Прибор для измерения нагрузки аккумулятора

Содержание

Способы проверить аккумулятор вилкой пошагово

Измерение нагрузочной вилкой

Есть множество способов проверить аккумулятор по различным критериям – ёмкость, заряд, плотность, но измерения могут производиться различными приборами. Одно из устройств, позволяющее максимально точно измерить показатели АКБ, без лишних проблем и ненужных действий – нагрузочная вилка. Пользоваться таким оборудованием умеют не все, поэтому необходимо знать, как правильно проверить аккумулятор вилкой.

Способ, в сравнении с измерением мультиметром, является более простым, и позволяет проверить автомобильный аккумулятор с нагрузкой и без. Это даёт полное представление, о работе и состоянии АКБ, при небольшой затрате времени и сил.

Вилка

Является прибором, с простой, но в то же время надёжной и безотказной конструкцией. Представляет собой вольтметр, выступающий в роли измерителя, и нагрузочный резистор, позволяющий испытывать батарею под нагрузкой.

Корпус состоит из штыря, корпуса и зажимного устройства, служащего для соединения с АКБ.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

В некоторых нагрузочных вилках существуют дополнительные разъёмы. Они служат для увеличения нагрузки при необходимости. Имеется одна спираль, но когда появляется необходимость производить замеры АКБ большой ёмкости – количество спиралей может быть увеличено.

Эксплуатация и внешние факторы

Чтобы правильно проверить аккумулятор автомобиля нагрузочной вилкой, необходимо подключить клемму прибора к «плюсу» аккумулятора, а измерительный штырь прибора, подключается к «минусу».

Несмотря на всю лёгкость, необходимо изучить правила по эксплуатации прибора, которая идёт в комплекте с оборудованием.

При использовании необходимо помнить, что вилка имеет минимальный температурный режим в +20 о С, а АКБ не должен быть холодным. При несоблюдении требований возможен «глубокий разряд» батареи. Учитывая вышеперечисленные критерии нужно запомнить, что проверить аккумулятор автомобиля вилкой, не снимая его с авто (но этого делать, крайне не рекомендуется, и лучше снять АКБ), можно только в тёплом климате. При несоответствии температуры, лучше не пытаться снять показатели, не снимая батарею с АКБ.

Важно: нужно соблюдать все правила предосторожности и технику безопасности при эксплуатации устройства – несоблюдение может привести к травмам! Необходимо помнить, что штырь при подаче нагрузки, может нагреваться!

Проверка

Измерения нагрузочной вилкой проводятся в два этапа:

Без нагрузки

Позволяет проверить аккумулятор нагрузочной вилкой в состоянии покоя: измерить заряд и другие показатели аккумулятора.

Осуществляется в несколько шагов:

  1. Извлечение аккумулятора из машины. Батареей нельзя пользоваться минимум 7 часов. Только после этого можно начинать измерения.
  2. Нагрузочная вилка подключается плюсовыми клеммами к аккумулятору. Минусы не соединяются.
  3. Путём прикосновения штыря (минуса) к отрицательной клемме снимаются показания заряда АКБ. На экране устройства должны высветиться показания заряда, обозначающие:
  • 6-13 В – полный заряд;
  • 3-12.5 – 75-80% заряда;
  • 1-12.2 – 45-55%;
  • 7-12В – 20-30%;
  • Менее 11.7 В – батарея разряжена.

Внимание: если АКБ заряжен не полностью, то производить замеры с нагрузкой нельзя! Дальнейшие замеры проводятся только при 100% заряде!

Нагрузка

Проверка производится с особым вниманием. Чтобы не допустить ошибок, нужно изучить инструкцию по эксплуатации.

клеммы прибора и АКБ

Происходят замеры в следующем порядке:

  1. На приборе подключается дополнительная нагрузка (как это делается, указано в инструкции к прибору).
  2. Соединяются положительные клеммы прибора и АКБ.
  3. Соприкосновение штыря и отрицательной клеммы (не более 5 секунд).
  4. Снятие показаний с дисплея вилки. Значение напряжения имеет определённые рамки:
  • Значение больше 9В – аккумулятор полностью заряжен, исправен, и готов к работе.
  • Меньше 9В – требуется повторный заряд батареи, после чего необходимо повторно провести измерения с нагрузкой. Если, напряжение осталось меньше девяти Вольт – необходимо заменить АКБ (батарея пришла в негодность).

Силовая вилка для АКБ

Внимание: снятие показаний с помощью вилки может отрицательно повлиять на состояние батареи из-за того, что создаётся дополнительная нагрузка.

Также стоит помнить, что при контакте штыря с отрицательной клеммой возможно искрение – это считается допустимым явлением.

Как произвести измерение аккумулятора нагрузочной вилкой, можно увидеть на видео.

Другие способы

Проверка аккумуляторной батареи

Существуют методы проверить аккумулятор без нагрузочной вилки: мультиметр или с помощью индикатора заряда, который устанавливается на большинство современных аккумуляторов.

Но измерение мультиметром не является самым точным, и поэтому при снятии показателей возможна погрешность, которая может привести к ошибкам в эксплуатации.

Индикаторы являются показателем более точным, чем измерение мультиметром, но их минус в том, что нельзя определить точный заряд АКБ. Индикаторы цветовые – поэтому, с их помощью, возможно, определить только несколько стадий заряда автомобильного аккумулятора, а не точное значение.

Итогом напрашивается вывод: несмотря на существование других способов измерения заряда АКБ, нагрузочная вилка – один из лучших инструментов. Без вилки замеры производить, возможно, но гарантировать точность вычислений и правдивость показателей тяжело. А это значит, что автовладелец может ошибиться, и вовремя не принять меры к устранению неполадок с аккумулятором, что приведёт к проблемам с эксплуатацией всего авто.

Зачем нужна нагрузочная вилка для аккумулятора и как ей пользоваться

Перед наступлением холодов многие желают защитить себя от неожиданностей, связанных с эксплуатацией ТС. Одна из таких – разрядившийся аккумулятор. Проверить его работоспособность поможет специальный датчик – нагрузочная вилка для аккумулятора. Рассмотрим подробнее, что она из себя представляет, как ей правильно пользоваться.

Для чего его используют

Нагрузочная вилка – это механизм, используемый для определения текущего процента заряженности источника питания. Подключив ее, вы сможете узнать, исправна ли батарея и можно ли ее использовать при последующей езде на автомобиле.

Дополнительно, в механизм встроен вольтметр. Он необходим для проведения бортовой диагностики.

Типы и виды автомобильных нагрузочных вилок

Эксперты разделяют нагрузочные вилки на несколько условных групп:

  • по величине нагрузки;
  • по диапазону напряжения;
  • по типу батарей, которая стоит на проверяемом транспортном средстве.

Основное различие в них – степень присоединяемой нагрузки.

Первая модель нагрузочной вилки, о которой мы хотим рассказать, используется для тестирования банок блока питания по отдельности. Важно понимать, что не все аккумуляторы предоставляют такую возможность исходя из своей конструкции.

Если вы обладатель именно такого аккумулятора, вам подойдет вилка модели НВ-1. В ее цепи используется вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения, а именно 3-0-3 вольта.

Механизм серии НВ-1 используют для тестирования щелочного источника питания с напряжением 1,2 вольта. Ее также применяют для проверки кислотных автоаккумуляторов. Напряжение последних должно быть 2 вольта.

Еще один вариант – более современные модели: НВ-03 или НВ-04. В их конструкцию входят:

  • вольтметр электронного типа;
  • индикатор с ЖК экраном;
  • 2 нагрузки по сто ампер.

Нагрузки можно подключать одновременно или раздельно. В первом случае можно проверять автоаккумуляторы емкостью до 240 Ач.

Планируя подключать их раздельно, будьте готовы к падению общего тока до ста ампер.

Помимо этого, модель НВ-03 имеет дополнительный функционал:

  1. Занесение в память значений предыдущих измерений (до 5 показаний).
  2. Определение текущего заряда АКБ.

Одна из самых популярных моделей – Э107 УХЛ4. Устройство включает в себя вольтметр. Его шкала рассчитана на 20 вольт. Сопротивление нагрузки равно 0,1 Ома.

Использовать приспособление можно только в том случае, если вы не собираетесь нагружать его на более, чем на 100 ампер.

Как использовать прибор для проверки

Теперь давайте разберемся, как пользоваться нагрузочной вилкой. Алгоритм проверки источника питания достаточно прост. Главное условие – неукоснительно выполнять последовательность действий.

Этап 1 – Проверка напряжения при отключенной нагрузке

Сначала отключите нагрузку от всех элементов цепи прибора. Возьмите отсоединенный вольтметр. Измерьте уровень напряжения в автомобильном блоке питания.

Ниже расположена таблица, в соответствии с которой определяется процент текущего заряда:

Данные вольтметра, В

12,7
Процент заряда, %

255075110

Запишите полученные данные. После вам придется их соотнести с результатом другого измерения, речь о котором пойдет ниже.

Этап 2 – Проверка напряжения АКБ с подключением нагрузки

Теперь проведите аналогичные измерения, присоединив нагрузку к вилке. Присоедините вольтметр, подождите 5 секунд и снимите показания.

Соотнесите результаты с таблицей:

Данные вольтметра, В

10,2
Процент заряда, %

255075100

Помните, показатели необходимо снимать не позднее 5-ой секунды от начала измерений. В противном случае спираль, используемая в качестве нагрузки, может нагреться и сломаться, прихватив с собой все устройство целиком.

Если в результате теста, вами был выявлен недостаточный процент заряда аккумуляторной батареи, снимите ее и поставьте на подзарядку. После этого еще раз проверьте показатели, присоединив свой прибор.

Если при проверке без нагрузки показатель был выше, чем, когда вы ее подключили, это показывает на неисправность аккумулятора. А именно о недостаточной емкости батареи АКБ.

Для устранения неполадки необходимо провести дополнительную диагностику или обратиться на станцию технического обслуживания.

Как выбрать нагрузочную вилку

Купить нагрузочную вилку можно в любом автомобильном магазине или заказать из Китая на Алиэкспресс. Возникает только один вопрос: «Как не ошибиться с выбором техники?».

Шаг первый – определяем диапазон измеряемых напряжений вольтметром

Ранее уже упоминалось, на рынке существует несколько типов моделей. Они различаются диапазоном измерения напряжения.

Чаще всего встречаются следующие показатели:

  • 2-0-2 V – подойдет для измерения щелочных аккумуляторных автобатарей 1,2 V;
  • 3-0-3 V – используется для измерения щелочных батарей 1,2 В или кислотных в 2 V;
  • 0-30 V – используется для измерения щелочных и кислотных автоаккумуляторов 24V;
  • 0-20 V – применяется для тестирования кислотных и щелочных источников питания 12V;
  • 0-15 V – подойдет для кислотных и щелочных АКБ в 12 V.

Соотнесите показатели с инструкцией.

Шаг второй – выбор токовой нагрузки

В первую очередь нужно выбрать правильную токовую нагрузку, когда вы будете диагностировать свою батарею. Чтобы проверка была качественной необходимо, чтобы ток имел максимальное значение.

Но при этом не допускается превышение верхнего порога, указанного производителем в качестве рекомендованного.

В паспорте к вилке не всегда можно найти данный показатель. Да и вы вряд ли будете искать инструкцию к своему аккумулятору и смотреть, какое максимальный ток он сможет выдержать (речь идет о разрядном).

Поэтому мы рекомендуем придерживаться следующих значений:

  1. Для кислотных и щелочных автоаккумуляторов, запускающихся со стартера – 1,0С-1,4С.
  2. Для кислотных тяговых источников питания -1,0С (одночасовой заряд).
  3. Для щелочных тяговых источников питания – 0,33С (показатель номинальной емкости для трехчасового режима заряда).

Как самому сделать нагрузочную вилку

Еще один интересный вопрос, как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора своими руками? Изготовить ее можно из подручных средств. Главное правильно выстроить электрическую схему, проведя предварительные расчеты.

Один из самых простых способов изготовления:

  1. Шаг первый – находим спираль. Подойдет любая, хоть старая от сломанной электрической плиты. Либо купите новую.
  2. Шаг второй – сворачиваем спираль в 2-3 слоя. Итоговый показатель сопротивления должен быть равен 0,1-0,15 Ом. Не больше!
  3. Шаг третий – берем АКБ и лампочку, мощностью до 21 Вт. Соединяем их винтом или гайкой, либо припаиваем.
  4. Шаг четвертый – добавляем к цепи мультиметр, диапазон которого составляет 10 ампер.
  5. Шаг пятый – последовательно подключаем каждый элемент цепи.
  6. Шаг шестой – берем зажимы и выводим их на клеммы автоаккумуляторной батареи.
  7. Шаг седьмой – измеряем показания тока мультиметром.
  8. Шаг восьмой – убираем мультиметр и повторно считываем показания. Теперь нас интересует напряжение, выдаваемое спиралью.
  9. Шаг девятый – рассчитываем сопротивление по закону Ома.

После нам остается присоединить самодельную вилку к аккумулятору на пять секунд, вернув на место мультиметр. Снимаем показания. Сверяем их значения с таблицей, расположенной выше.

Другой простой способ:

  1. Берем размыкатель массы от любого старого автомобиля. Подойдут даже старые советские жигули.
  2. Находим 2 дополнительных резистора для вентилятора.
  3. Соединяем все в схему.
  4. Добавляем провода и зажимы для крепления к АКБ.

Саморучно конструируя нагрузочную вилку, помните о следующем:

  • не храните самодельную вилку рядом с АКБ;
  • используйте прочные зажимы, способные выдержать большое напряжение;
  • провода также должны быть толстыми;
  • крепко спаяйте элементы цепи;
  • правильно рассчитайте мощность, чтобы избежать чрезмерного нагрева;
  • не подсоединяйте самодельную вилку во время того, как батарея стоит на зарядке;
  • не применяйте устройство более 3-5 сек.

Увидеть наглядно всю последовательность шагов при проверке с участием механизма можно из видеообзора на портале YouTube

Как вы понимаете, не обязательно приобретать нагрузочную вилку. При желании ее можно сделать саморучно. Скорее всего все комплектующие вы отыщите у себя в гараже. Главное помните, какой бы механизм вы не использовали – самодельный или купленный в магазине, необходимо следить за показанием тока. Либо вся цепь может сгореть.

Как проверить ёмкость аккумулятора авто мультиметром и другими приборами

Каждый автомобилист знает, что от источника питания в машине зависит очень многое и периодически его нужно проверять. Но практически мало кому известно, как можно это сделать самостоятельно. В современных аккумуляторах есть специальные индикаторы, которые меняют свой цвет, когда батарея перестаёт нормально заряжаться. Но убедиться, соответствуют ли показания индикатора действительности, можно только при помощи диагностики. Чтобы провести проверку, нужно знать, как и чем измерить ёмкость аккумулятора.

Какой прибор использовать для проверки ёмкости аккумулятора

Любая батарея в течение времени теряет эксплуатационные свойства и ёмкость вследствие снижения плотности электрохимической жидкости. Это связано с тем, что при ежедневной нагрузке доля кислоты в электролите снижается. Однако ёмкость источника питания довольно важный параметр, игнорировать который не стоит. Она показывает количество энергии, отдаваемой АКБ за определённый промежуток времени под определённой нагрузкой. Снижение ёмкости батареи может привести к постоянным проблемам с запуском двигателя автомобиля.

Для диагностики своей машины необходимо периодически проводить проверку ёмкости аккумулятора и знать, в чём она измеряется.

Есть несколько способов, как узнать ёмкость аккумулятора:

  1. При помощи ареометра можно измерить плотность электрохимической жидкости. Но этот способ мало подходит для современных АКБ, так как в них нет отверстий для такого рода диагностики, и в целом данный метод опасен возможностью обжечься электролитом, а также не даёт наглядных показаний о состоянии батареи.
  2. При помощи нагрузочной вилки можно проверить напряжение. Это устройство, которое представляет собой вольтметр с парой специальных клемм-щупов, показывает напряжение батареи под нагрузкой. В зависимости от его показаний делают выводы о состоянии АКБ.
  3. При помощи контрольного разряда можно проверить состояние батареи, но этот способ требует больших временных затрат. АКБ необходимо сначала полностью зарядить, а затем разряжать под заранее известной нагрузкой, что занимает много времени.
  4. При помощи тестера можно проверить сразу несколько параметров: ёмкость, напряжение, утечку тока на аккумуляторе. Этот способ считается самым быстрым, надёжным и удобным. А воспользоваться им может абсолютно любой автомобилист.

Проверка ёмкости мультиметром

Универсальный прибор для измерения ёмкости аккумулятора, который стоит иметь в запасе каждому автолюбителю, – мультиметр. С помощью него можно измерить множество параметров АКБ и на основании этих данных сделать вывод о состоянии батареи и её дальнейшей участи.

Какие параметры можно проверить

Основные параметры, проверяемые мультиметром:

    Зарядка аккумулятора. Проверив показания напряжения, можно выяснить, заряжен ли источник питания или требуется подзарядка постоянным током. Для проверки только напряжения батареи на мультиметре включают режим DC и подключают прибор к аккумулятору, подсоединяя чёрный провод к минусовой клемме, а красный к плюсовой. При этом АКБ должна быть отключена от нагрузки, то есть одну из клемм необходимо отсоединить от машины.
    Важно знать, что щупы мультиметра абсолютно одинаковые, но принято чёрный подключать именно к минусовой клемме, и большая часть инструкций написана исходя из этого правила. Если подключить щупы наоборот, то показания прибора будут зависеть от его типа. Устройства с жидкокристаллическим дисплеем покажут результат со знаком минус. А приборы с аналоговым указателем (шкала со стрелочкой) не покажут ничего, так как стрелка упрётся в начало шкалы, и результатов измерений увидеть не удастся. Существуют аналоговые устройства с двойной шкалой, в которых ноль располагается посередине и стрелка может отклониться в любую сторону, однако они встречаются очень редко.
    Если прибор показывает напряжение от 12,6 до 13,2 В, это говорит о полной зарядке АКБ. Напряжение 12,2 В свидетельствует о том, что батарея наполовину разряжена. Если же показания мультиметра менее 12 В, то АКБ разряжена полностью.

Показания, соответствующие норме в холостом режиме работы АКБ, не свидетельствуют об исправности аккумулятора. Чтобы удостовериться в том, что деталь полностью исправна, потребуется провести замеры напряжения ещё и под нагрузкой. В рабочем режиме исправный и полностью заряженный аккумулятор при нагрузке в 100 ампер должен показывать напряжение не меньше 10,8 В.

В чём измеряется ёмкость АКБ

Прежде чем разбираться, как измерить ёмкость аккумулятора мультиметром, необходимо знать, что это такое.

Многие автомобилисты видели наклейки на источниках питания с символами «60 А/ч», «75 А/ч» и т. д. Это и есть показатели ёмкости, которая измеряется в Ампер-часах и говорит о том, какое количество энергии батарея может отдать под нагрузкой в течение часа. То есть АКБ с показателем 55 А/ч под нагрузкой в 55 ампер проработает час. Если нагрузка будет меньше, соответственно, аккумулятор проработает дольше.

Ёмкость источника питания изменяется на протяжении всего срока службы батареи. В новых АКБ её значение самое высокое, так как пластины только разрабатываются. При правильной эксплуатации аккумулятора после начала его использования наступает равномерный период работы, когда ёмкость остаётся неизменной. Но со временем пластины АКБ изнашиваются, и ёмкость снижается.

Существует два способа проверить ёмкость аккумулятора мультиметром: проверка работы АКБ под нагрузкой и метод контрольной разрядки.

Для проверки ёмкости аккумулятора мультиметром под нагрузкой потребуется полностью отключить батарею от генератора, подключить нагрузку и подождать некоторое время, как правило, 2–3 минуты. Зачастую в качестве нагрузки используется автомобильная фара или обычная лампочка. Если подключённая лампочка после запуска постепенно начала тускнеть, это значит, что батарея неисправна и дальнейшие измерения можно не производить. При ровном свечении лампочки мультиметром измеряют напряжение на клеммах батареи, не отключая нагрузку. Показания прибора меньше 12,5 В означают, что ёмкость аккумулятора снижена и пора подбирать новый источник питания.

Чтобы померить ёмкость аккумулятора методом контрольной разрядки, потребуется сначала полностью зарядить источник питания и затем подключить к нему нагрузку, при этом необходимо контролировать напряжение мультиметром в ходе разрядки. Как только значения, отражающиеся на дисплее прибора, станут ниже паспортного значения напряжения батареи, необходимо засечь время до окончательной разрядки АКБ. Показатель времени, которое потребуется для разрядки источника питания, умножают на значение тока потребителя, использованного в качестве нагрузки. Полученная цифра и есть ёмкость батареи. Остаётся сравнить её с паспортным значением и сделать вывод о дальнейшей пригодности источника питания.

Какая должна быть ёмкость аккумулятора

По цифре, обозначающей ёмкость АКБ, определяют величину силы тока, которую может питать батарея в течение определённого времени до разрядки. К примеру, аккумулятор 72 А/ч питает потребитель с силой тока в 3,6 В на протяжении 20 часов. Однако та же АКБ не сможет обеспечить работу потребителя с напряжением в 72 Ампера в течение даже одного часа. И чем больше сила тока у потребителя, тем быстрее разрядится аккумулятор. Таким образом, выбирать источник питания необходимо, учитывая силу тока потребителя. Если неправильно выбрать ёмкость источника питания, это приведёт к его постоянному недозаряду и значительно сократит срок службы.

Регулярная проверка аккумулятора важна хотя бы потому, что неисправная батарея может стать причиной неприятных ситуаций на дороге или при запуске двигателя автомобиля. Кроме того, контроль ёмкости и напряжения АКБ поможет определить причину проблем с запуском двигателя, которые возникают как из-за неисправной батареи, так и из-за проблем в бортовой сети автомобиля.

Разрядное устройство для автомобильного аккумулятора

Нужно ли разряжать аккумулятор ?

Чтобы автомобильный аккумулятор работал дольше, а также для определения остаточной емкости и восстановления, его надо периодически полностью разряжать.

Представленное здесь разрядное устройство позволяет производить измерение емкости аккумуляторов, как новых так и Б/У. Описание принципа работы схемы разрядки аккумулятора в конце страницы.

А сначала немного «теории»:

Срок службы батареи зависит от условий ее эксплуатации и определяется не годами или месяцами работы, а количеством циклов заряд-разряд. Количество этих циклов уменьшается с увеличением глубины разряда батареи и времени пребывания ее в разряженном состоянии. Нахождение АКБ в разряженном или слабо заряженном состоянии вызывает необратимые последствия и снижает срок ее службы. Срок службы аккумуляторов в годах – значение очень приблизительное, рассчитанное для «тепличных» условий работы. В рекламе может быть написано, что срок службы аккумуляторов составляет 10 лет, но не указано, что этот срок будет реальным при пяти циклах заряда-разряда в месяц и глубине разряда 30-40%. Надо также учитывать, что в процессе работы уменьшается емкость аккумулятора. Признаками окончания срока службы аккумулятора являются уменьшение времени заряда (быстрый рост напряжения) и быстрый разряд. Характеристики АКБ производители дают при температуре 20 – 25 °С. При эксплуатации за рамками этих температур характеристики меняются в худшую сторону.

В настоящее время существует большое количество типов батарей имеющих свои зарядно-разрядные характеристики, но подавляющее большинство типов автомобильных аккумуляторов считается полностью разряженными, когда напряжение на нагрузке упадет до 10,2 вольта – по 1,7 вольта на каждой банке.

Таким образом, конечное напряжение автомобильной АКБ, как правило, равно 1,7 Вольт на элемент и для 12-ти вольтовой автомобильной батареи составляет 10,2 вольта; для 6-ти вольтовой – 5,1В; для 24-х вольтовой – 20,4В. Максимальное напряжение кислотных АКБ должно быть 2,5 В на элемент, 15 В для 12-ти вольтовой батареи.

На степень заряженности влияет множество факторов, и точно ее могут определить только специальные разрядные устройства с встроенным микропроцессорным контроллером.

В промышленных разрядно-диагностических устройствах рекомендуют токи разряда, составляющие одну пятую часть от номинальной емкости АКБ (получается делением емкости батареи на 5): Пример: при емкости 60 Ач, рекомендуемый ток разряда = 12 А. Такие устройства с микропроцессорными контроллерами имеют расширенные функции по восстановлению и проверке работоспособности АКБ.

Самый простой, но очень приблизительный метод определения степени заряженности «не убитого» стартерного аккумулятора с жидким электролитом состоит в измерении цифровым вольтметром напряжения на клеммах аккумулятора. Измерение производят после выдержки отключенной от всех нагрузок АКБ не менее двух -трех часов: 100% – 12.70 Вольт; 80% – 12.46V; 60% – 12.28V; 50% – 12.20 V; 40% – 12.12; 30% – 12.04; 20% – 11.98; 10% – 11.94 Вольт.

Самый простой вариант разрядки в домашних условиях – это подключение к аккумулятору вольтметра и нагрузки. В качестве нагрузки используют 3-5 автомобильных ламп накаливания указателя поворотов мощностью 21 Вт включенных параллельно, либо одну ближнего света на 55-60 Вт. Купить такие лампы пока-что можно очень дешево, ипользуя самые неходовые, например двухспиральные 21+5(4) Ватт.

Перед разрядкой аккумулятор надо зарядить.

Внимание! Подключенные к аккумулятору лампы имеют высокую температуру, что может привести к ожогам или оплавлению окружающих предметов.

Лампы размещают на диэлектрической поверхности с низкой теплопроводностью, например на кафельной плитке.

При использовании в качестве нагрузки трех ламп на 21 ватт, включенных параллельно средний ток разряда составляет 4,5 А, для четырех ламп средний ток составит 6А. Теперь самое главное не пропустить момент, когда показания на вольтметре достигнут 10,2 – 10, 5 вольт, а это значит, что аккумулятор разряжен полностью – надо быстро отключить нагрузку и подключить его к зарядному устройству.

Если засечь время от начала разряда до конечного напряжения, то можно рассчитать емкость аккумулятора , умножив время (в часах) на средний ток разряда (в амперах).

Главный недостаток такого способа разряда в необходимости постоянного контроля показаний вольтметра: в конце разряда напряжение на АКБ уменьшается очень быстро и, если пропустить момент отключения, то можно «убить» аккумулятор. Поэтому и было сделано это простое автоматическое разрядное устройство, которое отключает нагрузку при полном разряде и фиксирует время разряда. Остается умножить время на средний ток и реальная емкость АКБ известна. Есть, конечно, один ньюанс: аккумулятор заряжен не полностью (зависит от зарядного устройства) и расчетная емкость будет ниже фактической. Поэтому после зарядки лучше измерить плотность электролита (при темрературе 20-25 градусов). Эта процедура должна производиться с особой аккуратностью и не пригодна для необслуживаемых АКБ. Напряжение заряженной ячейки в состоянии покоя в разомкнутой цепи при плотности 1,26 кг/дмз составляет 2,1В.

Описание схемы, конструкция и настройка разрядного устройства для аккумуляторов

Схема собрана на макетной плате.

R1 – 1…4k7; R2 – 2k; R3 – 1k; R4 – 430; R5 – 100; R6 – 560; R7 – 3k9; C1, C2 – 0,1…0,33; K1 – CMA3 12VDC (792H) 30A; K2 – РГК15.3 (5-6v); DA1 – 7806; DA2 – LM324A; VT1 – кт972А. Вместо реле К2 можно поставить любое маломощное реле на 12 Вольт, подключив его параллельно нагрузке.

В качестве таймера разряда можно использовать любой кварцевый электро-механический будильник или настенные часы с питанием от батарейки АА. Для этого надо подключить маломощное реле на 12 вольт и контактом разрывать питание электромеханических часов, предварительно установив стрелки на 12 часов. После полного разряда реле отключится, часы остановятся и покажут время разряда. Контакт реле К2 с помощью проводов припаивается к кусочку двухстороннего стеклотекстолита, на одной стороне которого сделана фаска, чтобы его легко можно было вставить между батарейкой и контактом в часах.

Rн – две автомобильные лампы накаливания: одна на 55Вт, другая на 21Вт. Лампа на 21 Вт включена постоянно и ипользуется для тренировки и определения емкости аккумуляторов от ИБП на 12 вольт емкостью 7-12 A/h, а лампа на 55Вт подключается тумблером, средний ток разряда составляет 6 А и в таком режиме происходит диагностика и восстановление АКБ емкостью 55-75 Ампер-часов.

Кнопка S1 служит для запуска процесса разряда, цепочка R1 – VD1 нужна для настройки разрядного устройства от маломощного регулируемого источника питания при отключенных нагрузочных лампах. Стабилизатор DA1 служит для создания опорного напряжения, питания компаратора DA2 и реле K2. Делители напряжения R2 – R3 и R4 – R5 – R6 определяют порог отключения нагрузки от аккумулятора. Транзистор VT1 – ключ включения/отключения реле К1. Компаратор DA2 управляет включением/отключением нагрузки при заданном напряжении (10,2В) на аккумуляторе. На делителе R2-R3 напряжение в три раза меньше напряжения на аккумуляторе, то есть при Uakk = 10,2 V напряжение на выводе 12 DA2 составляет 3,4 вольта и это пороговое напряжение нужно выставить с помощью R5 на выводе 13 DA2.

Сделать стабилизатор тока разряда не составляет технических трудностей, но для тренировки АКБ и определения емкости с погрешностью 10% достаточно мощность ламп нагрузки разделить на 12 вольт и умножить на 0,9. Это будет средний ток разряда, который надо умножить на время разряда. Так, для данного устройства, мощность ламп составляет 76Вт, ток при 12 В будет 6,33 А, плюс ток, потребляемый схемой (в основном обмотка К1) порядка 0,2 А. 6,53 В умножаем на 0,9 и получаем 5,87 А. При времени разряда 10 часов емкость аккумулятора 58,7 А/час, при времени 6 часов – около 35 А/часов.

Для настройки необходим цифровой мультиметр и регулируемый источник постоянного напряжения

Процесс настройки заключается в следующем:

Параллельно кнопке и контакту реле К1 подключается тумблер или устанавливается перемычка,
Схема с отключенными лампами нагрузки подключается к регулируемому стабилизированному блоку с выходным током > 0,3A. В таком варианте основным потребителем является обмотка реле К1 с током потребления 0,15…0,25 А в зависимости от типа.
К выходу БП подключается цифровой мультиметр и выставляется напряжение 10,2 вольта. Резистором R5 достигается срабатывание реле.
После этого напряжение БП многократно изменяется в диапазоне 9 -11 вольт и резистором R5 порог срабатывания подгоняется до 10,2 В +/- 0,1В. Далее тумблер или перемычка удаляются, на БП устанавливается напряжение 12В, нажатие на кнопку должно включить реле. Медленно уменьшая напряжение, убедитесь, что отключение реле К1 происходит при напряжении 10,2 вольта. Теперь подключите лампы к схеме.

Схема регулируемого блока питания собрана на LM317T в стандартном включении. Единственное отличие – два переменных резистора, один для грубой, другой для точной регулировки напряжения. Резистор номиналом 680 Ом устанавливают в среднее положение, резистором 6,8 кОм выставляется напряжение 10,2 вольта. При этом напряжении диапазон регулировки «точного» резистора +/- 1,3 вольта.

Порядок работы с устройством
1) Замерьте напряжение на АКБ. Если напряжение меньше 11 вольт, произведите подзарядку.
2) Установите стрелки электромеханических часов на 12:00
3) Подключите аккумулятор к разрядому устройству соблюдая полярность.
4) Нажмите кнопку «Старт». Загорится светодиод и нагрузочные лампы.
5) Разряд прекратиться, когда напряжение АКБ достигнет конечной величины.
Следует знать, что напряжение разряженной батареи будет возрастать после отключения нагрузки, поэтому при нажатии кнопки старт через некоторое время после автоматического отключения разрядка опять сработает, но будет продолжаться очень короткое время.
6) Разрядка может быть временно приостановлена отключением одной из клемм.
7) После первого цикла разряда произведите полный заряд АКБ током, величиной 1/10 емкости аккумулятора.
8)Перед началом контрольного разряда температура электролита должна быть в пределах 18…27°С.
9) Повторите пункты 2), 3), 4)
10) После прекращения разряда определите фактическую емкость АКБ перемножением среднего тока нагрузки на время разряда.
11) Обязательно произведите полный заряд!!
Окончательный полный заряд автомобильных батарей производится нормальным зарядным током с соблюдением всех правил, с доводкой плотности электролита в конце заряда.
Если фактическая емкость аккумулятора менее 50%, чем заявленная производителем, будьте готовы к замене аккумулятора

Рекомендации как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора

Часто возникает ситуация, при которой поворот ключа зажигания авто не дает никаких результатов, машина просто не заводится. Частой причиной такой ситуации является севшая аккумуляторная батарея, которая является главным элементом цепи электропитания транспорта.

Но, что делать, если аккумулятор был недавно приобретен, и не мог так быстро выйти из строя? Для проверки батареи и установления неисправности, на помощь придет специальное устройство, о нём и пойдёт речь. В данной статье мы расскажем вам, как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора .

Принцип работы

Нагрузочная вилка – это специальный прибор, который оценивает общую работоспособность автомобильного аккумулятора, а также контролирует напряжение в местах выхода под нагрузкой, при разомкнутой цепи. По сути – это тестер для аккумулятора. Нагрузочная вилка, зачастую, незаменима при ремонте электрики автомобиля, поэтому рекомендуем вам изучить данную статью, и взять себе на вооружение это техническое средство.

Основной функцией данного прибора – это контроль напряжения. Измерения могут проводиться как при разомкнутой цепи, так и при аккумуляторе под нагрузкой. Наряду с этим, он определяет еще ряд параметров, а именно:

  • ресурс аккумуляторной батареи;
  • сохранность резервов электроэнергии АКБ;
  • степень заряда аккумулятора;
  • выходное напряжение, выдаваемое генератором;
  • наличие замыкания между пластинами источника питания;
  • сульфацию пластин и другие параметры АКБ.

Нагрузочная вилка, при замерах, создает такую же нагрузку, как и при работе электрической цепи.

Как правильно проверить аккумулятор?

Замер показаний тестером состоит из двух этапов. Первоначально измеряются показания вольтметра без нагрузочного сопротивления. На втором этапе, нагрузочное сопротивление включается. Полученные результаты сравниваются, и на их основании делается вывод о состоянии аккумулятора.

Перед тем, как приступить к замерам аккумулятора этим прибором, внимательно ознакомьтесь с некоторыми правилами:

  1. Двигатель не должен работать как минимум 6 часов перед проверкой. Лучше всего снимать показания после того, как машина простояла ночь в гараже (на улице).
  2. Уровень электролита должен быть в норме. Это касается каждой банки. Если его уровень ниже нормы, доведите до нормы, путем добавления дистиллированной воды.
  3. Плотность электролита должна быть в пределах 1,27 гр/см3 при умеренном климате и в пределах 1,34 гр/см3 в условиях пониженной температуры (мороза)
  4. Все пробки батареи должны быть плотно закручены.
  5. Не подключайте измерительную вилку к АКБ более, чем на 10 секунд – это может вывести ее из строя.
  6. Клеммы аккумулятора должны быть полностью очищены от окиси.
  7. Для легкового авто подойдет использование одной спирали сопротивления, так как аккумуляторы таких машин небольшой емкости. Для АКБ грузовых авто и спецтехники придется использовать две спирали сопротивления, так как батареи в таком транспорте повышенной емкости, не 12v а 24v.

Измерение под нагрузкой

Правильная проверка аккумулятора осуществляется двумя способами: без нагрузки и с нагрузкой. Изначально рассмотрим вариант с нагрузкой.

Измерять данным способом показания, можно только в случае неполной (75% и ниже) зарядки аккумулятора. Частое измерение таким способом негативным образом влияет на состояние батареи, поэтому не рекомендуется проводить его часто. Проверка АКБ под нагрузкой дает информацию об общей исправности источника питания.

Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. В заглушенной машине включите на несколько минут фары, затем отключите их и через пару минут можно приступать к снятию измерений.
  2. Подсоедините минусовой провод к клемме «минус» на аккумуляторе, а плюсовой с подсоединенным правым электродом – к клемме «плюс» на 5-7 секунд, за время которых вы должны определить значение, которое показал вольтметр.
  3. Сравните показания с таблицей, приведенной внизу данной статьи.

Важно! При снятии замеров, непременно произойдет нагревание штекера, поэтому повторное снятие показаний возможно только через 10-15 минут. Также, при контакте электрода с клеммой появятся искры – это тоже нормальное явление, которого не стоит опасаться.

Проверка АКБ без нагрузки

Очень полезная процедура, которая поможет автолюбителю определить, нужна батареи подзарядка или нет, причем это можно сделать в любом месте.

Порядок действий следующий:

  1. Включите на 3-5 минут фары автомобиля на ближнем свете, после чего выключите их и подождите 1-2 минуты.
  2. К предварительно очищенным клеммам АКБ подсоединяется прибор, при правильном сочетании полярности. Минусовой провод – к клемме «минус» на батареи, а плюсовым проводом с подсоединенным к нему электродом (левым) – к клемме «плюс».
  3. Запоминаем показания и сравниваем их с таблицей, описанной ниже.

Данный способ помогает с легкостью определить уровень заряда батареи вашего авто, главное – не перепутать полярность подсоединения нагрузочной вилки к клеммам источника питания.

Таблица показаний прибора и их расшифровка

Уровень заряда аккумулятораПоказания вольтметра при нагрузке (Вольт)Показания вольтметра без нагрузки (Вольт)
100 %10,212,7 и более
75 %9,612,5
50 %9,112,3
25 %8,412,1
0 % (полностью разряжен)7,8 и меньше11,9 и меньше

Внимание! Если напряжение батареи быстро падает – это означает, что в ней имеется определенный дефект, то есть она попросту неисправна.

Из данной таблицы следует:

  • 100% заряд батареи свидетельствует о ее стабильной работе, подзаряжать не нужно. Можно проверить плотность электролита гидрометром. АКБ полностью исправен.
  • 75% заряда АКБ свидетельствует о стабильности ее работы (если цифровые значения не «скачут»). Аккумулятор может стабильно работать, но необходимо его подзарядить.
  • 50% заряд аккумулятора свидетельствует о его разрядке или нестабильной работе. Проверьте плотность электролита, если значение выше 1,27 гр/см3 – скорее всего, неисправна одна или несколько ячеек АКБ; ниже 1,27 гр/см3 – подзарядите батарею, после чего произведите замеры. Если значения не изменились, возможна потеря активного материала или сульфатация. АКБ требует ремонта или замены.
  • 25% уровень заряда может свидетельствовать как о сильной разрядке, так и о неисправности. Для быстрой проверки прибор, затем посмотрите реакцию вольтметра. Если уровень напряжения возвращается к уровню без нагрузки в течение нескольких секунд, возможна неисправность аккумулятора. Если возврат уровня напряжения происходит медленно, значит, АКБ сильно разряжен и требует операций по восстановлению заряда.
  • 0% уровень заряда аккумулятора свидетельствует о полной разрядке или неисправности источника питания. Зарядите его и снимите замер еще раз, если результат не изменился, то есть, нагрузочная вилка показывает значение 7,8 Вольт и меньше при нагрузке или 11,9 Вольт без нагрузки, то ваш АКБ неисправен;

Внимание! При показаниях в 100 % без нагрузки, а при подключении под нагрузкой, показания отклоняются от нормы (например, нагрузочная вилка показывает 50 % или 25 % заряда) – это свидетельствует о сульфатации или коротком замыкании между пластинами.

Одной из причин по которой аккумулятор не получает полноценный заряд, является некорректная работа генератора. Проверить его работоспособность довольно просто, при помощи нагрузочной вилки.

Для этого нужно завести автомобиль и при работающем двигателе, включенных фарах и отопительных приборах, произвести замер на клеймах. Показания при проверке свидетельствуют о следующем:

  • 13,7 Вольт и ниже – недостаточный заряд. Причины: замыкание на массу обмоток статора или ротор; межвитковое замыкание; неисправность диодного моста; неисправно реле регулятора.
  • 13,7-14,5 Вольт – это нормальная работа генератора, неисправности не выявлены.
  • 14,5 Вольт и выше – идет перезаряд. Генератор неисправен.

Полезное видео

Подробная видеоинструкция по использованию нагрузочной вилки

Заключение

Из данной статьи вы узнали, как правильно измерить напряжение источника питания автомобиля, в нашем случае – это аккумулятор. Если результат замеров показал отрицательные результаты (50 %, 25 % или менее), не стоит расстраиваться и бежать в магазин за новой АКБ. Зарядите батарею полностью и измерьте показания еще раз. Показания не изменились – покупка нового источника питания неизбежна.

Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.

Способы проверки аккумулятора

Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки. Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи. Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Существует несколько способов проверки состояния АКБ:

  1. с помощью индикатора;
  2. с использованием мультиметра;
  3. нагрузочной вилкой;
  4. зарядным устройством.

Проверка по индикатору

Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители устанавливают на крышку своего аккумулятора. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своего рода поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в АКБ. Как чувствует себя батарея определяют по цвету индикатора:

  • зеленый — аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимален;
  • белый (иногда серый) — батарея почти разряжена, электролита недостаточно для работы в полную мощь;
  • черный — аккумуляторная батарея разряжена, требуется её зарядка, долив электролита, либо замена устройства.

На вопрос как проверить емкость аккумулятора ответят специальные приборы — тут простым индикатором не обойдешься, тем более он есть не у всех батарей.

Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра

Специальный прибор может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом большом автомобильном магазине, или в отделе «все для электриков» где-нибудь в строительном супермаркете. Как это делается — по пунктам:

  1. Удостовериться, что зажигание автомобиля выключено.
  2. Переключить мультиметр в режим вольтметра и установить выключатель на значении 20 Вольт.
  3. Подключить провода в соответствующие разъемы устройства.
  4. Приложить металлические щупы на концах проводов к клеммам аккумулятора: красный цвет соответствует клемме «плюс», черный — «минус».
  5. Зафиксировать показания прибора.
Показания вольтметра (без нагрузки), ВУровень заряженности АКБ, %
12.6 Вольт и больше100%
12.5 – 12.3 Вольт75% – 50%
12,1-11.7 Вольт и меньше25% – 0%

Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12.7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7В — это признаки неисправности или глубокого разряда.

Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора

Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:

  1. Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
  2. Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.
Показания вольтметра (с нагрузкой), ВУровень заряженности АКБ, %
10,2 Вольт и больше100%
9.6 – 9.0 Вольт75% – 50%
8,4-7,8 Вольт25 – 0%

При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.

Применение зарядного устройства при проверке АКБ

Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством. Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ. Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.

Проверка электролита в аккумуляторе

Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.

Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.

Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.

Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?

Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода. Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной. Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.

Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!

Читайте также:  Прибор для измерения силы переменного тока
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector