Цветомузыка. что может быть проще?

Цветомузыка. Что может быть проще?

Вы начинающий радиолюбитель и вам нечем заняться? Хотите что-нибудь спаять, но не можете определиться с выбором? Делаем цветомузыку! Устроим дома дискотеку и будем зажигать, но сначала включим паяльник и немного попаяем. Не хотим дискотеку, просто поставим возле компьютера в уголок, пусть моргает под музыку.

Цветомузыкальная установка позволяет получать цветные вспышки в такт с исполняемой мелодией. Для начала возьмём транзистор, светодиод, резистор и источник питания 9В. Подключим источник звука и подадим напряжение


1-ая схема

И что мы видим? Светодиод мигает в ритм музыки. Но мигает надоедливо под уровень громкости. И тут встаёт вопрос разделения звуковой частоты. В этом нам помогут фильтры из конденсаторов и резисторов. Они пропускают только определённую частоту, и получается, что светодиод будет мигать только под определённые звуки


2-ая схема

На схеме приведён пример простой цветомузыки. Но это только небольшая приставка, с незначительной яркостью. Она состоит из трёх каналов и предусилителя. Звук подаётся с линейного выхода или усилителя НЧ на трансформатор, который нужен для усиления звука и гальванической развязки. Подойдёт сетевой малогабаритный, на вторичную обмотку которого подаётся звуковой сигнал. Можно обойтись без него, если входного сигнала достаточно для вспыхивания светодиодов. Резисторами R4-R6 регулируется вспыхивание светодиодов. Далее идут фильтры, каждый из которых настроен на свою полосу пропускания частот. Низкочастотный – пропускает сигналы частотой до 300Гц (красный светодиод), среднечастотный – 300-6000Гц (синий), высокочастотный – от 6000Гц (зелёный). Транзисторы подойдут практически любые, структуры NPN с коэффициентом передачи тока не менее 50, лучше, если больше, например те же КТ3102 или КТ315.

Вы собрали надёжное, прекрасно работающее цветомузыкальное устройство, но чего-то не хватает? Модернизируем его!

Начнём с самого главного. Увеличим яркость. Для этого будем использовать лампы накаливания на 12 вольт. В схему добавляем тиристоры и питаем устройство от трансформатора. Тиристор – управляемый диод, позволяющий управлять мощной нагрузкой с помощью слабых сигналов. При прохождении через него постоянного тока он остаётся в открытом состоянии даже без управляющего сигнала, при переменном токе принцип работы похож на транзисторный. Имеет анод, катод – как у диода, и дополнительный управляющий электрод. Способен выдерживать приличную нагрузку, поэтому используется в схеме для управления лампами накаливания.


3-яя схема

Звуковой сигнал подаётся от усилителя НЧ, мощностью 1-2 Ватта. Тиристоры практически любые, рассчитанные под ток ламп, лампы – автомобильные на 12 вольт. Трансформатор должен отдавать достаточный ток (1.5-5 ампер) в зависимости от ламп.

Если у вас есть опыт работы с сетевым напряжением, то лучшим вариантом будет использование осветительных ламп на 220 вольт. Сетевой трансформатор в таком случае не понадобится, а вот звуковой лучше оставить для защиты источника звука. При этом всё должно быть тщательно изолировано и размещено в надёжном корпусе.

Теперь делаем фоновую подсветку. Она будет работать обратно основным каналам: при отсутствии звука светодиод горит постоянно, подаётся звук – светодиод гаснет. Можно сделать один общий фоновый канал или несколько с отдельными звуковыми фильтрами и подключить по предыдущей схеме.


4-ая схема

В схеме добавлен резистор (R2) для постоянного открытия транзистора. Поэтому ток через светодиод проходит свободно, но звуковой сигнал способен закрывать транзистор, светодиод гаснет.

Заменим трансформатор на транзисторный усилитель.


5-ая схема

Избавляемся от звукового провода при помощи микрофона. Добавим его в предыдущую схему. Теперь цветомузыка будет реагировать на все окружающие звуки, в том числе и на разговор.


6-ая схема

В схеме приведён пример двухкаскадного микрофонного усилителя. Резистор R1 необходим для питания микрофона, R2 R6 устанавливают смещение, R4 – настройка чувствительности. Конденсаторы C1-C3 пропускают переменный звуковой сигнал и не дают пройти постоянному току. Микрофон – любой электретный. Если схему использовать просто как предусилитель, то R1 и микрофон убираются, звуковой сигнал подаётся на C1 и минус питания. Номиналы деталей не критичны, особая точность здесь не важна. Главное не делать ошибок и у вас всё получится.

Радиолюбитель

Последние комментарии

  • Виктор на Радиолюбительская связь
  • Виктор на Начинающий радиолюбитель: школа, схемы, конструкции
  • назар на Радиолюбительские журналы
  • Yota на Паяльная станция своими руками
  • Александр на Простой преобразователь напряжения 1,5 – 9 вольт

Радиодетали – почтой

Цветомузыка: светодиодная светомузыка своими руками

Цветомузыка: светодиодная светомузыка своими руками

Пошаговая сборка несложной конструкции светодиодной цветомузыки, с попутным изучением радиолюбительских программ

Доброго дня уважаемые радиолюбители!
Приветствую вас на сайте “ Радиолюбитель “

Собираем светодиодную светомузыку (цветомузыку).
Часть 1.

На сегодняшнем занятии в Школе начинающего радиолюбителя мы начнем собирать светодиодную светомузыку. В ходе этого занятия мы не только соберем светомузыку, но и изучим очередную радиолюбительскую программу “Cadsoft Eagle” – несложное, но в тоже время мощное комплексное средство для разработки печатных плат и научимся изготавливать печатные платы с использованием пленочного фоторезиста. Сегодня мы выберем схему, рассмотрим как она работает, подберем детали.

Светомузыкальные (цветомузыкальные) устройства были очень популярны во времена Советского Союза. Были они, в основном, трехцветными (красный, зеленый или желтый и синий) и собирались чаще всего по простейшим схемам на более-менее доступных тиристорах КУ202Н (которые, если мне не изменяет память, в магазинах стоили более 2 рублей, т.е. были довольно дорогими) и простейших входных фильтрах звуковой частоты на катушках намотанных на отрезках ферритовых стержней от радиоприемников. Выполнялись они в основном в двух вариантах – в виде трехцветных прожекторов на лампочках освещения 220 вольт, или делался специальный корпус в виде коробки, где внутри располагалось по некоторому количеству лампочек каждого цвета, а спереди ящик закрывался матовым стеклом, что позволяло получать на таком экране причудливое световое сопровождение музыки. Так-же, для экрана применяли обычное стекло, а сверху на него наклеивали для лучшего рассеивания света мелкие осколки автомобильных стекол. Вот такое было трудное детство. Зато сегодня, в век развития непонятного капитализма в нашей стране, есть возможность собрать светомузыкальное устройство на любой вкус, чем мы и займемся.

За основу мы возьмем схему светодиодной светомузыки опубликованной на сайте:

К этой схеме мы добавим еще два элемента:

1. Входной узел . Так как у нас на входе будет стереосигнал, и чтобы не терять звук с какого-то канала, или не соединять два канала напрямую между собой, мы применим вот такой входной узел (взят с другой схемы светомузыки):

2. Блок питания устройства . Схему светомузыки мы дополним блоком питания собранным на микросхемном стабилизаторе КР142ЕН8:

Вот приблизительно такой комплект деталей мы должны собрать:

Светодиоды для этого устройства можно использовать любого типа, но обязательно сверхяркие и разного цвета свечения. Я буду использовать сверхяркие узконаправленные светодиоды, свет от которых будет направлен на потолок. Вы, естественно, можете применить другой вариант светового отображения звукового сигнала и использовать другой тип светодиодов:

Как работает данная схема . Стереосигнал с источника звука поступает на входной узел, который суммирует сигналы с левого и правого канала и подает его на переменные сопротивления R6, R7, R8 которыми регулируется уровень сигнала для каждого канала. Далее сигнал поступает на три активных фильтра, собранных по идентичной схеме на транзисторах VT1-VT3, которые отличаются только номиналами конденсаторов. Смысл работы этих фильтров заключается в том, что они пропускают через себя только строго определенную полосу звукового сигнала, отсекая сверху и снизу ненужный диапазон частот звукового сигнала. Верхний (по схеме) фильтр пропускает полосу 100-800 Гц, средний – 500-2000 Гц и нижний – 1500-5000 Гц. С помощью подстроечных резисторов R5, R12 и R16 можно сдвигать в любую сторону пропускаемую полосу. Если вы хотите получить другие полосы пропускания сигнала фильтров, то можно поэкспериментировать с номиналами конденсаторов, входящих в фильтры. Далее сигналы с фильтров поступают на микросхемы А1-А3 – LM3915. Что это за микросхемы.

Читайте также:  Проект электрики квартиры

Микросхемы LM3914, LM3915 и LM3916 фирмы National Semiconductors позволяют строить светодиодные индикаторы с различными характеристиками — линейной, растянутой линейной, логарифмической, специальной для контроля аудиосигнала. При этом LM3914 – для линейной шкалы, LM3915 – для логарифмической шкалы, а LM3916 – для специальной шкалы. Мы используем микросхемы LM3915 – с логарифмической шкалой контроля аудиосигнала.

Начальная страница даташита микросхемы:

Скачать даташит LM3915 (327.0 KiB, 4,447 hits)

Вообще, я вам советую, сталкиваясь с новым, неизвестным радиокомпонентом, ищите на просторах интернета его даташит и изучайте его, тем более, что встречаются и переведенные на русский язык даташиты.

К примеру, что мы можем подчерпнуть с первого листа даташита LM3915 (даже с минимальным знанием английского языка, а в крайнем случае с использованием словаря):
– эта микросхема – индикатор уровня аналогового сигнала с логарифмической шкалой отображения и шагом 3 dB;
– можно подключать как светодиоды, так и LCD индикаторы;
– индикацию можно осуществлять в двух режимах: “точка” и “столбик”;
– максимальный выходной ток на каждый светодиод – 30 мА;
– и так далее…

Кстати, чем отличается “точка” от “столбика”. В режиме “точка”, при включении следующего светодиода, предыдущий гаснет, а в режиме”столбик” гашение предыдущих светодиодов не происходит. Для переключения в режим “точка” достаточно отсоединить вывод 9 микросхемы от “+” источника питания, или подключить его к “земле”. Кстати, на этих микросхемах можно собирать очень полезные и интересные схемы.

Продолжим. Так как на входы микросхем подается переменное напряжение, то светящийся столбик из светодиодов будет с неравномерной яркостью, т.е. с увеличением уровня входного сигнала будут не просто зажигаться очередные светодиоды, но и меняться яркость их свечения. Ниже привожу таблицу порогового включения каждого светодиода для разных микросхем в вольтах и децибелах:

Характеристики и цоколевка транзистора КТ315:

На этом первую часть занятия по сборке светодиодной светомузыки заканчиваем и начинаем собирать детали. В следующей части занятия мы изучим программу для разработки печатных плат “Cadsoft Eagle” и изготовим печатную плату для нашего устройства с использованием пленочного фоторезиста.

Как изготовить светомузыку своими руками по простым схемам

Как сделать цветомузыку и порадовать знакомых? В современной радиотехнике существует огромное разнообразие радиоэлементов и светодиодов. Используя достижения электроники, радиолюбители могут изготовить ЦМУ своими руками. Большой диапазон цветов, яркий и насыщенный свет, высокая скорость срабатывания различных элементов, низкое потребление энергии. Этот список достоинств можно продолжать бесконечно.

Принцип работы цветомузыки

Светодиоды, собранные по схеме, моргают от имеющегося источника звука (это может быть плеер или магнитола и колонки) с определённой частотой. Преимущества использования светодиодов перед используемыми ранее в установках:

  • световая насыщенность света;
  • обширный цветовой диапазон;
  • хорошая скорость;
  • малая энергоёмкость.

Простейшие схемы цветомузыки

Простая светомузыка, которую можно собрать, имеет один светодиод, питается от источника постоянного тока напряжением 6 — 12 В. Можно собрать схему, используя светодиодную ленту и подобрав необходимый транзистор. Недостатком является то, что существует зависимость частоты мигания светодиодов от уровня звука. Иначе сказать, что полноценный эффект можно наблюдать только при одном уровне звучания.

Если снизить громкость, то будет редкое мигание, а при повышении громкости останется постоянное свечение. Убрать этот недостаток можно при помощи трёхканального преобразователя звука.

Работаем по простейшей схеме на транзисторах с использованием фильтров. Для того чтобы её собрать, необходим источник питания на 9 вольт, который позволит светиться светодиодам в каналах. Чтоб собрать три усилительных каскада понадобятся транзисторы КТ315 (аналог КТ3102). В качестве нагрузки используются разноцветные светодиоды. Для усиления использован понижающий трансформатор. Резисторы выполняют функцию регулировки вспышек светодиодов. В схеме стоят фильтры для пропускания частот. Можно улучшить схему и добавить яркость, для этого используются лампочки накаливания на 12 В. Понадобятся тиристоры управления. Всё устройство необходимо запитать от трансформатора. По такой простой схеме с фильтром можно уже работать.

Цветомузыка на тиристорах, может быть собрана даже начинающим радиотехником. Первое, что необходимо сделать — это подобрать электрическую схему. Для подобной установки необходим источник питания на 12 вольт. Она может работать в двух режимах: как светильник и как цветомузыка. Режим выбирается переключателем, установленным на плате.

При изготовлении светомузыки для дома необходимо сделать печатную плату. Для этого нужно взять фольгированный стеклотекстолит размерами 50 х 90 мм и толщиной 0,5 мм. Процесс изготовление платы состоит из нескольких этапов:

  • подготовка фольгированного текстолита;
  • сверление отверстий под детали;
  • нанесение дорожек;
  • травление.

Плата готова, комплектующие закуплены. Теперь начинается самый ответственный момент – распайка радиоэлементов. От того, как аккуратно они будут установлены и запаяны, будет зависеть окончательный результат. Собираем нашу печатную плату с напаянными на ней компонентами в плафон, который имеется дома.

Радиоэлементы для электрической схемы вполне доступны, их приобрести не составит труда в ближайшем магазине электротоваров .

Для цветомузыкального сопровождения подойдут проволочные резисторы мощностью 0,25 – 0,125 Вт. Величину сопротивления всегда можно определить по цветным полоскам на корпусе, зная порядок их нанесения. Подстроечные резисторы бывают как отечественные, так и импортные . Конденсаторы бывают оксидные и электролитические, Некоторые оксидные конденсаторы могут иметь полярность, которую необходимо соблюдать при монтаже. Диодные мосты бывают уже готовые, но если таковых нет, то выпрямительный мост несложно собрать, используя диоды серии КД или 1N4007. Светодиоды берутся обычные с разноцветным свечением. Использование cветодиодных RGB-лент – перспективное направление в радиоэлектронике.

Сборка цветомузыки для автомобиля

Если получилось порадовать цветомузыкой из светодиодной ленты своими руками, то подобную установку со встроенной магнитолой можно собрать для машины. Её легко собрать и быстро настроить. Предлагается разместить приставку в пластиковом корпусе, который можно купить в отделе электрорадиотехники. Установка надёжно защищена от влаги и пыл. Её несложно установить за приборной панелью автомобиля. Отличный световой эффект достигается, если использовать разноцветную (RGB) ленту. Корпус также можно изготовить самостоятельно, используя оргстекло.

Подбираются пластины нужных габаритов, в первой из деталей делаются два отверстия (для питания), зашкуриваются все детали. Собираем всё с помощью термопистолета. Корпус готов.

Цветомузыка своими руками, видео:

Беспроводная светомузыка

Всем, здравствуйте!
Давно хотел приобрести какую-нибудь недорогую, мобильную, и так чтобы работала с разной техникой, светомузыкальную поддержку для домашних вечеринок.
Долго искал, выбирал, и в конце концов мой выбор пал на это чудо.
Покупкой очень доволен. Поделюсь своей радостью и похвастаюсь своей удачной покупкой.

Брал за 1 223,67 руб.($16.75).
Покупал по стабильной цене.
В настоящее время продавец играет — то торгует по $34.19, то объявляет якобы распродажу и продает по $16.75.

Упаковано было просто отлично — коробка вся поместилась в длинную «пупырку».

Читайте также:  Питание мультиметра. li-ion вместо кроны. защита от разряда, таймер




Устройство (буду называть светомузыкой) оснащено одним единственным проводом для подключения к сети 220В.
На передней панели расположены 18 достаточно ярких светодиодов с отражателями, защищённых одним общим оргстеклом.
Светодиоды 3 цветов – 6 синих, 6 желтых и 6 красных.

Для понимания размеров светомузыки — фото с зажигалкой.

Если светомузыку потрясти, то слышно, что отражатели болтаются, поэтому относительно горизонтали и вертикали несколько меняют свое положение.

На верхней стороне расположена кнопка, регулятор и кронштейн для крепления.

На «внутренностях» светомузыки виден встроенный микрофон.

Конечно же, это не «классическая» светомузыка, подключаемая к выход звуковоспроизводящего устройства.
Также, как видно на видео, светодиоды не имеют плавного зажигания и затухания, а работают в режиме стробоскопов.

При нажатии на кнопку раздается щелчок, положение (нажата/отжата) не фиксируется, но переключает светомузыку в один из двух режимов::

1. Стробоскоп — светодиоды попеременно постоянно моргают независимо от наличия какого-либо звукового сигнала рядом со светомузыкой. Поворот регулятора не оказывает никакого влияния, т.е. он не задействован. Предположу, что такой режим можно использовать, допустим, для подсветки рекламных вывесок, привлечения внимания.

Вот такая последовательность моргания светодиодов

2. Стробосветомузыка – тот же стробоскопический режим, но при помощи регулятора настраиваем порог срабатывания стробоскопов и ВАУ! Стробоскопы срабатывают в такт музыке. Полноценная светомузыка! Так, конечно, кажется, но эффект получается очень классный.

Принцип работы, который я и ожидал – светомузыка срабатывает при превышении уровня громкости порогового сигнала, т.е. срабатывание светомузыки можно регулировать самим регулятором, громкостью воспроизводимой музыки, а также (кто пожелает) удалённостью светомузыки от динамиков вашего музыкального центра.
Для «медляков», наверное, не очень, но для «диско» просто отлично.
Моя светомузыка мобильна и летом к друзьм на дачу!

Цветомузыка, разбираемся вместе.

Цветомузыка – это простое и эффективное решение украсить свое рабочее место, компьютер, возможно, какое-то помещение для танцев, здесь никто не ограничивает фантазий.

Тем более что все на самом деле не так сложно и доступно каждому. Хочу поделиться с вами своим опытом сборки такого устройства.

Я старался найти максимально простое и не дорогое решение.

На рынке есть большой выбор светодиодов разных цветов, но, думаю, стоит обратить внимание на трех или четырехцветные светодиодные ленты RGB или RGBW.
Допустим, у всех получится найти полметра ленты, впрочем, можно взять и 5 метров, больше красивее.
Ну, и паяльник в конце концов придётся взять …

Ладно, поехали, разберемся поэтапно для лучшего понимания.
Я взял за основу кусок RGBW ленты (т.е. это значит, что я работал с четырьмя цветами – красным, зеленым, синим, ну, и белым).

Итак, всем известно, что звуковой сигал, слышимый человеческим ухом, лежит в диапазоне от 20Гц до 20кГц. Чтобы наши светодиоды мерцали под одну и ту же музыку по-разному, нужно каждому из них выделить свою часть частот. С этим нам поможет справиться частотный фильтр.
Для простоты (а мы к этому изначально стремимся) будем использовать Г-образный RC-фильтр. Почему Г-образный. Потому что он в схемах напоминает букву Г, только в другую сторону.

Фильтр верхних частот (ФВЧ).
Все частоты выше заданной проходят без потерь

Фильтр нижних частот (ФНЧ).
Все частоты ниже заданной проходят без потерь

А теперь давайте объединим две цепочки

Левая часть пропускает все верхние частоты от заданной, а правая, наоборот, пропускает все ниже лежащие частоты от заданной, пропущенные левой частью.

Получится полосовой фильтр, т.е. фильтр, пропускающий определенную полосу частот.

Как видите для фильтрации нужных частот достаточно использовать только конденсатор и резистор.

Все дело в особенности конденсатора менять свое сопротивление в зависимости от частоты проходящего через него сигнала. Чем больше частота, тем меньше его сопротивление.

При рассмотрении фильтров существует понятие частоты среза. В случае простого RC-фильтра частота среза выражается формулой

f ср = 1/2πRC

Для расчетов можно воспользоваться формулой или любым из онлайн калькулятором на просторах инета, или, тем кто привык держать смартфон под рукой, чем-то вроде бесплатной программы Calckit (раздел электроника/фильтры) на андроиде.

Расчеты рассмотрим ниже, а пока добавим к концу каждой цепочки биполярный n-p-n транзистор. Он послужит в роли ключика, управляющего нашей светодиодной лентой. Получится как-то так:

Или для четырехцветной ленты:

Теперь на вход нашего устройства необходимо подать звуковой сигнал. Амплитуда сигнала должна быть достаточной, чтобы наш ключик пропустил через себя ток. А именно больше, чем где-то 0,6В. И от того насколько амплитуда сигнала больше этой величины будет зависеть яркость вспышек наших светодиодов.

Типичная схема включения микрофона

Амплитуда звукового сигнала на выходе микрофона очень мала. Чтобы раскачать наши выходные транзисторы потребуется усилитель.

Воспользуемся решением на операционном усилителе LM358.

Соберем следующую схему усилителя с отрицательной обратной связью:

Схема рассчитана на 12В, с учетом возможного запитывания от внутреннего блока питания компьютера, да и светодиодная лента, как правило, 12-вольтовая. Микрофон запитывается через резистор R1 и RC – цепочку (C1R2) (не что иное, как фильтр нижних частот) от источника постоянного тока. Сигнал с микрофона через конденсатор C2 подается на операционный усилитель. Резистор R3 и R4 образуют делитель напряжения, их номиналы должны быть одинаковыми. Настройку схемы производил от лабораторного блока питания. Усиление первого каскада настраивается подбором резисторов R5 и R6, а также конденсатором C3. То же касается второго каскада (R10,R11,C6). Фактически усиление первого каскада равно отношению R6/R5, а второго R11/R10.

Каскад обратной связи собран на цепочке C8, D1, D2, C7, R9, VT1. Сигнал с выхода усилителя, через разделительный конденсатор C8 проходит через диод D1, который пропустит только положительные полуволны, отрицательные же упадут на землю через диод D2. Прошедшие импульсы зарядят конденсатор C7, и он превратит наши импульсы, практически, в постоянный ток. Напряжение на выходе конденсатора будет зависеть от амплитуды импульсов. Чем оно больше, тем больше откроется транзистор и замкнет конденсатор C5 на землю. Таким образом на выходе первого каскада мы увидим не что иное как очередной RC-фильтр нижних частот. Не сложно рассчитать, что частота среза такого фильтра будет приблизительно 159 Гц. Т.е. все частоты выше 159Гц будут глушиться. (Первоначально стоял конденсатор немного большей емкости, решил изменить чтобы меньше глушились низкие частоты, лишнее мы приглушим в другом месте) Заряженный конденсатор разряжается на резистор R8 до амплитудного значения следующего импульса. Транзистор закрывается. Беспрепятственное прохождение сигнала восстанавливается.

Вопрос зачем нам нужна обратная связь. Если сигнал будет слишком сильный наш мигающий в такт музыки светодиод превратится в постоянно горящий фонарик, в лучшем случае слегка пульсирующий.

Как сделать цветомузыку на светодиодах своими руками.

05 Июн 2016г | Раздел: Радио для дома

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Практически у каждого начинающего радиолюбителя, да и не только, возникало желание собрать цветомузыкальную приставку или бегущий огонь, чтобы разнообразить прослушивание музыки в вечернее время или в праздничные дни. В этой статье речь пойдет о простой цветомузыкальной приставке, собранной на светодиодах, которую под силу собрать даже начинающему радиолюбителю.

1. Принцип действия цветомузыкальных приставок.

Работа цветомузыкальных приставок (ЦМП, ЦМУ или СДУ) основана на частотном разделении спектра звукового сигнала с последующей передачей его по отдельным каналам низких, средних и высоких частот, где каждый из каналов управляет своим источником света, яркость которого определяется колебаниями звукового сигнала. Конечным результатом работы приставки является получение цветовой гаммы, соответствующей воспроизводимому музыкальному произведению.

Для получения полной гаммы цветов и максимального количества цветовых оттенков в цветомузыкальных приставках используются, как минимум, три цвета:

Разделение частотного спектра звукового сигнала происходит с помощью LC- и RC-фильтров, где каждый фильтр настроен на свою сравнительно узкую полосу частот и пропускает через себя только колебания этого участка звукового диапазона:

Читайте также:  6.1.3. типы деталей и конструкция

1. Фильтр низких частот (ФНЧ) пропускает колебания частотой до 300 Гц и цвет его источника света выбирают красным;
2. Фильтр средних частот (ФСЧ) пропускает 250 – 2500 Гц и цвет его источника света выбирают зеленым или желтым;
3. Фильтр высших частот (ФВЧ) пропускает от 2500 Гц и выше, и цвет его источника света выбирают синим.

Каких-либо принципиальных правил для выбора полосы пропускания или цвета свечения ламп не существует, поэтому каждый радиолюбитель может применять цвета исходя из особенностей своего восприятия цвета, а также по своему усмотрению изменять число каналов и ширину полосы частот.

2. Принципиальная схема цветомузыкальной приставки.

На рисунке ниже предоставлена схема простой четырехканальной цветомузыкальной приставки, собранной на светодиодах. Приставка состоит из усилителя входного сигнала, четырех каналов и блока питания, обеспечивающего питание приставки от сети переменного тока.

Сигнал звуковой частоты подается на контакты ПК, ЛК и Общий разъема Х1, и через резисторы R1 и R2 попадает на переменный резистор R3, являющийся регулятором уровня входного сигнала. От среднего вывода переменного резистора R3 звуковой сигнал через конденсатор С1 и резистор R4 поступает на вход предварительного усилителя, собранного на транзисторах VT1 и VT2. Применение усилителя позволило использовать приставку практически с любым источником звукового сигнала.

С выхода усилителя звуковой сигнал подается на верхние выводы подстроечных резисторов R7,R10, R14, R18, являющиеся нагрузкой усилителя и выполняющие функцию регулировки (подстройки) входного сигнала отдельно по каждому каналу, а также устанавливают нужную яркость светодиодов канала. От средних выводов подстроечных резисторов звуковой сигнал поступает на входы четырех каналов, каждый из которых работает в своей полосе звукового диапазона. Схематично все каналы выполнены одинаково и различаются лишь RC-фильтрами.

На канал высших частот сигнал подается от среднего вывода резистора R7.
Полосовой фильтр канала образован конденсатором С2 и пропускает только спектр верхних частот звукового сигнала. Низкие и средние частоты через фильтр не проходят, так как сопротивление конденсатора для этих частот велико.

Проходя конденсатор, сигнал верхних частот детектируется диодом VD1 и подается на базу транзистора VT3. Появляющееся на базе транзистора отрицательное напряжение открывает его, и группа синих светодиодов HL1HL6, включенных в его коллекторную цепь, зажигаются. И чем больше амплитуда входного сигнала, тем сильнее открывается транзистор, тем ярче горят светодиоды. Для ограничения максимального тока через светодиоды последовательно с ними включены резисторы R8 и R9. При отсутствии этих резисторов светодиоды могут выйти из строя.

На канал средних частот сигнал подается от среднего вывода резистора R10.
Полосовой фильтр канала образован контуром С3R11С4, который для низких и высших частот оказывает значительное сопротивление, поэтому на базу транзистора VT4 поступают лишь колебания средних частот. В коллекторную цепь транзистора включены светодиоды HL7HL12 зеленого цвета.

На канал низких частот сигнал подается со среднего вывода резистора R18.
Фильтр канала образован контуром С6R19С7, который ослабляет сигналы средних и высших частот и поэтому на базу транзистора VT6 поступают лишь колебания низких частот. Нагрузкой канала являются светодиоды HL19HL24 красного цвета.

Для разнообразия цветовой гаммы в цветомузыкальную приставку добавлен канал желтого цвета. Фильтр канала образован контуром R15C5 и работает в частотном диапазоне ближе к низким частотам. Входной сигнал на фильтр поступает с резистора R14.

Питается цветомузыкальная приставка постоянным напряжением . Блок питания приставки состоит из трансформатора Т1, диодного моста, выполненного на диодах VD5VD8, микросхемного стабилизатора напряжения DA1 типа КРЕН5, резистора R22 и двух оксидных конденсаторов С8 и С9.

Переменное напряжение, выпрямленное диодным мостом, сглаживается оксидным конденсатором С8 и поступает на стабилизатор напряжения КРЕН5. С вывода 3 микросхемы стабилизированное напряжение 9В подается в схему приставки.

Для получения выходного напряжения 9В между минусовой шиной блока питания и выводом 2 микросхемы включен резистор R22. Изменением величины сопротивления этого резистора добиваются нужного выходного напряжения на выводе 3 микросхемы.

3. Детали.

В приставке могут быть использованы любые постоянные резисторы мощностью 0,25 – 0,125 Вт. На рисунке ниже показаны номиналы резисторов, у которых для обозначения величины сопротивления используют цветные полоски:

Переменный резистор R3 и подстроечные резисторы R7, R10, R14, R18 любого типа, лишь бы подходили под размер печатной платы. В авторском варианте конструкции использовался отечественный переменный резистор типа СП3-4ВМ, подстроечные резисторы импортного производства.

Подробнее о резисторах можно почитать здесь и здесь.

Постоянные конденсаторы могут быть любого типа, и рассчитаны на рабочее напряжение не ниже 16 В. При возникновении трудности с приобретением конденсатора С7 емкостью 0,3 мкФ его можно составить из двух соединенных параллельно емкостью 0,22 мкФ и 0,1 мкФ.

Оксидные конденсаторы С1 и С6 должны иметь рабочее напряжение не ниже 10 В, конденсатор С9 не ниже 16 В, а конденсатор С8 не ниже 25 В.

Оксидные конденсаторы С1, С6, С8 и С9 имеют полярность, поэтому при монтаже на макетную или печатную плату это необходимо учитывать: у конденсаторов Советского производства на корпусе обозначают положительный вывод, у современных отечественных и импортных конденсаторов обозначают отрицательный вывод.

Диоды VD1 – VD4 любые из серии Д9. На корпусе диода со стороны анода наносится цветная полоска, определяющая букву диода.

В качестве выпрямителя, собранного на диодах VD5 – VD8, используется готовый миниатюрный диодный мост, рассчитанный на напряжение 50В и ток не менее 200 mA.

Если вместо готового моста использовать выпрямительные диоды, придется немного подкорректировать печатную плату, или диодный мост вообще вынести за пределы основной платы приставки и собрать на отдельной небольшой плате.

Для самостоятельной сборки моста диоды берутся с теми же параметрами, что и заводской мост. Также подойдут любые выпрямительные диоды из серии КД105, КД106, КД208, КД209, КД221, Д229, КД204, КД205, 1N4001 – 1N4007. Если использовать диоды из серии КД209 или 1N4001 – 1N4007, то мост можно собрать прямо со стороны печатного монтажа непосредственно на контактных площадках платы.

Светодиоды обычные с желтым, красным, синим и зеленым цветом свечения. В каждом канале используется по 6 штук:

Транзисторы VT1 и VT2 из серии КТ361 с любым буквенным индексом.

Транзисторы VT3, VT4, VT5, VT6 из серии КТ502 с любым буквенным индексом.

Стабилизатор напряжения типа КРЕН5А с любым буквенным индексом (импортный аналог 7805). Если использовать девятивольтовые КРЕН8А или КРЕН8Г (импортный аналог 7809), то резистор R22 не ставится. Вместо резистора на плате устанавливается перемычка, которая соединит средний вывод микросхемы с минусовой шиной, или при изготовлении платы этот резистор вообще не предусматривается.

Для соединения приставки с источником звукового сигнала применен разъем типа «джек» на три контакта. Кабель взят от компьютерной мыши.

Трансформатор питания – готовый или самодельный мощностью не менее 5 Вт с напряжением на вторичной обмотке 12 – 15 В при токе нагрузки 200 mA.

В дополнение к статье посмотрите первую часть видеоролика, где показывается начальный этап сборки цветомузыкальной приставки

На этом первая часть заканчивается.
Если Вы соблазнились сделать цветомузыку на светодиодах, тогда подбирайте детали и обязательно проверьте исправность диодов и транзисторов, например, мультиметром. А во второй части произведем окончательную сборку и настройку цветомузыкальной приставки.
Удачи!

Литература:
1. И. Андрианов «Приставки к радиоприемным устройствам».
2. Радио 1990 №8, Б. Сергеев «Простые цветомузыкальные приставки».
3. Руководство по эксплуатации радиоконструктора «Старт».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector