы, который изменил навсегда мир звука.

В заключение хочу привести несколько выражений из интервью с Реем Долби, записанного в 2010 году для журнала «Esquire»:

Мне кажется, что большинство изобретений начинается с того, что изобретателя просто что-то серьёзно не устраивает.

Склонность к изобретению — это то, что у многих людей сидит внутри, а у многих — нет. Но я ненавижу тех, кто говорит, что научиться изобретать невозможно…

Никогда не просите своих подчинённых работать по 80 часов в неделю.

Бессмертие может быть интересно лишь детям и сумасшедшим…

Зачастую в поражении скрыт успех. Важно лишь вовремя разглядеть его…

Вот такая история…

Подробно про многоканальный звук тут. Само интервью.

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома

Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома

Дочерняя структура Dolby Laboratories ООО «Долби Си-Ай-Эс» работает в России уже более пяти лет. Фирма занимается оснащением коммерческих кинотеатров и активно сотрудничает с отечественными телеканалами. Крупнейшим вещателям, таким как «Первый канал», ВГТРК, НТВ+, «Триколор ТВ» она предлагает ноу-хау и экспертизу в области кодирования и передачи звуковой информации. В частности, специалисты Dolby принимали активное участие в создании нормативов по громкости рекламных роликов, адаптируя богатый мировой опыт решения данной проблемы к местным реалиям доминирования аналогового ТВ. «Долби Си-Ай-Эс» реализует у нас фирменные наработки для наземного, спутникового, кабельного телевещания, а также сотрудничает с набирающими популярность сервисами VOD. В последнее время к перечисленным сферам деятельности добавилось новое направление — популяризация аудиоформата Dolby Atmos.

Технология Dolby Atmos является очередным звеном в цепочке развития форматов объемного звучания, призванного полностью погрузить зрителя в события на экране коммерческого либо частного просмотрового зала. Эта область стала бурно прогрессировать в начале 80-х годов прошлого века с появлением алгоритмов матричного кодирования аудиосигнала, обеспечивающих добавление в стереофоническую дорожку информации для дополнительных звуковых каналов. Когда-то стереозвук был основным решением для кино, сейчас он остается таковым в телевещании. Ранний формат Dolby Stereo / Dolby Surround позволял подмешивать в обычный саундтрек информацию для центрального и тыловых каналов (моно), причем последняя в процессе декодирования разделялась на сигналы для двух колонок. Басовые спецэффекты для сабвуфера извлекались из трека при помощи частотной фильтрации. В домашней реализации алгоритм впоследствии стал широко известен как Dolby Pro Logic. Существенным недостатком аналоговой технологии являлось взаимное проникновение информации между каналами при декодировании, зато такая дорожка могла воспроизводиться без какого-либо преобразования через традиционный стереофонический тракт.

Читайте также:  Воспроизведение нот на pic

На рубеже веков на смену Dolby Pro Logic пришел более прогрессивный и уже цифровой формат с независимым канальным кодированием данных, где для басовых партий имелся отдельный дискретный канал. Для практического применения новинки потребовалась связка оборудования кодер/декодер. Речь идет о технологии Dolby Digital в различных реинкарнациях, получившей распространение как в больших кинотеатрах с пленочной проекцией, так и в домашних AV-системах. Сначала этот были комплексы с конфигурацией акустики 5.1, а затем и 7.1. Нужно добавить, что в самых современных цифровых кинотеатрах многоканальные саундтреки существуют в виде данных РСМ без компрессии, передаваемых через Интернет и хранимых на жестких дисках. Наиболее популярным «сжатым» форматом сейчас является Dolby Digital Plus, который применяется на телевидении, в интернет-вещании, в домашних мультимедийных комплексах. Также актуальны более продвинутый lossless-кодек Dolby TrueHD и профессиональный телеформат для международного обмена контентом Dolby Е.

Революцию в индустрии совершил изобретенный компанией Auro Technologies формат Auro 3D, добавивший обычному кинозвуку «второй этаж» и «крышу». Альтернативой от Dolby стало появление технологии формирования объектно-ориентированного саунда Atmos, которая принципиально отличается от алгоритмов матричного и канального кодирования/декодирования. Звуковая информации здесь не просто фиксируется, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных объектов в пространстве. Речь идет о трехмерных координатах образа с изменениями во времени, что позволяет получить в помещении однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Формат Dolby Atmos поддерживает до 128 таких объектов, налагаемых на фоновые шумы. В качестве наглядного примера реализации ноу-хау можно представить картину леса, населенного 128 птицами, которые постоянно перелетают с дерева на дерево и поют при этом разными голосами.

В своей первоначальной версии технология предназначалась для коммерческих просмотровых залов с конфигурацией акустики 7.1, где потребовалось выполнить серьезное переоснащение. Размещение колонок там обычно начинается примерно от трети расстояния между экраном и задней стеной — на уровне первых рядов зрительских кресел. В эту «слепую зону» были добавлены дополнительные спикеры для бесшовного панорамирования спецэффектов. Два ряда потолочных громкоговорителей обеспечили покрытие зрительного зала верхним полем. Если ширина экрана превышала 12 метров, в конфигурацию добавлялись левый центр и правый центр. Также по помещению распределялись дополнительные сабвуферы, отвечающие за равномерность басового фундамента звучания. И, самое важное, в кинотеатрах Dolby Atmos для каждого громкоговорителя предусмотрен отдельный канал усиления, что гарантирует панорамирование звука с максимальной точностью. В рамках технологии в студии создается саундтрек в виде «набора конструктора» со звуковыми образами и метаданными. В свою очередь оборудование на объекте настраивается специалистами бренда таким образом, чтобы при распаковке дорожки добиться оптимального звучания для конкретной, порой уникальной конфигурации. Разумеется, сам зал проектируется, строится и оснащается по определенным канонам. Для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos тоже существует регламент, но он менее строгий. Об этих правилах, а также об аппаратуре и контенте для пользовательской AV-системы мы расскажем во второй части материала.

СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Строим домашний кинотеатр Dolby Atmos

Ресивер Denon AVR-X5200W с процессором Dolby Atmos

Новый формат для получения окружающего звука Dolby Atmos уже знаком всем, кто интересуется домашним кинотеатром. Популярность этой технологии растет очень быстрыми темпами, она уже взята на вооружение всеми ведущими голливудскими киностудиями, а многие компании-изготовители AV-техники давно выпускают совместимые с Dolby Atmos модели. При этом, что не маловажно, цены на AV-ресиверы с Dolby Atmos (например, таких компаний как Yamaha, Onkyo или Denon) становятся вполне доступными по стоимости для большинства пользователей.

Коротко напомним, что процесс создания звуковых дорожек Dolby Atmos принципиально отличается от того, как до этого записывался многоканальный звук. Режиссер при производстве фильма имеет дело не с каналами, в которые помещает тот или иной источник звука, а работает непосредственно с источниками звука (или объектами, с этими звуками связанными). Dolby Atmos позволяет расположить эти источники-объекты в любом месте окружающей (трехмерной) звуковой картины, и, что еще более важно, добиться их плавного перемещения по любым траекториям. Принципиальным же отличием домашнего кинотеатра Dolby Atmos от привычного 5.1-канального, кроме, разумеется, наличия соответствующего декодера, является использование дополнительных “высотных” каналов. Именно они позволяют получить настоящий 3D-звук, сделав происходящее на экране максимально реалистичным.

Домашний кинотеатр Dolby Atmos

Можно сказать, что технология Dolby Atmos – это самое серьезное улучшение звуковой части домашнего кинотеатра за последние лет 15, а прирост в качестве окружающего звука, который дает Dolby Atmos, можно сравнить с переходом от матричных декодеров Dolby Surround (Pro-Logic) к полностью цифровым процессорам Dolby Digital. Появлению Atmos предшествовали весьма серьезные многолетние исследования в области акустики и программного обеспечения, которые провела Dolby Laboratories.

Atmos-процессор и высотные каналы

Итак, для создания домашнего кинотеатра, подходящего для воспроизведения звуковых дорожек Dolby Atmos, в самом простом случае потребуются AV-ресивер с соответствующим декодером, а также дополнительные колонки. Если с ресивером все понятно, и список Atmos-совместимых моделей можно найти на множестве интернет-ресурсов, то с высотной акустикой дело обстоит немного сложнее.

Технология Dolby Atmos предусматривает несколько конфигураций домашнего кинотеатра, самой простой из которых является 5.1.2. В такой системе к уже имеющемуся комплекту колонок 5.1 добавляется еще две, расположенных на потолке. В расширенной 7.1-системе возможно использование 4-х дополнительный высотных колонок, то есть достройка ее до конфигурации 7.1.4. Если речь идет о вновь создаваемой системе, особенно в комнате на стадии капитального ремонта, то размещение потолочной акустики не вызовет каких-либо сложностей. Однако если необходимо “нарастить” до Atmos уже имеющийся домашний кинотеатр, то могут возникнуть проблемы.

Колонка Klipsch RP-140SA для Dolby Atmos

Решение изготовителями АС было найдено довольно быстро – собственно, оно было подсказано самой Dolby. Что бы получить эффект “звук сверху”, не обязательно монтировать колонки на потолке – достаточно установить над АС фронтальной и/или тыловой пары (или непосредственно на верхние панели этих колонок) дополнительную акустику, динамики которой направлены под определенным углом вверх. Отражаясь от поверхности потолка, эти колонки создадут эффект работы настоящей потолочной акустики, разумеется, при соответствующей обработке звука процессором Dolby Atmos.

Если планируется использовать высотные колонки, то наличие горизонтального потолка высотой от 2,3 до 4,2 метра, изготовленного из акустически отражающего материала (капитального или подвесного) было бы идеальным вариантом. Однако даже при наличии сводчатых или двухуровневых потолков возможно получение эффекта Dolby Atmos благодаря специальной процессорной обработке. И только если потолок выполнен из какого-либо звукопоглощающего материала, от использования таких высотных АС придется отказаться, заменив их на потолочные.

Необходимо отметить, что акустика, предназначенная для использования в высотных каналах Atmos, должна иметь соответствующую сертификацию Dolby – только в этом случае можно будет гарантировать получение настоящего трехмерного звука. И важнейшим параметром, который влияет на правильность работы высотных колонок в системе Dolby Atmos, является характеристика диаграммы направленности. Это, кстати, и ответ на частый вопрос, можно ли в качестве высотных АС Dolby Atmos использовать обычные полочники, развернув их вверх? Теоретически можно, но получить такой же по качеству 3D-звук, как и c Atmos-сертифицированными колонками, не получится.

Акустическая система Klipsch RP-280FA со встроенной секцией Dolby Atmos

Преимущества рупора

В настоящее время уже несколько ведущих компаний производят подобную сертифицированную Dolby Atmos акустику для домашнего кинотеатра. Это комбинированные (как правило, напольные) АС, у которых дополнительная высотная секция встроена в верхнюю панель, или специальные колонки, которые размещаются на верхних панелях стереопары, или на полках над ней.

Требования Dolby к диаграмме направленности Atmos-акустики заставляет изготовителей использовать в ней один широкополосный динамик (за исключением компаний, имеющих запатентованные коаксиальные излучатели).

Однако, фирмы, специализирующиеся на выпуске рупорной акустики, уже предложили двухполосные АС для Dolby Atmos. Первой такие колонки выпустила американская компания Klipsch, причем как комбинированную напольную модель RP-280FA, в которой высотная АС встроена в верхней части, так и дополнительную колонку RP-140SA. Последнюю можно размещать на верхних панелях полочных или напольных колонок Klipsch, или АС любых других брендов. Кроме того, эту колонку можно установить на настенной полке на высоте, примерно соответствующей корпусу средней напольной колонки.

Благодаря контролируемой диаграмме направленности и высокой чувствительности, которые обеспечивает запатентованный рупор Tractrix, акустика Klipsch полностью соответствует требованиям, предъявляемым к потолочной акустике Dolby Atmos.

Потолочные или высотные?

Говорить именно о “преимуществах” настоящей потолочной акустики перед работающей на отражение, на самом, деле, не вполне корректно. В идеале для Dolby Atmos нужны потолочные колонки, как это и сделано в настоящих кинотеатрах по всему миру. Однако на практике не все пользователи готовы мириться с теми неудобствами, которые возникнут при монтаже потолочных колонок в их гостиных, да и интерьер помещения (если оно не предназначено только для домашнего кинотеатра) может пострадать. Поэтому компании и предлагают комбинированные или дополнительные высотными АС, которые, в случае сертификации их согласно требованиям Dolby Atmos, способны обеспечить такое же качество трехмерного звука.

И в заключение можно сказать несколько слов о встраиваемой потолочной акустике, которую было бы вполне логичным использовать в системах Atmos. На самом деле Dolby пока не сертифицирует такие АС для применения в домашнем кинотеатре Atmos, хотя модели с контролируемой диаграммой направленности вполне подойдут для этой цели. Подобная встройка есть в каталогах многих фирм, например, ее выпускает компания Klipsch (такие модели, как CDT-5650-C II или CDT-5800-C II).

Читайте также:  Блок питания с автоматическим зарядным устройством на компараторе

Домашний кинотеатр и технологии dolby laboratories

Dolby Atmos® – новый формат, а по сути концепция воспроизведения аудио контента, усиливающая субъективное восприятие аудио до максимально реалистичного уровня. Как формат аудио Dolby Atmos® был разработан американской компанией Dolby Laboratories, Inc (принятое сокращение – Dolby Labs), известной своими прогрессивными технологиями кодирования, обработки аудио (от Dolby Digital (АС-3) до Dolby TrueHD и DTS-HD аудио Blu-ray Disc) и видео (Dolby Contrast, Dolby Vision), в том числе для записи и воспроизведения концертов (Dolby Lake Processor) и продукции киноиндустрии (Dolby Digital Cinema, Dolby 3D, Dolby Atmos). Официально о новом формате вещания аудио Dolby Atmos® Dolby Laboratories, Inc заявила на CinemaCon в апреле 2012 года, а впервые преимущества объемного аудио в звуковых схемах Dolby Atmos® были продемонстрированы в Dolby Theater в Голливуде 12 июня 2012 во время премьерного показа анимационного фантастического фильма Brave производства Pixar Animation Studios в рамках LA Film Fest (Los Angeles Film Festival – кинофестиваль в Лос-Анджелесе).

CinemaCon – ежегодно проводимая с 2011 года конференция американской национальной ассоциации владельцев кинотеатров (the National Association of Theatre Owners – NATO) со штаб квартирами в Вашингтоне (округ Колумбия) и Северном Голливуде (штат Калифорния), по факту сегодня охватывающая владельцев 32 000 кинотеатров в США 81 стране мира.

Поддержка National Association of Theatre Owners на CinemaCon 2012, а затем CinemaCon 2013 и CinemaCon 2014, а также позитивные отзывы зрителей после просмотра фильмов с воспроизведением звука Dolby Atmos® обусловили повышенный интерес к формату владельцев кинотеатров (в 2013 уже более 300 кинотеатров мира были дооборудованы для трансляции аудио в режиме Dolby Atmos®, а в текущем году генеральный директор Dolby Russia & CIS Алексей Угринович заявил о запланированном открытии нескольких залов с поддержкой формата Dolby Atmos® в России) и стимулировали Dolby Laboratories, Inc к дальнейшим разработкам. В июне 2014 года Dolby Labs заявила об адаптации формата Dolby Atmos® к системам домашнего кинотеатра, причем переход к новому вещанию объемного аудио в домашних кинотеатрах был поддержан производителями брендовой аппаратуры – Denon, Marantz, Onkyo, Pioneer и Yamaha, сегодня предлагающими прошивки для последних моделей A/V ресиверов, новые многоканальные ресиверы, процессоры, предусилители и усилители, а также системы акустики с дополнительным ориентированным вверх динамиком и отдельные спикеры для инсталляции на потолке (или сверху на напольных/настенных колонках).

На текущий момент Dolby Laboratories, Inc предлагает вещание окружающего звука нового поколения Dolby Atmos® не только в кинозалах и домашних кинотеатрах, но и через наушники смартфонов и интернет планшетов, пока с операционной системой Google Android.
Справка: Изначально концепция Dolby Atmos® формировалась для кинозалов больших кинотеатров и основывалась на том, что в реальности человек воспринимает различные звуки из разных уровней в пространстве – самолета/вертолета или раскатов грома сверху, пения птиц с уровня над головой, шума автомобилей или разговорной речи – в плоскости органов слуха и т.д.

По сути, во всяком случае в теории окружающее пространство, воспринимаемое в Dolby Atmos® через пространство большого кинозала может с определенными искажениями быть «сжато» до объема кинозала домашнего кинотеатра маленьких размеров и звук разных аудио объектов (речь, выстрел, гром, самолет, автомобиль и пр.) удастся «привязать» к различным пространственным уровням благодаря дополнительной потолочной акустике и/или первым отражениям от потолка ориентированных вверх динамиков, а также фильтрации частот определенного спектра, как задумано разработчиками Dolby Labs. Вместе с тем, большое сомнение вызывает возможность передачи аудио формата Dolby Atmos® через головные наушники, de facto мало эффективные даже при воспроизведении условно объемного звука и вряд ли способные сформировать у человека восприятие действительно пространственного многоуровневого звука с помощью двух широкополосных динамиков.

Воспроизведение звука нового поколения Dolby Atmos® в домашних кинотеатрах по факту базируется на типовых схемах объемного звука 5:1, 7:1 и 9:1, усиленных 2 или 4 потолочными колонками, или 2 или 4 колонками/динамиками, ориентированными вверх и устанавливаемыми на/в фронтальные (или фронтальные и тыловые) колонки систем 5:1, 7:1 и 9:1. Для декодирования, разделения и усиления звуковых каналов в системах домашних кинотеатров должен быть задействован многоканальный AV ресивер или многоканальный предусилитель и многоканальный усилитель с прошивкой, поставляемой производителем или Dolby Laboratories, Inc.

С 2012 года формат Dolby Atmos® позиционируется Dolby Laboratories, Inc, как революционная технология воспроизведения и восприятия звука нового поколения, а в последнее время – как инновационный тренд (trend — тенденция), определяющий развитие кодирования, обработки и воспроизведения аудио, причем не только аудио кинофильмов, но и аудио записей концертов, что вряд ли корректно по двум причинам:
во-первых, концепция многоуровневого воспроизведения аудио далеко не новая – в отличие от Dolby Labs, предлагающей с 2012 года для восприятия звука разных аудио объектов с различных пространственных уровней добавить в системы домашнего кинотеатра схем 5:1, 7:1 и 9:1 дополнительную акустику (потолочную или устанавливаемую на колонки (в колонки) и ориентированную вверх) (системы Dolby Atmos® 5:1:2, 5:1:4, 7:1:2, 7:1:4, 9:1:2 с добавлением 2 или 4 отдельных динамиков/акустических систем), что по факту формирует 2 пространственных уровня воспроизведения аудио, еще в 2005 году компания Galaxy Studios представила разработку своего генерального директора – эксперта в области аудио Вильфрида ван Бэлена (Wilfried Van Baelen) – формат трехуровневого воспроизведения аудио контента Auro 3D.

Формат Auro 3D официально был продемонстрирован в схемах Auro 9.1 и Auro 11.1 в 2006 году в Париже 20-23 мая на AES Convention 2006 и в Сан-Франциско 6-8 октября во время семинара «Surround with Height Channels», в октябре 2010 на Spatial Audio Convention в Токио дополнительно была представлена схема 13.1, а 20 января 2012 формат Auro 3D получил поддержку ТНХ Lucasfilm Ltd (см. о ТНХ Lucasfilm Ltd в этом материале) – наиболее почитаемого в мире эксперта по технологиям аудио/видео записи/воспроизведения и аудио/видео воспроизводящей аппаратуре – выпустившей фильм Red Tails в формате Auro 11.1

После явного интереса ТНХ Lucasfilm Ltd к формату Auro 3D фильмы с поддержкой Auro 11.1 и Auro 13.1 на платформах носителей Blu-ray Disc Association (BDA) стали обычным явлением на полках магазинов, десятки европейских кинотеатров транслируют фильмы с вещанием аудио формата Auro 3D, а на CinemaCon 2013 было официально объявлено о начале партнерского сотрудничества Galaxy Studios и Digital Theater System – разрабочика формата DTS-HD, конкурирующего с Dolby TrueHD при кодировании аудио на дисках Blu-ray Disc Association

Несмотря на активное, а в определенной степени даже агрессивное продвижение нового формата Dolby Atmos® самой Dolby Laboratories, Inc, а также брендовыми производителями электронной аппаратуры (Denon, Marantz, Onkyo, Pioneer, Yamaha, Atlantic Technology, Integra и др.) пока формат не формализован в нормативно правовых актах (DIN 18041, EBU Tech. 3276, IEC 60268-13 и т.д.), а также не упоминается вообще на официальном веб ресурсе ТНХ Lucasfilm Ltd, хотя разработке Dolby Atmos® уделено небольшое внимание на HomeTheaterReview (ведущий информационный веб журнал аудио/видео техники и технологий) и стали появляться обзорные публикации в Сети и Рунете. В большей степени такое ограниченное внимание обусловлено буквально стартом новой технологии Dolby Laboratories, Inc, а также огромными сложностями инсталляции и настройки на реальных объектах систем Dolby Atmos® 5:1:2, 5:1:4, 7:1:2, 7:1:4, 9:1:2, где добавление новых источников звуковых волн в «нестандартные» по размерам кинозалы домашних кинотеатров практически всегда вызывает ворох проблем с формированием оптимальной звуковой картины.

Вызывает определенные сомнения реалистичность восприятия звука формата Dolby Atmos® в масштабе домашних кинотеатров из-за двухуровневого расположения громкоговорителей, а особенно вариант использования ориентированных вверх дополнительных спикеров на/в колонках, что по факту подает на место/места зрителей более интенсивные первые отражения звуковых волн. Причем объяснения директора подразделения исследований Dolby Laboratories, Inc Бретта Крокетта (Brett Crockett, Senior Director of Sound Research) в блоге Dolby Labs 23, 27 июня и 8 сентября текущего года, основанные на появлении/усилении пространственного эффекта благодаря фильтрации дополнительной акустики по высоким частотам, по меньшей мере мало убедительны. Ведь пение птиц, звук самолета, шум дождя, раскаты грома и т.д. охватывают достаточно широкий спектр частот и если «отрезать» и подать сверху определенный сегмент высоких частот, то буквально с одного «места» или «уровня» будут воспроизводиться и восприниматься разные аудио объекты, что нивелирует саму концепцию многоуровневого пространственного звука с разделением на различные аудио объекты (в подаче Dolby Labs – объектно-ориентированное представление звуков), а «отфильтровать» и «выделить» из звукового фона шум ветра в листьях деревьев, пение птиц или иной конкретный звуковой объект пока нереально на уровне современных технологий.

Да вот думал о видео формате 4к и потом подумал, а звук нового поколения интересно делают. Ну и вот. Да мне надо покупать рессивер и уже наметился на этот атмос. Да они конечно выпустили high end и усилители там от 200 ват и стоят от 50 т, но будут же и на 130 ват за 15-25 т. Мне так подходит. У меня 7 колонок по 70 ват. Ну можно и прикупить и еще. Сам же звук да, как то не понятно. Будет ли он лучше или они сделали только многоканальней и все. А крепить к потоку точно не вариант. Ну и наверное и звуковые карты потом будут с Dolby Atmo и всякие дк с 11 ю колонками

Читайте также:  Android и arduino. введение в adk

Dolby: компания, создавшая звук

Рэй Долби возглавлял компанию Dolby в течение 48 лет. За эти годы логотип компании на аудио аппаратуре стал знаком качества, фильмы с объёмным звучанием показывают в большинстве кинотеатров мира, домашние музыкальные системы немыслимы без этого звука. Технологии Dolby тридцать лет назад стали использовать в аудио-плеерах, а сейчас используют в смартфонах и планшетах.


Театр «Долби» с 2001 года является ареной проведения церемонии вручения премии «Оскар»

Рей Долби родился 18 января 1933 года в Портленде. С 16 лет он работал в компании Ampex в группе инженеров, сконструировавших в 1956 году первый в мире видеомагнитофон. Устройство размером с комод стоило 50 тысяч долларов, поэтому оно было недоступно обычным пользователям. Его выбрали телестанции, заменив видеомагнитофонами кинорегистраторы. 30 ноября 1956 года CBS вещала с магнитной ленты повторный выпуск программы новостей. Ampex в 1957 году получила за изобретение приз «Эмми».


Инженеры Ampex и первый в мире видеомагнитофон


Ampex VR 1000B в музее коммуникаций во Франкфурте-на-Майне. Фото: Википедия


Инженер CBS

Увлечение звуком привело Рэя Долби к созданию Dolby Laboratories. Американский инженер основал её как британскую научную лабораторию в 1965 году, а в 1968 году перевел в Нью-Йорк, затем в Сан-Франциско в 1976. Лаборатория была нужна, чтобы создать первую систему шумоподавления, получившую название Dolby A. Система для профессионалов в течение двух лет стала доступной для обычных пользователей под именем Dolby B. Через несколько лет Dolby A адаптируют для звукозаписи на киноплёнку оптическим способом. Первым фильмом, снятым с использованием системы шумоподавления от Dolby, стал «Заводной апельсин» Стенли Кубрика в 1975 году.

От шумоподавления компания перешла к разработке аналоговой системы звукозаписи Dolby Stereo с четырьмя звуковыми каналами, левым и правым для музыки и эффектов, центральным для диалогов и окружающим четвёртым для создания общей атмосферы. «Звёздные войны» Джорджа Лукаса и «Близкие контакты третьего рода» Стивена Спилберга стали пионерами в этой области, прозвучав в кинотеатрах в Dolby Stereo. Джордж Лукас объявил, что снимет эпизод «Империя наносит ответный удар» в этом формате. До этого только в пятидесяти кинотеатрах в США была эта система, а после она началась появляться везде. В 2015 году сложно представить просмотр фильма в кинотеатре, где бы перед его началом не прозвучало имя Dolby.

В 1982 году компания выходит на рынок домашнего звука с урезанной версией Dolby Stereo — Dolby Surround, где используется трёхканальный звук: левый, правый и окружающий. В 1987 году для дома выходит полная четырёхканальная модификация системы — Dolby Pro Logic. Логотип Dolby на аудио аппаратуре стали воспринимать как знак качества.

С этого же года Dolby начинает работу над цифровыми системами записи звука. В 1984 году это Dolby AC-1, в 1989 линейку продолжает Dolby AC-2, а в 1992 году Dolby Digital 5.1 с шестью каналами объёмного цифрового звука. Первым показанным в кинотеатрах фильмом, звук к которому записан в этом формате, стал «Бэтмен возвращается».

Специально для «Скрытой угрозы» Джорджа Лукаса компания в 1999 году разрабатывает Dolby Digital EX 6.1 с дополнительным задним окружающим каналом.

В 1979 году Sony выступает революционером в мире музыки, выпуская первый в мире кассетный аудиоплеер. Через десять лет модель WM-DD9 выходит с системой шумоподавления Dolby B/C. Компания Dolby выходит на рынок портативных устройств.


Sony Walkman WM-DD9


Плееры Sony Walkman с системой шумоподавления Dolby C. Источник

Мобильные телефоны и смартфоны поменяли способ прослушивания музыки, заменив собой портативные устройства. В 2012 году смартфоны Nokia 808, Huawei Ascend D и 150 других моделей смартфонов и планшетов от 16 производителей оснащались технологией компрессии объёмного звука Dolby Digital Plus. С этой же системой работает, например, игровая приставка Sony PlayStation 3.

Звуковая система Dolby Atmos, премьера которой состоялась в фильме «Храбрая сердцем» в 2012 году, также используется в мобильных устройствах — первым стал смартфон Lenovo A7000. Система для кинотеатров работает с 128 звуковыми объектами, которым задают объём и координаты в трёхмерном пространстве.

Кинотеатральный Dolby Atmos настраивается под присмотров инженеров компании. Для каждого кинозала создается свой проект, в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимые для корректного воспроизведения формата. Каждый такой проект утверждается уполномоченным консультантом Dolby.

Впервые прямая трансляция в формате HDTV с 5.1 звуком Dolby Digital состоялась в 1998 году. Компания работает в этом направление долгие годы и планирует вывести на рынок Dolby Atmos с полным погружением зрителя в происходящее. Эфирное телевидение можно будет вести на двух-трёх языках, переключаясь между ними нажатием кнопки. Atmos для спортивных трансляций позволит создать определённую атмосферу, компания уже начала внедрять эту технологию.

Новую систему готовят к внедрению в игровых консолях, компания ведёт переговоры с крупнейшими производителями.


Карта кинотеатров с Dolby Atmos в России

Рэй Долби умер 12 сентября 2013 года, за два года до 50-летия основанной им компании. Он успел оформить несколько десятков патентов, был директором филармонии Сан-Франциско, стал Рыцарем Высочайшего ордена Британской империи, получил две премии «Оскар» и премию «Эмми». Он с детства обожал музыку и играл на музыкальных инструментах, его интересовала природа звука и техника. Своё увлечение он превратил бизнес и создал технологии, без которых немыслим современный звук.

Домашний кинотеатр и технологии dolby laboratories

С ранней юности Рэй Долби работал в области аудио и видео, в компании Ampex он входил в группу инженеров, создавших первый видеомагнитофон. В 1965 году, после окончания Кембриджского университета, получения докторской степени по физике и работы консультантом ООН в Индии он создает собственную компанию, в которой разрабатывает технологию шумопонижения магнитной записи, названную Dolby A.

К началу 1970-х она — под названием Dolby Stereo — стала применяться не только в звукозаписи, но и в кино, а к концу десятилетия многие кинотеатры мира уже были оборудованы технологиями Рэя Долби. Тем временем кассетные аудиомагнитофоны снабжались неприметным, но важным рычажком переключения систем снижения уровня шума — Dolby B, C и S; радиоприемники оснащались системой Dolby FM.

Когда Dolby Stereo стала частью повседневной жизни, компания выпустила систему «окружающего» звука Dolby Surround, затем — Dolby Digital. Последние разработки Dolby Laboratories — система объемного проецирования изображения Dolby 3D и звуковая многоканальная система для кино Dolby Atmos (128 звуковых каналов воспроизводятся 64 динамиками).

Рэй Долби был награжден премиями «Оскар», «Грэмми» и двумя статуэтками «Эмми».

В последние годы изобретатель страдал болезнью Альцгеймера, минувшим летом у него была диагностирована острая лейкемия.

Изобретения Рэя Долби оказали огромное влияние не только на индустрию кинематографа и шоу-бизнеса, но и на творчество музыкантов и кинематографистов. Фактически он был одним из тех инженеров, чьи продукты стали не только достижением науки и техники, но и средством художественной выразительности

Созданные технологии Dolby Laboratories:

1. Системы шумопонижения: Dolby A, B, C, S, SR

2. Системы кодирования-декодирования многоканального звука с пространственным распределением каналов:

– аналоговые Dolby Stereo (с применением Dolby A/SR) в кино

– семейство Dolby Pro Logic /II/IIx

– цифровые Dolby Digital (AC-3), Dolby Surround-EX, в кино/DVD;

– Dolby-E, Dolby Digital Plus (для вещания);

– MLP Lossless – для кодирования Audio-DVD, Dolby Digital

– Stereo/5.1 Creator – для бытовой записи DVD, камкордеров и PC

– Dolby True-HD для Blue-Ray/HD-носителя, DolbyFax, AAC

– (Advanced Audio Coding) – для хранения и передачи многоканальных файлов

3. Системы виртуального пространственного звука:

– Dolby Virtual Speaker для домашнего применения в телевизорах и компьютерах

– Dolby Home Theater/Sound Room для улучшенного воспроизведения звука на компьютере

– Dolby Headphone – для создания полноценного пространственного (Surround) 5.1 звучания в стереонаушниках

4. Технологии обработки звукового и видеосигнала:

– Dolby Lake Processor – цифровое управление громкостью и коррекцией в системах звукоусиления.

– Dolby Vision – для существенного улучшения качества картинки на ЖК-телевизорах;

– Dolby Contrast – для существенного увеличения качества картинки на ЖК-телевизорах, черное делается действительно черным на LCD-матрицах;

– Dolby Volume – для бытового применения в телевизорах с целью выравнивания уровня звука при переключении на различные каналы или программы;

5. Digital Cinema – цифровой кинематограф:

– Dolby Digital и Dolby Digital 3D – система кодирования, упаковки, шифрования, проверки качества и воспроизведения кино в цифровом виде с разрешением 2К и 4К в залах цифровых кинотеатров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector