Прибор для проверки пускового тока аккумулятора

Содержание

Bazingeorg › Блог › Как точнее измерить пусковой ток аккумулятора: тест приборов

Всем привет!
В этой публикации хочу представить итоги практического тестирования нескольких приборов, которые рекомендованы для проверки автомобильных батарей. Поводом для этого теста послужил большой интерес пользователей к цифровым измерительно-диагностическим гаджетам, позволяющим оперативно оценить состояние стартерной батареи. Тем, кто не особо в теме, напомню, что подобные приборы часто используют не только в магазинах или торговых точках, но и (в большинстве своем) в технических сервис-центрах, куда аккумуляторы привозят для контрольной проверки или для рассмотрения рекламаций. Кроме того, во многих торговых точках, торгующих стартерными батареями, сегодня широко используют и другие, более доступные по цене приборы, например, менее продвинутые по своему функционалу нагрузочные вилки.

Однако, проверка аккумулятора с помощью нагрузочной вилки, при всей своей простоте, дает лишь весьма приблизительное представление об его эксплуатационных параметрах. И уж совсем ничего такое тестирование не говорит о том, сможет ли аккумулятор обеспечить заявленный на этикетке пусковой ток, или, как еще часто называют, ток холодной прокрутки (ТХП) или, на английский манер, Сold Cranking Amps (CCA). И здесь надо сразу же отметить один важный момент: само понятие данного параметра однозначно связано с конкретной отрицательной температурой, при котором происходит измерение пускового тока.

У подавляющего числа батарей, представленных на нашем рынке, ТХП(CCA) не просто измеряется при температуре -18 С, это делается тогда, когда АКБ сутки простоит в морозильной камере при указанной температуре. Поэтому очевидно, что в обычном магазине, даже имея под рукой супер-навороченный измерительно-диагностический аппарат, просто невозможно проверить реальный пусковой ток аккумулятора и его соответствие заявленному показателю – ведь никто и никогда перед продажей не замораживает батарею.

Но в сервис-центрах, обслуживающих автомобильные АКБ, заморозку батарей иногда приходится делать при проведении контрольных измерений. Правда, что касается самих технических процедур, то замеры пускового тока обычно выполняются с помощью особых цифровых измерительно-диагностических приборов. Эти аппараты не производят прямые замеры пускового тока исследуемого аккумулятора, а лишь просчитывают его путем оценки и сопоставления таких параметров, как внутреннее сопротивление аккумулятора и напряжение на его клеммах.

Такой подход к оценке ТХП (CCA) отличается удобством и оперативностью: всего пара секунд – и вы получаете нужные данные о батарее. Минус — относительно невысокая точность определения пускового тока. Тем самым он в принципе отличается от прямого и гораздо более точного метода оценки пускового тока, когда батарею подключают к специальному разрядному модулю (тестеру), позволяющему в течение более продолжительного времени (до нескольких десятков секунд) пропускать через себя ток заданного значения в несколько сот Ампер.

При таком подходе реальным значением ТХП (CCA) считается ток, 10-секундный разряд которым не «опускает» напряжение на клеммах батареи ниже отметки 7,5 В. К слову, отмеченный 10-секундный токовой разряд является первоначальным и обязательным этапом, включенным в некоторые официальные методики оценки пускового тока АКБ, например, в действующий российский ГОСТ.

Поэтому, когда речь зашла о проведении сравнительного теста нескольких измерительно-диагностических приборов, представленных на нашем рынке, то в качестве эталонного способа оценки ТХП(CCA) конкретной батареи был выбран именно 10-секундный разряд током, значение которого указано на этикетке АКБ. Для практической оценки ТХП(CCA) в ходе испытаний применялся переносной разрядно-диагностический тестер с возможностью изменения величины подключаемой нагрузки.

В нашем тесте для повышения точности оценки пускового тока было решено использовать сразу четыре батареи – два однотипных АКБ марки TАВ емкостью 55 Ач с заявленной величиной ТХП(CCA) в 540 A, а также две АКБ этого же производителя, но уже бренда Topla с начальной емкостью 66 Ач и ТХП(CCA) в 640 A. Все аккумуляторы сначала были подзаряжены до 100% своей емкости (это фиксировалось ЗУ), а затем отправлены в морозильную камеру, где они в течение 24 часов находились при температуре -18 С. После суточного охлаждения батареи вынимали из камеры и на них проводили замеры поочередно каждым из цифровых приборов.

Всего же для проведения теста были отобраны три прибора: два цифровых анализатора батарей (российский Н-2005 марки «Автоэлектрика» и BT-002 от тайваньского бренда DHC), а также многофункциональное зарядное устройство Berkut BСА-10 со «встроенными» режимами оценки состояния АКБ.
Результаты контрольных замеров пускового тока и краткие аннотации к используемым приборам приводятся ниже. Погрешность, которая указывается в этих описаниях, соответствует максимальному значению погрешности, выявленной у аппаратов в ходе нынешнего теста на четырех батареях.

«Автоэлектрика Н-2005»
Страна-производитель – Россия
Страна бренда – Россия
Тип прибора – цифровой анализатор батарей
Число исследуемых параметров – 3
— Ток холодной прокрутки ТХП(ССA);
— Напряжение на клеммах АКБ;
— Напряжение на клеммах АКБ под нагрузкой;
Стандарт по оценке ТХП(ССA) – DIN
Заявленная погрешность: не указана
Выявленная погрешность в оценке ТХП(ССA), % – 19
Цена в интернете: 4080-00 руб.

Несмотря на многообещающее название «цифровой анализатор батарей», сам прибор «Автоэлектрика Н-2005», по сути, конструктивно представляет собой традиционную нагрузочную вилку, дополненную небольшим дисплеем и цифровой платой, обеспечивающей обработку результатов измерений. В оценке пускового тока, проведенной на четырех батареях, данный аппарат продемонстрировал худший результат с погрешностью под 19%. На наш взгляд, использовать его для гарантированно точной оценки реального пускового тока не рекомендуется.

DHC BT002
Страна-производитель – Китай
Страна бренда – Тайвань
Тип прибора – цифровой анализатор батарей
Число исследуемых параметров – 6
— Ток холодной прокрутки ТХП(ССA);
— Напряжение на клеммах АКБ;
— Степень заряженности АКБ (SOC);
— Остаточная емкость АКБ (SOH);
— Пусковое напряжение при запуске двигателя;
— Зарядное напряжение от генератора;
Стандарт по оценке ТХП(ССA) – DIN, EN, SAE, IEC
Интервал измерений ТХП(ССA): от 40 до 2000 А
Заявленная погрешность: +/- 5% ССА; +/- 0,05В
Погрешность в оценке ТХП(ССA), % – 8
Цена в интернете: 10150-00 руб.

Китайский DHC BT-002 достаточно популярен на российском рынке, его часто можно встретить на прилавках специализированных магазинов и у мастеров сервисных центров. Что неудивительно, учитывая универсальность, компактность и практичность прибора, а также достаточно неплохие показатели в оценке исследуемых параметров. Так, в нашем тесте этот аппарат допустил в оценке ТХП(CCA) на двух батареях погрешность 8%, зато на двух других АКБ она не превысила и процента. Разброс довольно заметный, он почти вплотную приближается к заявленному значению погрешностей (от -5 до +5%, итого 10%).

Berkut BСА-10
Страна-производитель – Китай
Страна бренда – Россия
Тип прибора – многофункциональное ЗУ
Число исследуемых параметров – 6
— Ток холодной прокрутки ТХП(ССA);
— Напряжение на клеммах АКБ;
— Степень заряженности АКБ (SOC);
— Остаточная емкость АКБ (SOH);
— Внутреннее сопротивление;
— Зарядное напряжение от генератора;
Стандарт по оценке ТХП(ССA) – SAE
Интервал измерений ТХП(ССA): от 40 до 1200 А
Заявленная погрешность: +/- 10% ССА; +/- 0,1В
Погрешность в оценке ТХП, % – 2,5
Цена в интернете: 6450-00 руб.

Многофункциональное зарядное устройство BСА-10 от российского бренда Berkut – это, фактически, новинка нынешнего осенне-зимнего сезона 2019-2020, отличающаяся многообразием функций и режимов заряда. В числе важных особенностей, принципиально отличающих данный аппарат от аналогов, являются специальные вспомогательные функции, позволяющие быстро провести комплексную оценку состояния АКБ с определением степени ее заряженности, остаточной ёмкости, внутреннего сопротивления и максимального пускового тока. При этом, как показал тест, «беркут» продемонстрировал лучший результат по практической оценке ТХП(CCA), допустив при измерениях погрешность на уровне всего 2,5%.

Краткие выводы
На основании полученных результатов можно сказать, что показания, выдаваемые разными измерительными приборами при проверке стартерных батарей, могут отличаться (причем иногда существенно) от реальных значений ТХП(CCA). В общем и целом можно констатировать, что проверенные в ходе теста цифровые устройства несколько занижают свои показания в сравнении с реальными значениями тока. Отличия показателей у отдельных устройств могут достигать почти двадцати процентов. Это означает, что некоторые типы цифровых измерительных приборов нежелательно применять для гарантированно точного измерения пускового тока стартерных АКБ.

Другое дело – превентивная экспресс-диагностика батарей. В этом случае цифровые приборы, в том числе и проверенные нами, могут быстро выдать по исследуемой батарее относительную качественную оценку ее состояния. Полученные при этом приблизительные значения пускового тока могут дать специалистам дополнительную возможность для принятия конкретного взвешенного решения о проведении, например, более детальной проверки того или иного аккумулятора.

Тестеры для проверки аккумуляторных батарей

Аккумуляторные батареи имеют свой ресурс, по истечении которого их приходится менять. Причём неважно, где они устанавливаются — в автомобилях или источниках бесперебойного питания. Ёмкость прекращает соответствовать паспортной, случаются перебои в работе, необходимое напряжение выдаётся далеко не всегда. В таких случаях, чтобы понять причину выхода из строя и принять решение по замене, лучше воспользоваться тестером для проверки аккумуляторов.

Виды тестирующего оборудования

Чтобы выбрать правильный прибор для определения исправности батареи, нужно сначала убедиться в том, какие именно причины приводят к сбоям в её работе. Среди типовых неисправностей элементов питания различных устройств можно выделить такие:

  • Быстрая зарядка и разрядка.
  • Отсутствие возможности начать зарядку.
  • Утечка тока.
  • Обрыв цепей питания или повреждение пластин, погружённых в электролит.
  • Недостаточная плотность электролитической жидкости.

Оптимальный выбор для определения большинства этих неисправностей — универсальный аккумуляторный тестер, который покрывает большинство нужд автолюбителя. Но некоторые параметры, например, плотность электролита, не могут быть измерены электронными приборами, для этого используется другое, гидростатическое оборудование. Поэтому все возможные устройства для измерения могут быть такими:

  • Бытовые и промышленные мультиметры

    Выбирая прибор для конкретной задачи, нужно определиться с его типом. Мультиметры, например, бывают как аналоговые, так и цифровые. Способ измерения при этом не меняется, все различия состоят исключительно в дисплее, на котором отображаются результаты.

    Аналоговые мультиметры — это измерители со стрелкой, которая движется по нарисованной на заднем фоне шкале. В зависимости от положения переключателя, который находится сразу под дисплеем, выбирается одна из шкал, а по ней уже получают нужные показатели.

    Читайте также:  Прибор для проверки сопротивления изоляции

    На сегодняшний день такие устройства малопригодны для повседневного использования, так как точность выдаваемых результатов сравнительно низка. Поэтому даже если в хозяйстве есть аналоговый мультиметр, лучше заменить его цифровым.

    Электронный подвид делает работу с ним намного легче. Вместо стрелок и шкал, на экран просто выводится значение выбранной переключателем величины. При этом можно определить её значение до десятых или даже сотых, что повышает точность и даёт намного более правильное представление о проблеме.

    Каждый мультиметр обладает дополнительными функциями, которые помогают в быту и ремонте приборов:

    • «Пищалка». На самом деле, это просто измеритель разницы сопротивления, но используется он для обнаружения электрических цепей и контуров, находящихся в состоянии короткого замыкания. При этом раздаётся писк, который и дал этой функции разговорное название.
    • Термопара — специальные провода, которые можно подключать к некоторым моделям. Показывают текущую температуру на той поверхности, к которой приложены.

    Такие возможности помогают специалисту или любителю быстро узнать причину поломки или странного поведения устройства.

    Самыми популярными моделями мультиметров в кругу радиолюбителей и автомобилистов считаются:

    • DT-832 и его более современная модификация DT-838. Это недорогие и функциональные устройства, которые иногда имеют довольно высокую погрешность при измерениях. Но именно они остаются незаменимыми в бытовом использовании или в ситуациях, когда более серьёзного оборудования нет под рукой.
    • Kemot KT30 — в качестве питания использует уже не пальчиковые батарейки, а полноценные девятивольтовые аккумуляторы типа «Крона». Имеет низкий порог измерений, такую же цену, как у предыдущей модели, но может похвастаться высокой точностью — погрешность при его использовании не превышает 1,2%.
    • UNI-T UT 60 C — более профессиональное устройство. Имеет встроенный чип памяти для хранения некоторого количества результатов последних измерений. Очень прочный корпус, стойкий к любым внешним воздействиям. Есть подсветка дисплея для работы в темноте.
    • Fluke 28-II — ультимативное устройство любого профессионала. Дорог, надёжен, точен. Способен работать в любых температурных условиях, как холодных, так и жарких. Имеет встроенные возможности осциллографа начального уровня.

    Конечно, для повседневной работы слишком дорогие устройства не нужны, их вполне может заменить более дешёвый аналог. Но если приходится часто бывать в не самых благоприятных погодных условиях, стоит обратить внимание на те приборы, которые не боятся влияния стихии.

    Ареометры для электролита

    Насыщенность ионами металлов от электродов и свободными электронами сильно влияет на работоспособность автомобильной батареи. Чтобы её измерить, достаточно использовать ареометр. Его действие основано на гидростатическом законе, который постулирует, что чем больше плотность жидкости, тем сильнее она пытается вытолкнуть плавающий в ней объект на поверхность.

    В качестве резервуара для забора такой жидкости служит колба с заборной пипеткой с одной стороны и грушей, создающей отрицательное давление, с другой.

    Измерительный же элемент — это цилиндрический стеклянный поплавок, который снабжён нарисованной на нём шкалой. По ней и проводятся измерения таким образом:

    • Собирается прибор, измеритель помещается внутрь, надевается груша.
    • Пипетка погружается в электролит.
    • Грушей набирается достаточное количество жидкости.

    При этом плавучая часть под воздействием небольшого грузила в нижней её части погружается в жидкость. По шкале, которая на неё нанесена, можно узнать степень разряженности батареи в процентном соотношении. Если поплавок погружён слишком низко, такой аккумулятор считается совершенно непригодным для работы. В нём могут быть оборваны контакты или слишком окислены электроды.

    Так как в качестве электролита выступают кислоты, при работе стоит озаботиться собственной безопасностью — надеть резиновые толстые перчатки, очки и по возможности полотняный грубый фартук. Дыхательные пути защищаются респиратором. Это помогает избежать вредного влияния паров кислот на лёгкие и носоглотку. Поэтому эксплуатировать этот прибор для тестирования аккумуляторных батарей стоит в хорошо вентилируемом помещении.

    Нагрузочные вилки

    Представляют собой сочетание нагрузочного сопротивления и вольтметра в самой простой конфигурации.

    Более продвинутые модели могут комплектоваться амперметром, измерителем ёмкости и даже насадками для проверки ESR у конденсаторов.

    Конструктивно выглядят как металлический корпус прямоугольной формы с ручкой-держателем и проводом большой площади поперечного сечения с зажимом на конце. В корпусе находятся:

    • Нагрузочные спирали.
    • Цилиндрический стержень, выходящий наружу.
    • Циферблат вольтметра, в основном, аналоговый — со шкалой и движущейся стрелкой.

    Контакты вольтметра соединены со стержнем (минус) и проводом (плюс). Использовать нагрузочную вилку в качестве тестера АКБ просто. Проверка проходит в два этапа:

    1. Замеры напряжения клемм без участия нагрузки от спиралей. Он проводится только через 5−7 часов после того, как машина была полностью заглушена или через такой же промежуток после окончания подзарядки. К плюсовому контакту подключается клемма, к минусовому нужно коснуться стержнем. Полученные в результате замеров показатели напряжения записываются.
    2. Испытание при поданной нагрузке. После её подачи нужно проделать такие же манипуляции, но при этом не держать цепь сомкнутой более пяти секунд. Кроме того, есть вероятность проскакивания искры между контактами, поэтому не стоит переживать на этот счёт.

    Показатели на втором этапе не должны сильно отличаться от паспортных данных аккумулятора. Если они разнятся с ней в меньшую сторону, такую батарею можно смело заменять.

    Универсальные приборы и измерители ёмкости

    Это инструменты для определения одной из важнейших характеристик, которая напрямую влияет на дальнейшее использование батареи. У любого аккумулятора есть паспортная ёмкость, которая измеряется в ампер-часах.

    Со временем её значение падает и держать уровень заряда такое устройство привычное время не может. При этом появляются проблемы с использованием того средства, которое питается от источника тока.

    Паспортная ёмкость всегда известна, она сообщается производителем и наносится на наклейку, которая цепляется к боковой стенке. Поэтому, чтобы найти её текущую величину, нужно воспользоваться одним из таких приборов:

    • Кулон — тестер для проверки аккумуляторных батарей отечественного производства. Все измерения сохраняются в постоянной памяти прибора. Умеет не только показывать ёмкость, но и выдаваемое источником тока напряжение. При работе посылает короткий импульс, а на основании скорости получения ответа выдаёт показания.
    • Fluke — самый универсальный прибор. Измеряет напряжение, силу тока, внутреннее сопротивление элементов и ёмкость. Может применяться для температурных замеров.
    • Skat-T Auto — хороший девайс для использования в работе с двенадцативольтовыми батареями. Имеет ограничения по ёмкости батареи, не будет работать с теми моделями, которые вмещают более 120 ампер-часов. Все измерения проводит в пятнадцатисекундный срок.

    Стоит помнить, что каждая из этих моделей имеет разные диапазоны измерений. Нужно внимательно их выбирать перед использованием, так как неверно указанный порядок величин может негативно отразиться на полученных результатах.

    Техника безопасности

    Так как работы ведутся с электрическим оборудованием, работающим с высокими показателями силы тока, стоит учитывать негативные влияния на организм человека. Электрический ток может причинять несколько видов увечий. Среди них:

    • Термические ожоги.
    • Мышечные судороги.
    • Отказ внутренних органов.

    Поэтому при работе с приборами, которые подразумевают подключение клемм и замеры с пропусканием тока через них, нужно соблюдать правила безопасной эксплуатации. Позаботиться о защите рук, заземлении, сухости земли, на которой стоит человек. Лучше всего использовать обувь с прорезиненой подошвой и не допускать её намокания.

    Заземлиться можно с помощью тонкого провода или куска проволоки, подсоединённого одним концом к прибору, а другим — к батарее или другой внешней металлической конструкции.

    При работе с аккумуляторами нельзя допускать их перегрева. Некоторые щелочные металлы легко воспламеняются и долго горят даже на открытом воздухе. Поэтому стоит всегда держать в пределах досягаемости порошковые огнетушители.

    Если батарея вскрывается для забора электролита, лучше делать это в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не насытить воздух внутри него парами соляной кислоты. Так можно уберечься от сильных ожогов органов дыхательной системы.

    Как измерить пусковой ток (ток холодной прокрутки)

    С тех пор как компания Cadillac изобрела стартер в 1912 году, автомеханики стали исследовать методы измерения пускового тока (тока холодной прокрутки). Измерения пускового тока гарантируют, что аккумулятор имеет достаточную мощность для того, чтобы провернуть двигатель, особенно при холодной погоде. Типичные показатели пускового тока для легковых автомобилей лежат в диапазоне от 350 до 600А, для грузовиков же этот параметр должен быть несколько больше. Стандарт SAE J537 гласит, что аккумулятор с указанным пусковым током 500А должен обеспечивать его при температуре -18°С в течение 30 секунд, при этом напряжение не должно опускаться ниже 7,2В.

    Батарейный мониторЗащита от глубокого разрядаБатарейный балансир
    защита от низкого и высокого напряжения, возможность регулировки
    Standard Range AGMDeep Cycle Range AGMGellyte Range GEL
    10 – 12 лет / 600 циклов10 – 12 лет / 700 циклов10 – 12 лет / 750 циклов
    универсальная серия AGMдля глубоких разрядов AGMуниверсальная серия GEL
    Читайте также:  Прибор для проверки чередования фаз

    Точность измерений всегда является важным моментом, и пусковой ток особенно трудно оценить, так как полученные результаты зависят от степени заряда, температуры и других факторов. На рисунке 1 приведено сравнение снятых двумя методами показаний пускового тока при различных степенях заряда. Использовался метод проводимости переменного тока и технология Spectro™. Точность в обоих случаях снижалась при более низкой степени заряда исследуемого аккумулятора, однако Spectro™ все же показал себя лучше при таких условиях. Но поскольку в среднем при обслуживании стартерный аккумулятор автомобиля имеет степень заряда около 70 процентов, то значения, полученные обоими методами, будут примерно одинаковыми.

    Рисунок 1: Точность измерений пускового тока при различных степенях заряда аккумулятора. Spectro CA-12 обеспечивает стабильный съем показаний при степени заряда от 40 до 100 процентов (красный цвет); точность же измерения методом проводимости переменного тока быстро падает со снижением степени заряда (синий цвет).

    На рисунке 2 показания пускового тока показаны как зависимость степени заряда от работоспособности аккумулятора. Пусковой ток аккумулятора “А” с доступными 100 процентами емкости показывает стабильность при любой степени заряда, вплоть до 10 процентов; аккумулятор “B”, с 37 процентами остаточной емкости, начинает показывать неустойчивость снятия показаний пускового тока уже при 40 процентной степени заряда; а аккумулятор “С”, изношенный до емкости в 22 процента от номинала, вообще показывает сомнительные результаты. Тест убедительно демонстрирует, что состояние работоспособности аккумулятора оказывает влияние на его пусковой ток. Хороший аккумулятор способен обеспечить стабильное и точное снятие показаний, а поведение экземпляра с признаками деградации уже менее последовательно.

    Рисунок 2: Точность измерения пускового тока в зависимости от состояния аккумулятора и степени его заряда. Аккумулятор “А” (100%) предоставляет точные показания даже при степени заряда в 10%; Аккумулятор “В” (37%) до степени заряда в 40%; а Аккумулятор “С” (22%) показывает полную нестабильность результатов. Условия проведения тестов: Аккумуляторы разряжаются силой тока 20А. Пусковой ток измеряется каждые 10 минут с помощью Spectro™.

    Ни один прибор не может брать в расчет все аномалии аккумулятора и быстрое тестирование предоставит только приблизительные результаты. Небольшие короткие замыкания внутри аккумулятора, к примеру, могут быть идентифицированы только путем измерения напряжения разомкнутой цепи после периода отдыха или проверки удельной плотности электролита. Быстрое тестирование даст добро такому аккумулятору, так как приложенная зарядка скроет аномалию.

    Все методы испытаний сталкиваются с предоставлением некорректных результатов. Надежные результаты возможны только при присутствии надежных симптомов. Это не всегда возможно с аккумуляторами после хранения и с незавершенным процессом формирования. Не существует ни одного идеального метода тестирования, но EIS имеет возможность превзойти другие технологии.

    Как проверить основные параметры аккумулятора мультиметром

    Мультиметр является многофункциональным устройством для измерения различных параметров электрического тока, поэтому с его помощью может быть произведена и проверка заряда аккумулятора. Для выполнения данной работы можно использовать различные виды мультиметров. Стоимость изделия не имеет значения, главное чтобы цифровой или аналоговый измерительный прибор был в исправном состоянии. О том как проверить аккумулятор мультиметром будет рассказано далее.

    Какие параметры можно проверить?

    С помощью мультиметра можно измерить напряжение с высокой точностью. По величине электрического напряжения можно определить заряжена ли аккумуляторная батарея или элемент необходимо зарядить постоянным током.

    С помощью мультиметра, можно проверить напряжение не только кислотных аккумуляторов, но и элементы питания сотовых телефонов. Чтобы проверить мобильник на величину заряда батареи, прибор переводится в режим измерения постоянного тока до 20 В. В этом режиме цифровой прибор, позволяет измерить напряжение, с точностью до сотых долей вольта.

    Аккумулятор шуруповёрта, также можно легко проверить мультиметром. Номинальное напряжение прибора, в данном случае, можно узнать из документации электроинструмента, и если напряжение меньше этого значения, то батарею необходимо зарядить.

    Ёмкость аккумулятора также можно проверить мультиметром. Для этой цели можно воспользоваться несколькими способами.

    Проверить с помощью мультиметра можно утечку тока. Если необходимо измерить данный параметр на автомобиле, то кроме утечки тока на корпус, проверяется и утечка в бортовой сети автомобиля.

    Таким образом можно предотвратить быстрый разряд АКБ и повысить её эксплуатационный ресурс.

    Как измерить напряжение

    Если необходимо проверить только аккумуляторного напряжения, то мультиметр переводится в режим DC. Если нужно проверить источник электроэнергии, напряжение которого не превышает 20 вольт, то в данном секторе переключатель режимов устанавливается в положение 20 В.

    Затем чёрный щуп мультиметра следует присоединить к минусовой клемме, а красный — к плюсу АКБ, на дисплее устройства, в этот момент, будет показано напряжение постоянного тока.

    Обычно, исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор имеет напряжение 12,7 В. Если при таком напряжении плотность электролита находится в норме, то источник электроэнергии может быть использован по назначению.

    Аналогичным образом измеряется напряжение литий-ионных батарей сотовых телефонов, а также щелочных или гелевых батарей, которые применяются для запуска двигателей различной мототехники, дизельных генераторов и иных устройств, для начала работы которых, необходим определённый заряд электричества.

    Как измерить ёмкость

    Мультиметр можно использовать и как тестер для измерения ёмкости аккумулятора. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи. Чтобы проверить ёмкость потребуется вначале полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.

    Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.

    Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.

    Проверить внутреннее сопротивление

    Чтобы проверить АКБ на исправность с помощью мультиметра, требуется измерить внутреннее сопротивление аккумулятора. Проверить работоспособность источника питания можно с применением мультиметра и мощной лампочки на 12 В. Проверить батарею необходимо в такой последовательности:

    1. Лампа 12 В подключается к АКБ.
    2. Спустя несколько секунд свечения лампы, замеряется напряжение на клеммах батареи.
    3. Лампа отключается, и напряжение снова замеряется.

    Если разница измерения не превышает значения 0,05 В, то аккумулятор находится в исправном состоянии.

    В том случае, когда значение падение напряжения больше, внутреннее сопротивления источника питания будет выше, что косвенно будет обозначать значительное ухудшение технического состояния аккумулятора.

    Таким образом удаётся довольно точно проверить источник электроэнергии на исправность.

    Как проверить ток утечки

    Аккумулятор может самостоятельно разряжаться, даже в том случае, когда его клеммы не подключены к потребителям электроэнергии. Величина саморазряда указывается в документации к аккумулятору и является естественным процессом. Особенно заметно потеря электроэнергии может наблюдаться в кислотных АКБ.

    Дополнительно к естественным утечкам электрического тока, в цепи могут быть участки, которые находятся во влажном состоянии или с истончённой изоляцией. В этом случае, даже в момент, когда все потребители электроэнергии находятся в выключенном состоянии, происходит дополнительная утечка тока, которая может привести к полному разряду батареи, а в некоторых случаях, и к возгоранию повреждённого места.

    Особенно, такое явление может быть опасно в бортовой сети автомобиля, у которого отрицательным проводником является весь кузов и агрегаты, на которых может находиться достаточное количество огнеопасных веществ для образования открытого пламени даже от небольшой искры или электрической дуги.

    Чтобы выявить, такое «несанкционированное» расходование электричества, необходимо выключить зажигание автомобиля, а также отключить устройства работающие в «дежурном режиме», например магнитолу и сигнализацию.

    Измерить силу тока на аккумуляторе с помощью мультиметра, можно только в том случае, если измерительный прибор переведён в режим измерения силы тока, обозначенный значком «10 А». Для этого круговой переключатель переводится в соответствующий режим, а красный штекер в гнездо обозначенное знаком «10 ADС».

    Красный щуп мультиметра соединяется с «+» аккумулятора, а чёрный, с отсоединённой клеммой. В этот момент должны полностью отсутствовать какие-либо показания прибора. Если мультиметр покажет любое значение, то ток утечки является значительным, и необходимо произвести детальную диагностику бортовой сети автомобиля.

    Подобным образом производится замер утечки в других электронных системах. При проведении диагностики следует проявлять осторожность, и при подозрении на значительную утечку электрического тока, которая проявляется искрением при отсоединении или подключении клеммы, от замера тока утечки мультиметром следует отказаться.

    Если пренебречь этим правилом, то можно «спалить» прибор, который не рассчитан на проверку больших значений силы тока.

    Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства?

    Чтобы для тестера проверка аккумулятора не оказалась последней, необходимо правильно выбрать диагностический режим. Если требуется проверить ампераж, то категорически запрещается это делать без дополнительной нагрузки, которая не должна превышать мощности 120 Вт.

    Выбирая режим измерения постоянного тока, следует проявлять осторожность, чтобы по ошибке, не включить мультиметр в режим измерения сопротивления, который находится, в большинстве моделей мультиметров, рядом с положением переключателя для измерения постоянного тока.

    Что такое пусковой ток аккумулятора и каким он должен быть

    Аккумуляторная батарея для автомобиля имеет ряд важных параметров, которые необходимо учитывать перед покупкой. Самые важные из них: ёмкость, определяющая время работы АКБ, и пусковой ток. Как проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля и правильно выбрать батарею? Читайте далее в статье.

    Пусковой ток АКБ – что это значит?

    Система пуска каждого автомобиля состоит из аккумуляторной батареи, электропроводки, замка зажигания и стартера. При повороте ключа в замке зажигания, происходит соединение силовых проводов, напряжение подаётся на реле, после которого поступает на стартер. Стартер прокручивает коленчатый вал, и автомобиль заводится.

    Что такое пусковой ток аккумулятора автомобиля можно понять из простой формулы: P=UI, где P – мощность, U – напряжение АКБ (стандартное напряжение равно 12 В) и I – электрический ток. Зависимость простая: если напряжение остаётся постоянным, то с увеличением мощности должен увеличиваться электрический, в данном случае – пусковой ток.

    От чего зависит пусковой ток аккумуляторной батареи

    Причины низкой ёмкости и недостаточного пускового тока:

    • Применение сплавов с низкокачественными добавками, вместо очищенного свинца. Цена на производство таких батарей ниже, но и качество остаётся на таком же уровне.
    • Меньшее количество свинцовых пластин. Например, если европейский производитель вмещает 5 пластин в одну банку аккумулятора, то у китайского получается вместить только 4. При меньшем количестве пластин потребуется больший зарядный ток для восстановления ёмкости такой батареи, а это сократит количество циклов заряд/разряд.
    • Недостаточная герметичность корпуса. Устройство АКБ основано на хорошей герметичности, так как во время эксплуатации автомобиль может выдавать слишком большой зарядный ток, что приведёт к закипанию электролита и его потери даже через незначительные щели.
    • Больший внутренний объём. Достигается сокращением толщины стенок корпуса. При увеличении внутреннего объёма увеличивается количество электролита, необходимого для правильной работы батареи.

    Единственный выход не попасть на изделие с низкими пусковыми параметрами – покупать аккумуляторную батарею от известных европейских производителей. Стоимость таких АКБ выше, но цена пропорционально сроку эксплуатации, и каждый производитель предоставляет длительный гарантийный срок.

    Методы проверки пускового тока

    Теперь необходимо узнать, как проверить пусковой ток аккумулятора. Данный параметр необходимо проверять при покупке новой аккумуляторной батареи. Самостоятельная проверка пускового тока не даст высокой точности. Для профессионального и точного замера требуется дорогое оборудование.

    Как измерять пусковой ток АКБ с помощью приборов и другими «народными» методами:

    • Проверка с помощью нагрузочной вилки. Нагрузочная вилка – это портативный измерительный прибор аккумуляторщика, который состоит из вольтметра и добавочного сопротивления. При подключении к аккумулятору, нагрузочная вилка заменяет собой нагрузку бортовой сети автомобиля.

    Важно! Нагрузочная вилка покажет состояние батареи и степень её заряда. Но если батарея исправна, это означает, что она отдаёт необходимый пусковой ток на прокручивание стартера.

    • Проверка с помощью токоизмерительных клещей. Электротехнические клещи – это недорогой и доступный прибор, который используют многие электрики. Существуют универсальные измерительные приборы, помимо силы тока, измеряющие напряжение и сопротивление. Клещи специально созданы для измерения силы тока, поэтому большой ампераж не выведет прибор из строя.
    • Простой дедовский метод советует подключить автомобильный аккумулятор к бортовой электросети машины и включить, например, ближний свет. Стандартная нагрузка не должна быстро разрядить АКБ. В течение 5-10 минут, свет ламп ближнего света должен оставаться ярким. Такой метод не даст точной гарантии, но поможет определить серьёзную неисправность сразу и не купить бракованный товар.
    • Проверка «на слух». Во время такой проверки АКБ надо установить на автомобиль и произвести запуск стартера. Среднее время запуска двигателя (при исправной топливной системе) составляет 2-3 секунды. Если запуск происходит в течение 10-15 секунд, и параметры аккумулятора подходят к данному типу автомобилей, то АКБ неисправен, или его пускового тока недостаточно.
    Читайте также:  Приборы для измерения напряжения прикосновения

    Как проверяют пусковой ток на заводах? Перед запуском аккумуляторной батареи в масштабное производство, производитель должен убедиться в соответствии всех параметров АКБ. Для этого батарею помещают в температуру окружающей среды не более 18 градусов на несколько часов, и запускают двигатель с подходящими параметрами. При запуске проводится измерение пускового тока нового аккумулятора.

    Совет! Не пытайтесь замерить пусковой ток во время прокручивания стартера с помощью режима измерения силы тока на мультиметре. Данный измерительный прибор не рассчитан на большие токи и подобное измерение приведёт только к его порче.

    Если запуск прошёл успешно (среднее время не должно превышать 30 секунд), то можно начинать массовое производство такой аккумуляторной батареи. Если же двигатель не запустился, то конструкция АКБ требует изменений и доработок.

    Что будет, если установить АКБ с большим пусковым током

    Важно! Даже если установить на легковой автомобиль хороший АКБ с большого грузовика, например, с КрАЗа, то при запуске стартер будет потреблять только тот электрический ток, который ему необходим для проворачивания коленчатого вала двигателя, и не больше.

    Основной причиной, по которой на автомобили не устанавливают батареи повышенной ёмкости, является недостаток свободного места в подкапотном пространстве. Производители различных марок автомобилей не решаются увеличивать штатные места для аккумуляторов, так как это напрямую повлияет на размер кузова. Увеличение габаритов повлечёт за собой и больший вес машины, что плохо скажется на её проходных характеристиках.

    Аккумуляторы повышенной ёмкости часто используют если штатный аккумулятор полностью разряжен. Например, на станциях технического обслуживания или в сервисных центрах. Аккумулятор на 180 ампер/часов удобно переносить, его можно поставить на пол, а клеммы соединить специальными проводами с «крокодилами» с системой пуска автомобиля.

    Что будет если установить АКБ с меньшим пусковым током

    Относительно АКБ с повышенной ёмкостью и установкой таковых на автомобиль стало более понятно. Но что будет, если на штатный пусковой узел поставить аккумуляторную батарею с меньшим пусковым током?

    Многие владельцы автомобилей совершают серьёзную ошибку, приобретая аккумуляторную батарею с пониженной ёмкостью. На такой шаг идут из-за меньшей цены, но последствия могут быть не очень приятными. Если АКБ не рассчитан на тот пусковой ток, который необходим для запуска автомобиля, то стартер не будет вращаться с требуемой скоростью. Не достигнув определённого числа оборотов, двигатель не запуститься.

    Аккумуляторный ток при пониженной ёмкости может запустить автомобиль, но только если вокруг плюсовая температура, и для этого понадобится длительное время держать ключ в замке зажигания повёрнутым. Как известно из технической литературы, продолжительное вращение стартера приводит к резкому сокращению его долговечности.

    Как подобрать АКБ с правильным пусковым током для автомобиля

    При покупке новой аккумуляторной батареи можно просто посмотреть параметры старой. Но это не означает, что ранее на автомобиль был установлен должный аккумулятор. Поэтому лучше потратить немного времени и рассчитать пусковой ток для модели своей машины.

    Основные параметры, от которых зависит величина пускового тока:

    • Рабочий объём двигателя. Чем больше объём ДВС – тем большей ёмкости необходим аккумулятор. Также важен и тип двигателя: для запуска дизельного двигателя нужен больший пусковой ток чем для бензинового.
    • Электронное управление топливной системой. Например, карбюраторные модели расходуют заряд батареи только на стартер при пуске, а инжекторным машинам необходимо отдавать заряд на работу электронной системы управления.
    • Температура окружающей среды. Очень важный параметр, так как пропорционально падению температуры уменьшается и пусковой ток аккумуляторной батареи. Но влиять температура может не только на АКБ, но и на масло в двигателе, делая его более густым. Густое масло тяжелее разогнать по системе, соответственно, усложняется вращение коленчатого вала и стартера.
    • Модель и тип стартера. Современным моделям стартеров требуется куда меньшая сила тока для запуска двигателя, чем изделиям, установленным в старых автомобилях. Более продуктивные конструкции и использование современных сплавов при изготовлении обмоток позволило сделать стартер меньше и мощнее.

    Простая таблица подскажет автовладельцам, какой АКБ лучше установить на своё транспортное средство:

    Рабочий объём двигателя1-1,6 литра1,3-1,9 литра1,4-2,3 литра1,6-3,2 литра1,9-4,5 литра3,8-10,9 литра7,2-12 литра7,5-17 литра
    Ёмкость аккумуляторной батареи55

    А/ч

    60

    А/ч

    66

    А/ч

    77

    А/ч

    90

    А/ч

    140

    А/ч

    190

    А/ч

    200

    Таблица оптимальных показателей

    Пусковой ток аккумулятора и другие характеристики АКБ для автомобиля, таблица общепринятых стандартов:

    DIN 43559, ГОСТ 599 – 91EN 60095 – 1, ГОСТ 599 – 2002SAE J537
    170280300
    220330350
    255360400
    255420450
    280480500
    310520550
    335540600
    365600650
    395640700
    420680750

    Заключение

    Из статьи вы узнали на что и как влияет пусковой ток аккумулятора автомобиля, а также порядок выбора АКБ с подходящей для своего автомобиля ёмкостью. Система пуска – один из самых важных элементов любого автомобиля, который требует постоянного контроля и технического обслуживания. Качественное и своевременное техническое обслуживание – гарант быстрого запуска двигателя в любую погоду.

    5 точных тестеров аккумуляторов с AliExpress

    ТОП-5 лучших тестеров аккумуляторов с ценами и отзывами в конце статьи. Листайте!

    У аккумуляторных батарей свой ресурс, случаются перебои в работе, не всегда они выдают необходимое напряжение. Проверить емкость можно при помощи тестера аккумуляторов. Для этого существует масса датчиков, но проще проверить емкость аккумулятора мультиметром. Он не только измеряет показания электронных датчиков, но и проводит анализ состояния всей системы или определенного узла.

    Если хотите купить тестер для аккумуляторов, следует знать, что стандартными замерами являются:

    Показатели напряжения тока.

    Сила электрического тока.

    Тестер автомобильных аккумуляторов может выполнять и ряд других функций:

    Проверка катушек и свечей.

    Измерение частоты оборотов двигателя.

    Синхронизация с компьютером.

    Будет удобнее, если тестер для аккумулятора оснащен световым индикатором. Мультиметры бывают бытовые и промышленные. У промышленных больше список выполняемых функций.

    По типу разделяют на:

    Аналоговые. Простая конструкция, которая предусматривает наличие шкалы и стрелки. Переключателем выбирается нужная шкала, по которой и сверяются показатели. Как правило, выпускают только бытовые тестеры такого типа, у них низкая точность.

    Цифровые (электронные). Перед тем как проверить аккумулятор мультиметром, выбираете нужную шкалу и величину. На экран будет выводиться полученное значение. Точность гарантирована до десятых и даже до сотых долей.

    Как проверить аккумулятор тестером?

    Если нужно замерить мультиметром напряжение, нужно включить его в соответствующий режим. Обратите внимание: максимальное значение нужно выбирать выше, чем в вашем аккумуляторе: к примеру, если у вас 12,7 вольт, DCV должен быть 20 вольт. Черный щуп подключают на минусовую клемму, красный – на плюсовую. После чего на экране мультиметра появятся нужные значения.

    Если напряжение составляет менее 12 вольт – значит, аккумулятор разряжен на 50%, меньше 11,6 – полностью разряжен.

    ГДЕ МОЖНО ДЕШЕВО КУПИТЬ ХОРОШИЙ ТЕСТЕР АККУМУЛЯТОРОВ?

    Тестер для аккумулятора авто All sun (3 в 1)

    Надёжность продавца: отличная!

    Доставка по России: бесплатно!

    Отзывы покупателей:

    Отзыв №1: Приехал очень быстро. Качество хорошее, проверил, работает адекватно. В меру легкий. Рекомендую.

    Отзыв №2: Быстрая доставка, три дня до Питера. Прибор в хорошем состоянии и полностью работоспособен. Продавец очень общителен, прислал мне инструкцию на английском в PDF. Хороший продавец, рекомендую всем.

    Отзыв №3: Великолепный тестер, хороший функционал. Выполнен очень качественно. То что нужно для полноценного обслуживания аккумуляторов! Очень быстрая доставка, 13 дней из Китая в Ростов-на-Дону. Рекомендую продавца и магазин с наилучшей стороны!

    Автомобильный аккумуляторный тестер VXSCAN MICRO 200

    Надёжность продавца: отличная!

    Доставка по России: бесплатно!

    Отзывы покупателей:

    Отзыв №1: Товар как в описании, упакован хорошо. Доставлено быстро, 20 дней до СПб, с продавцом не общался, не было необходимости. Продавца рекомендую. Пока рабочий.

    Отзыв №2: Прибыл очень быстро,все работает,очень доволен. Хорошо бы инструкцию на русском языке. Значения точные. Полезный приборчик!

    Отзыв №3: Все отлично быстро качественно за 17 дней посылочка доехала до Липецкой области . Рекомендую . Тест проводил все работает .

    Тестер аккумуляторный AUTOOL

    Надёжность продавца: отличная!

    Доставка по России: бесплатно!

    Отзывы покупателей:

    Отзыв №1: Отличный прибор! Как дополнение к диагностике автомобиля, вещь незаменимая: очень удобно, информативно и быстро. На 99 процентов всех необходимых параметров состояния АКБ и цепи заряда, которые нам всем нужны, он выполняет на отлично. Не измеряет только плотность электролита. Но даже нагрузочная вилка не дает точных результатов, не дает и времени жизни АКБ. Нагрузочная вилка показывает минимальный порог напряжения под нагрузкой, но этот прибор показывает ещё и внутреннее сопрот-е. Нагрузочная вилка показывает на одной дизельной машине что АКБ ещё хороший (среднее значение по напряжению), двигатель при этом заводит но уже с трудом, не так как на новом АКБ, а прибор показал сразу – АКБ на замену, осталось 36 % жизни. Очень информативно. Очень удобна проверка цепи заряда АКБ. Диоды генератора, напряжение ХХ и под нагрузкой. Не надо доставать мультиметр, осциллограф. К клещам подходит по два провода: мостовое измерение сопротивления. Внутри процессор, кварц, АЦП. Сделано всё качественно.

    Отзыв №2: Не верьте тем, кто говорит о приборе фигню. Это зависть. Работает прибор отлично, проверено уже на более десяти авто. Его смело могут использовать профессионалы хоть и принтера нет. Он поможет вам купить АКБ свежую, а не с остатком ёмкости 60-70%, хотя продаваны вам будут внушать, что АКБ отличные тыкая вам в лицо своей нагрузочной вилкой. И на станции техобслуживания вам не навешают лапшу на уши, что стартер сдох или электроника глючит. Точность показания достаточная, не лабораторная конечно, но подключать прибор надо ближе к клеммам АКБ: на некоторых авто, на вынесенных контактах для зарядки АКБ в моторном отсеке, показания были занижены почти вдвое. Так что будьте внимательны.

    Отзыв №3: Проверил работает нормально вольтаж показывает точно. Теперь будет чем проверить Акум при покупке нового. Советую иметь такой прибор чтобы купить действительно нормальный аккумулятор, а не наполовину дохлый.

    Мини тестер заряда АКБ NEXPEAK

    Надёжность продавца: отличная!

    Доставка по России: бесплатно!

    Отзыв №1: До МО дошёл очень быстро. Курьер привёз на дом. Прибор не плохой. В наборе инструкция только на английском. Пытаюсь разобраться.

    Отзыв №2: Прибор пришёл в Тюменскую обл. в течение десяти дней. Упакован хорошо. Без проблем соединился с ЭБУ автомобиля Chery Tiggo FL 2013 года выпуска. Пока разбираюсь, но уже протестировал в графическом виде работу ДК 1 и ДК 2. Так же может дать информацию о положении дроссельной заслонки, температуре впускного коллектора, давления во впускном коллекторе, угле зажигания и проч. Не совсем корректный перевод в некоторых позициях, поэтому не совсем понятно какую информацию и о чём он даёт. Может просто не хватает опыта! В общем и целом, приборчик неплохой, его главное преимущество в мобильности. То есть не нужен смартфон, не нужно устанавливать какие то дополнительные программы.

    Отзыв №3: Очень быстрая доставка, оригинальной упаковке, прекрасно работают, была протестирована на FIAT Grande Punto 1.4L сущность 2007.

    Тестер для аккумулятора авто All-Sun EM3081

    Надёжность продавца: отличная!

    Доставка по России: бесплатно!

    Отзыв №1: Мультиметр небольших размеров, но компактный и удобный в работе. Продавцу большое спасибо за отлично подобранный товар!

    Отзыв №2: Прибор рабочий. Пришла посылка быстро за 3 недели. Батарейки в приборе имеются. Требуется только раскрутить два винта и убрать из под ботарейки прокладку. Один только минус – у него, по мне, при проверке напряжения, когда ищешь фазу, при косновении щупом на фазу – нет минимального скачка напряжения. Только с устойчивым нулем напряжение проверить можно. А так компактный и на вид качественный.

    Отзыв №3: Мультиметр отличный, все работает. Я доволен. Посылка упакована хорошо, быстро доставлена. Мультиметр соответствует описанию. Спасибо продавцу.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Adblock
    detector