Электромагнитное зарядное устройство

Содержание

Беспроводная зарядка. Устройство и работа. Применение и особенности

Технологии в последнее время стремительно развиваются. Еще недавно люди удивлялись появлению устройствам с сенсорными дисплеями, а сегодня активно ими пользуются. Уже совсем скоро мир сможет увидеть еще не одну технологическую революцию, которая перевернет взгляды на привычные вещи. Среди них можно назвать появление технологии беспроводная зарядка. Над ней работает множество компаний и не далек тот день, когда ею будут пользоваться повсеместно. И это касается не только смартфонов, но и всех современных устройств с аккумуляторами. Планируется, что данная технология будет внедрена и в автомобили.

Принцип действия

Беспроводная зарядка – сравнительно новая технология, быстро набирающая обороты. Современной науке известно несколько способов, обеспечивающих беспроводную или бесконтактную передачи энергии. Но большие перспективы реализации в серийном применении заслуживает беспроводная передача электроэнергии на базе явления электромагнитной индукции.

Принцип действия зарядки предполагает использование первичной катушки, то есть источника, и вторичной катушки в виде приемника:
  • Катушки создают систему с индуктивной связью.
  • Переменный ток, который протекает в обмотке указанной первичной катушки, образует магнитное поле, индуцирующее в приемной катушке напряжение. Оно может быть задействовано для зарядки аккумулятора, либо для питания устройства.

Именно магнитное поле является основой зарядки. В то же время при ослабевании магнитного поля индуктивная связь утрачивает эффективность. То есть при удалении вторичной катушки от первичной, происходит рассеивание магнитного поля. Оно просто не доходит до вторичной катушки. В результате индуктивная связь даже при увеличении на сравнительно малые расстояния становится неэффективной.

Особенности беспроводной зарядки

Технология беспроводной зарядного устройства базируется на исследованиях Фарадея и Теслы, которые проводили опыты по передачи электричества в воздушном пространстве при помощи электромагнитной индукции. Как раз благодаря усовершенствованию идей и разработок этих величайших ученых сегодня появилась беспроводная зарядка для телефона и многие иные приспособления.

В указанной технологии сложного практически ничего нет, так как это симбиоз известных методик накопления энергии, магнитных полей и электромагнитов.

Вкратце беспроводная зарядка на примере смартфона выглядит следующим образом:

  • При попадании в магнитное поле мобильного устройства на передатчик индукционной энергии передается сигнал о появлении в зоне действия определенного приемника энергии. В большинстве случаев указанный сигнал передается смартфоном через NFC при моменте, когда он оказывается на устройстве беспроводной зарядки.
  • Устройство передатчик приступает к подаче тока на индукционную катушку, которая создает вокруг себя магнитное поле необходимой мощности. В соответствии с действующими стандартами на катушку выдается порядка 5 Ватт, они преобразуются в облако магнитного поля, у которого радиус порядка 4 см.
  • В свою очередь приемник индукционной энергии приводит в действие свою индукционную пластину с катушкой, начинающей под действием электромагнитных импульсов выделять электрический ток.
  • Ток идет на аккумулятор так, будто катушка, которая имеется в устройстве, является стандартным зарядным устройством. Магнитное поле преобразуется в обычное электричество и отправляется непосредственно на аккумулятор в устройстве. Все очень просто.
Применение беспроводной зарядки

Сегодня многие компании работают в направлении внедрения технологии беспроводной зарядки в своих изделиях. То есть везде, где устройство использует аккумулятор, могут быть внедрены технологии беспроводной зарядки. Уже сегодня некоторые модели Samsung, Apple и LG в штатной комплектации включают указанные зарядные устройства.

Известные производители смартфонов, такие как Nexus, Apple, Samsung, Asus и LG уже во всю создают специальные QI-совместимые мобильные устройства, которые могут заряжаться беспроводным способом. Тем более эффективность беспроводной зарядки на текущий момент достигает 80%, что сравнимо с данными, которые демонстрируют традиционные зарядные устройства.

Использование беспроводной зарядки сегодня актуально и в автомобиле. Вызвано это тем, что лишние провода в салоне не нужны, ведь они очень мешают водителю. Некоторые автомобильные производители, к примеру, Toyota, General Motors и Chrysler уже оснащают свои машины эффективными беспроводными зарядными устройствами. Однако часто они идут в качестве дополнительной опции, за которую нужно платить. Стоимость в среднем составляет 200 долларов.

Внешне устройство выглядит как коврик небольшого размера, на можно положить смартфон, после чего тот начнет заряжаться. Существуют модели автомобилей, где б/п зарядка непосредственно встроена в нишу подлокотника. Если в машине нет беспроводной зарядки, то можно использовать отдельный аксессуар. Они продаются по цене от 1000 рублей. Конструкции крепления устройства различны – в виде коврика или на присоске. Однако следует учитывать, что и мобильный телефон должен иметь QI-совместимость.

Электромагнитное зарядное устройство

На рубеже пятидесятых – шестидесятых годов прошлого века неожиданной популярностью у молодёжи тогдашнего СССР стали пользоваться так называемые детекторные приёмники. Собирали их самостоятельно практически из подручных материалов. Самым крупным элементом была катушка из тонкой медной проволоки, параллельно ей подключался конденсатор небольшой ёмкости, далее по цепи шёл полупроводниковый диод, а за тем ещё один конденсатор и головной телефон (так тогда назывались наушники). К одному концу катушки припаивали длинный провод, который служил антенной, а второй заземляли, обычно приматывая к водопроводной трубе или трубе парового отопления, впрочем, это было не обязательно. Получаемое устройство могло принимать и транслировать на наушник сигналы близлежащих радиостанций, как правило, средневолнового диапазона. Внимательный читатель, наверняка заметил, что в описываемой конструкции не хватает одной очень важной детали, а именно источника питания. Да, действительно, такие приёмники ( и от части именно этим объяснялась их популярность) обходились без каких-либо батареек. Для своей работы они использовали только энергию радиоволн. Это удивительно, но для того, что бы раскачать мембрану наушника, вполне достаточно энергии радиостанции находящейся иногда за сотни километров от слушателя.

А теперь давайте представим, какие мощные магнитные поля окружают наши современные домашние приборы. Например, телевизоры, холодильники, микроволновые печи, утюги, компьютеры, даже просто провода электрической сети. А ведь всё это изобилие электромагнитных излучателей находится в непосредственной близости от нас!

Известный немецкий дизайнер и изобретатель Деннис Зигель сконструировал устройство, которое используя эту, по сути, даровую энергию, может заряжать небольшие пальчиковые аккумуляторы.

Собственно, это обычный зарядник для одной батарейки, только с одним но, он не требует видимых источников питания. Собственно, пофантазировав, можно предположить, что объединив в одном корпусе несколько таких устройств, можно будет зарядить и аккумулятор для ноутбука, не говоря уже о боле мелких источниках питания, на пример таких как аккумулятор для смартфона или фотоаппарата. Это как раз тот случай, когда количество, вполне может перейти в качество. Вдумайтесь! В нашем современном мире, пронизанным электромагнитными полями различной частоты и интенсивности, в случае развития этого проекта, зарядка аккумулятора практически для любого устройства станет возможной вообще в любом месте пространства! В квартире, транспорте, кафе, баре, в концертном зале, даже в лесу рядом с ЛЭП. Собственно, эта схема может быть вмонтирована в тот же аккумулятор для ноутбука прямо на заводе изготовителе. И вот, здравствуй вечный двигатель (ну не вечный так дармовой)! Не верится? Ну что же, поживём – увидим!

Другие статьи

Классический свинцово-кислотный аккумулятор был изобретен в далёком 1859 году французским физиком Гастоном Планте. Это изобретение оказалось настолько удачным, что не смотря на. Читать полностью

Итак, о простейших способах преобразования солнечной энергии и приборах позволяющих это делать, мы кое-что узнали. А что, если появилась необходимость обеспечить даровой электроэнергией. Читать полностью

Что такое солнечная батарея, наверно знает каждый. Любой вспомнит узенькую стеклянную полоску характерного цвета, расположенную рядом с дисплеем калькулятора. Стандартная оценка –. Читать полностью

В наше время, наличием сматфона или планшета никого не удивишь, скорее наоборот, удивление вызывает факт их отсутствия. Потребительские свойства гаджетов растут: экраны становятся больше и. Читать полностью

И так, что же мы увидим. Читать полностью

Ну что же, друзья, мы с вами много говорили об аккумуляторах для различной модной ультрасовременной техники. Но, как-то увлёкшись этим направлением, мы позабыли о самых обыкновенных. Читать полностью

Планшетный компьютер – сейчас, наверное, самый популярный продукт из всех предлагаемых на рынке вычислительной техники. Это сравнительно простое устройства в одно мгновенье сумело. Читать полностью

Ультрабуки, созданные в противовес макбукам, не смотря ни на что, постепенно наращивают своё присутствие на полках наших магазинов. Концепт идеи ультрабука зародился ещё в 2011 году, когда. Читать полностью

Давайте сегодня поговорим об обычных аккумуляторах в несколько необычном исполнении. Существует множество бытовых устройств в которых используются батарейки или аккумуляторы стандартных. Читать полностью

Как работает беспроводная зарядка для телефона: это не магия

В последние годы беспроводная зарядка смартфонов находит все больше поклонников. На рынке присутствует уже более 500 моделей различных устройств, поддерживающих этот способ.

В последние годы беспроводная зарядка смартфонов находит все больше поклонников. На рынке присутствует уже более 500 моделей различных устройств, поддерживающих этот способ. Возможно, вы уже много лет используете его, если у вас есть электрическая зубная щетка: просто положите ее на док-станцию — она начнет заряжаться.

Принцип зарядки вашего смартфона или умных часов тот же. Очень практично, не нужно подключать кабель. Но что такое беспроводная зарядка и как она работает?

Секрет в электромагнитной индукции

Как энергия может передаваться от одного предмета к другому? Беспроводная зарядка работает по принципу электромагнитной индукции. Впервые это явление было описано в 1831 году Майклом Фарадеем, который обнаружил, что если источник магнитного поля перемещать через катушку, в ней появится электрический ток. Майкл Фарадей нашел зависимость между электричеством и магнетизмом.

Как работает электромагнитная индукция, легко объяснить, выполнив следующий эксперимент:

  • Возьмите магнит с холодильника.
  • Подсоедините лампочку к простой медной катушке.
  • Перемещайте магнит вперед и назад внутри катушки.
  • Лампа начнет загораться!

Почему загорелась лампочка? Проводя магнитом внутри катушки, вы изменяли создаваемое им магнитное поле. Эти колебания ощущались катушкой, в которой возникал индуктированный ток.

Читайте также:  Индикатор напряжения аккумулятора на lm3914

Как устроена беспроводная зарядка

По сути, беспроводная зарядка вашего смартфона или другого устройства работает так же, как мы видели в эксперименте с лампочкой. Конечно, здесь нет движущегося магнита, но есть индукционная катушка, по которой идет высокочастотный переменный ток.

Этот ток генерирует изменения в магнитном поле. Данная часть системы беспроводной зарядки называется «катушка-передатчик». Часть, расположенная внутри вашего телефона, называется «катушка-приемник», и по ней проходит ток так же, как по катушке в опыте.

Безопасна ли беспроводная зарядка?

Магнетизм всегда воспринимается как нечто сродни магии, ведь магнитные поля невозможно увидеть. Чтобы построить эффективную беспроводную систему зарядки, необходимо сконцентрировать магнитное поле вокруг катушки-передатчика.

Данный эффект достигается с помощью специальных материалов — ферритов, которые проводят магнитное поле намного лучше воздуха. Следовательно, магнитному полю проще проходить через феррит, а не искать другие пути распространения. Таким образом, за пределами зарядки магнитное поле практически отсутствует, а сама она вполне безопасна.

Быстро или медленно?

Можно ли зарядить устройство с помощью беспроводной зарядки так же быстро, как через провод? Беспроводная зарядная система мощностью 5 Вт сможет зарядить устройство со скоростью, эквивалентной проводной зарядке, работающей под напряжением в 5В и с силой тока в 1А.

Последние разработки в области бесконтактной зарядки могут это делать еще быстрее: на телефон можно подавать до 15 Вт. Это значительно сокращает время зарядки, беспроводная быстрая зарядка становится все более популярной.

Какой смартфон можно зарядить без проводов?

Сегодня на рынке представлено более 500 моделей устройств с поддержкой беспроводной зарядки.

Последние модели Apple имеют эту функцию. Samsung и Nokia также интегрировали ее уже несколько лет назад. Также поддерживают технологию беспроводной зарядки компании, входящие в Wireless Power Consortium. Более подробно о моделях с поддержкой зарядки без проводов читайте в другой нашей статье.

Недостатки беспроводной зарядки

Если проводные зарядные устройства просто-напросто исчезают между циклами зарядки, то при пользовании бесконтактной зарядкой пользователь сталкивается с другими недостатками.

  • В зависимости от размера поверхности зарядки можно заряжать два и более устройств одновременно, но такие зарядные устройства более дороги.
  • Зарядка может осуществляться дистанционно, но все же необходимо находиться рядом с зарядкой — не относить устройство дальше, чем на 4см.
  • Времени дистанционная зарядка занимает все же больше, чем контактный метод, так как электричество «теряется». Поэтому лучше держать телефон только на пластине зарядного устройства.

Будущее беспроводной зарядки

В настоящее время максимальная мощность беспроводной зарядки составляет 15 Вт, поэтому такие устройства предназначены исключительно для смартфонов, камер и умных часов. Wireless Power Consortium, однако, работает над улучшением технологии Qi, чтобы с ее помощью можно было заряжать устройства с более емкими батареями, например, компьютеры или электромобили.

Такая технология уже существует, она находится в фазе испытаний и рыночной адаптации. Она была разработана компанией WiTricity и работает на основе технологии магнитного резонанса. По сути, происходит то же, что и при зарядке Qi, но на большем расстоянии. Поскольку наиболее крупный рынок электрокаров сегодня в Китае, то и сотрудничает производитель в основном с этой страной.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНОЕ

Автоматическое зарядное устройство предназначено для зарядки и десульфатации 12-ти вольтовых АКБ ёмкостью от 5 до 100 Ач и оценки уровня их заряда. Зарядное имеет защиту от переполюсовки и от короткого замыкания клемм. В нём применено микроконтроллерное управление, благодаря чему осуществляются безопасные и оптимальные алгоритмы зарядки: IUoU или IUIoU, с последующей дозарядкой до полного уровня зарядки. Параметры зарядки можно подстроить под конкретный аккумулятор вручную или выбрать уже заложенные в управляющей программе.

Основные режимы работы устройства для заложенных в программу предустановок.

>>
Режим зарядки – меню «Заряд». Для аккумуляторов емкостью от 7Ач до 12Ач по умолчанию задан алгоритм IUoU. Это значит:

первый этап – зарядка стабильным током 0.1С до достижения напряжения14.6В

второй этап -зарядка стабильным напряжением 14.6В, пока ток не упадет до 0,02С

третий этап – поддержание стабильного напряжения 13.8В, пока ток не упадет до 0.01С. Здесь С – ёмкость батареи в Ач.

четвёртый этап – дозарядка. На этом этапе отслеживается напряжение на АКБ. Если оно падает ниже 12.7В, включается заряд с самого начала.

Для стартерных АКБ применяем алгоритм IUIoU. Вместо третьего этапа включается стабилизация тока на уровне 0.02C до достижения напряжения на АКБ 16В или по прошествии времени около 2-х часов. По окончанию этого этапа зарядка прекращается и начинается дозарядка.

>> Режим десульфатации — меню «Тренировка». Здесь осуществляется тренировочный цикл: 10 секунд – разряд током 0,01С, 5 секунд – заряд током 0.1С. Зарядно-разрядный цикл продолжается, пока напряжение на АКБ не поднимется до 14.6В. Далее – обычный заряд.

>>
Режим теста батареи позволяет оценить степень разряда АКБ. Батарея нагружается током 0,01С на 15 секунд, затем включается режим измерения напряжения на АКБ.

>> Контрольно-тренировочный цикл. Если предварительно подключить дополнительную нагрузку и включить режим «Заряд» или «Тренировка», то в этом случае, сначала будет выполнена разрядка АКБ до напряжения 10.8В, а затем включится соответствующий выбранный режим. При этом измеряются ток и время разряда, таким образом, подсчитывается примерная емкость АКБ. Эти параметры отображаются на дисплее после окончания зарядки (когда появится надпись «Батарея заряжена») при нажатии на кнопку «выбор». В качестве дополнительной нагрузки можно применить автомобильную лампу накаливания. Ее мощность выбирается, исходя из требуемого тока разряда. Обычно его задают равным 0.1С – 0.05С (ток 10-ти или 20-ти часового разряда).

Схема зарядного автомата для 12В АКБ


Принципиальная схема автоматического автомобильного ЗУ


Рисунок платы автоматического автомобильного ЗУ

Основа схемы – микроконтроллер AtMega16. Перемещение по меню осуществляется кнопками «влево», «вправо», «выбор». Кнопкой «ресет» осуществляется выход из любого режима работы ЗУ в главное меню. Основные параметры зарядных алгоритмов можно настроить под конкретный аккумулятор, для этого в меню есть два настраиваемых профиля. Настроенные параметры сохраняются в энергонезависимой памяти.

Чтобы попасть в меню настроек нужно выбрать любой из профилей, нажать кнопку «выбор», выбрать «установки», «параметры профиля», профиль П1 или П2. Выбрав нужный параметр, нажимаем «выбор». Стрелки «влево» или «вправо» сменятся на стрелки «вверх» или «вниз», что означает готовность параметра к изменению. Выбираем нужное значение кнопками «влево» или «вправо», подтверждаем кнопкой «выбор». На дисплее появится надпись «Сохранено», что обозначает запись значения в EEPROM. Более подробно о настройке читайте на форуме.

Управление основными процессами возложено на микроконтроллер. В его память записывается управляющая программа, в которой и заложены все алгоритмы. Управление блоком питания осуществляется с помощью ШИМ с вывода PD7 МК и простейшего ЦАП на элементах R4, C9, R7, C11. Измерение напряжения АКБ и зарядного тока осуществляется средствами самого микроконтроллера – встроенным АЦП и управляемым дифференциальным усилителем. Напряжение АКБ на вход АЦП подается с делителя R10 R11.

Зарядный и разрядный ток измеряются следующим образом. Падение напряжения с измерительного резистора R8 через делители R5 R6 R10 R11 подается на усилительный каскад, который находится внутри МК и подключен к выводам PA2, PA3. Коэффициент его усиления устанавливается программно, в зависимости от измеряемого тока. Для токов меньше 1А коэффициент усиления (КУ) задается равным 200, для токов выше 1А КУ=10. Вся информация выводится на ЖКИ, подключенный к портам РВ1-РВ7 по четырёхпроводной шине.

Защита от переполюсовки выполнена на транзисторе Т1, сигнализация неправильного подключения – на элементах VD1, EP1, R13. При включении зарядного устройства в сеть транзистор Т1 закрыт низким уровнем с порта РС5, и АКБ отключена от зарядного устройства. Подключается она только при выборе в меню типа АКБ и режима работы ЗУ. Этим обеспечивается также отсутствие искрения при подключении батареи. При попытке подключить аккумулятор в неправильной полярности сработает зуммер ЕР1 и красный светодиод VD1, сигнализируя о возможной аварии.

В процессе заряда постоянно контролируется зарядный ток. Если он станет равным нулю (сняли клеммы с АКБ), устройство автоматически переходит в главное меню, останавливая заряд и отключая батарею. Транзистор Т2 и резистор R12 образуют разрядную цепь, которая участвует в зарядно-разрядном цикле десульфатирующего заряда и в режиме теста АКБ. Ток разряда 0.01С задается с помощью ШИМ с порта PD5. Кулер автоматически выключается, когда ток заряда падает ниже 1,8А. Управляет кулером порт PD4 и транзистор VT1.

О деталях схемы автоматической зарядки

Диод Шоттки D2 можно взять из того же БП, из цепи +5В, которая у нас не используется. Элементы D2,Т1 иТ2 через изолирующие прокладки размещаются на одном радиаторе площадью 40 квадратных сантиметров. Звукоизлучатель – со встроенным генератором, на напряжение 8-12 В, громкость звучания можно подрегулировать резистором R13.

ЖКИ – WH1602 или аналогичный, на контроллере HD44780, KS0066 или совместимых с ними. К сожалению, эти индикаторы могут иметь разное расположение выводов, так что, возможно, придется разрабатывать печатную плату под свой экземпляр

Налаживание заключается в проверке и калибровке измерительной части. Подключаем к клеммам аккумулятор, либо блок питания напряжением 12-15В и вольтметр. Заходим в меню «Калибровка». Сверяем показания напряжения на индикаторе с показаниями вольтметра, при необходимости, корректируем кнопками « ». Нажимаем «Выбор».

Далее идет калибровка по току при КУ=10. Теми же кнопками « » нужно выставить нулевые показания тока. Нагрузка (аккумулятор) при этом автоматически отключается, так что ток заряда отсутствует. В идеальном случае там должны быть нули или очень близкие к нулю значения. Если это так, это говорит о точности резисторов R5, R6, R10, R11, R8 и хорошем качестве дифференциального усилителя. Нажимаем «Выбор». Аналогично – калибровка для КУ=200. «Выбор». На дисплее отобразится «Готово» и через 3 секунды устройство перейдет в главное меню. Поправочные коэффициенты хранятся в энергонезависимой памяти. Здесь стоит отметить, что если при самой первой калибровке значение напряжения на ЖКИ сильно отличается от показаний вольтметра, а токи при каком – либо КУ сильно отличаются от нуля, нужно подобрать другие резисторы делителя R5, R6, R10, R11, R8, иначе в работе устройства возможны сбои. При точных резисторах поправочные коэффициенты равны нулю или минимальны. На этом наладка заканчивается. И в заключение. Если же напряжение или ток зарядного устройства на каком-то этапе не возрастает до положенного уровня или устройство «выскакивает» в меню, нужно ещё раз внимательно проверить правильность доработки блока питания. Возможно, срабатывает защита.

Переделка БП АТХ под зарядное устройство


Схема электрическая доработки стандартного ATX

В схеме управления лучше использовать прецизионные резисторы, как указано в описании. При использовании подстроечников параметры не стабильные. проверено на собственном опыте. При тестировании данного ЗУ проводил полный цикл разрядки и зарядки АКБ (разряд до 10,8В и заряд в режиме тренировки, потребовалось около суток). Нагревание ATX БП компьютера не более 60 градусов, а модуля МК еще меньще.

Проблем в настройке не было, запустилось сразу, только нужна подстройка под максимально точные показания. После демострации работы другу-автолюбителю этого зарядного автомата, сразу заявка поступила на изготовление еще одного экземпляра. Автор схемы – Slon, сборка и тестирование – sterc.

Обсудить статью АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНОЕ

Устройство зарядно-выпрямительное бытовое типа УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1

УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ БЫТОВОЕ ТИПА УЗС-П-12-6,3

Руководство по эксплуатации.

– Прежде чем начать работу с устройством зарядным, внимательно изучите настоящее руководство.

– При зарядке или подзарядке устройство зарядное следует размещать в специально оборудованном месте или отсеке, исключающем контакт с взрывоопасными газами, а аккумуляторная батарея должна размещаться в хорошо вентилируемой зоне.

– Чтобы прекратить зарядку, нужно вначале отсоединить устройство зарядное от питающей сети, затем проводник, ведущий к аккумулятору.

– Невозможно перезарядить неперезарежаемые батареи.

– Ремонт и техническое обслуживание устройства зарядного должны производиться только в специализированных организациях, имеющих сертификат на ремонт и техническое обслуживание бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов.

– Сохранять руководство по эксплуатации до конца эксплуатации устройства зарядного.

1.1.Устройства зарядно-выпрямительные УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И» (в дальнейшем-устройство зарядное) с плавным регулированием стабилизированного тока зарядки предназначены для зарядки и подзарядки стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей типа 6 СТ и 3 СТ емкостью до 60 Ач в автоматическом и ручном режимах.

Разрешается заряжать батареи емкостью более 60 Ач, но при этом ток зарядки не должен превышать 6,3 А.

1.2.12-вольтовая батарея может заряжаться как автоматическом, так и в ручном режимах, а 6-вольтовая батарея заряжается только в ручном режиме. Последовательно соединенные две 6-вольтовые батареи заряжаются как одна 12-вольтовая батарея.

Одновременно может заряжаться только одна 12-вольтовая батарея.

1.3.Устройство зарядное позволяет определить полярность аккумуляторных батарей при отсутствии на них маркировки.

1.4.Устройство зарядное имеет электронную защиту от короткого замыкания со стороны нагрузки и ошибки полярности при подключении их к аккумуляторной батарее.

1.5.При покупке устройства зарядного требуйте проверки его работоспособности.

Проверьте комплектность устройства зарядного. Убедитесь в том, что поставлена дата продажи, подпись продавца и штамп магазина.

1.6.После хранения или перевозки устройства зарядного перед включением в сеть дайте ему прогреться до температуры окружающей среды эксплуатации в течение, не менее, 2-х часов.

2.1.Питание устройства зарядного осуществляется от сети переменного тока напряжением (220±22) В частотой 50 и 60 Гц.

2.3.Номинальное напряжение заряжаемой батареи………………………………. 12 В.

2.4.Диапазон регулирования стабилизированного тока зарядки……….от 0,2 до 6,3 А.

2.5.Условия эксплуатации устройства :

а) температура окружающего воздуха………………………………..от 10˚С до 40˚С.

б) относительная влажность воздуха до 98% при температуре 25˚С.

2.6.Габаритные размеры, мм, не более……………………………………. 255×230×100.

2.7.Масса устройства без упаковки, кг, не более………………………………………3,6.

2.8.Сведения о содержании драгоценных материалов :

В комплект поставки входят:

4.1.Органы управления и индикации устройства зарядного выведены на лицевую панель:

-в устройстве зарядном «Электроника» стрелочный индикатор предназначен для индикации величины тока зарядки.

-в устройстве зарядном «Электроника–И» величина тока зарядки определяется по маркировке, нанесенной около загорающего (включившегося) светодиодного индикатора;

-в устройстве зарядном «Электроника-М» величина тока зарядки определяется по нанесенной на панели маркировке;

-регулятор предназначен для регулирования величины тока зарядки.

-индикаторы предназначены для определения режима работы устройства зарядного.

-кнопка КОНТРОЛЬ предназначена для контроля работоспособности и запуска устройства зарядного при подключении незаряженной емкостной нагрузки, а также слабозаряженной аккумуляторной батареи.

Элементы схемы размещены в корпусе. Шнур питания и кабели нагрузки размещены в отсеке устройства.

Ручка предназначена для переноса устройства зарядного в не рабочем состоянии.

У зарядного устройства «Электроника–И» шаг индикации значения зарядного тока составляет :

– 0,5А – у12 разрядного индикатора тока;

– 1,0А – у 6 разрядного индикатора тока.

5.Указания мер безопасности

5.1.Устройство зарядное соответствует требованиям ГОСТ Р51318.14.1-99 «Совместимость технических средств электромагнитная» и ГОСТ Р МЭК 98 «Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов».

1) безнадзорная эксплуатация устройства зарядного;

2) эксплуатация устройства зарядного при снятом кожухе;

3) при работе устройства зарядного закрывать вентиляционные отверстия в его корпусе;

4) использовать предохранители самодельные и не соответствующих номиналов;

5) попадание на зажимы кабелей нагрузки электролита, во избежание нарушения их покрытия. При обнаружении на зажимах следов окисных отложений необходимо удалить их, протерев зажимы и выводы аккумуляторной батареи раствором питьевой соды или 10%раствором нашатырного спирта, а затем промыть водой и насухо протереть;

6) использовать соединительные провода и шнур питания с поврежденной изоляцией;

7) категорически запрещается использовать устройство зарядное при запуске двигателя автомобиля.

5.3.По окончании эксплуатации устройство зарядное, не подлежащее ремонту, утилизировать обычным способом – сдавать на полигон твердых отходов.

6.Проверка на работоспособность

Перед эксплуатацией устройства зарядного проверьте его на работоспособность. Для этого:

1) установите регулятор до конца влево, переключатель на режим работы РУЧ. Подключите 12-вольтовую автомобильную лампу накаливания мощностью (10-25) Вт к зажимам кабеля нагрузки.

2) подключите шнур питания к сети, при этом должен включиться (загореться) индикатор, нажмите кнопку КОНТРОЛЬ, не отпуская кнопку поверните ручку регулятора в крайнее правое положение, при этом яркость свечения лампы и индикатора должна возрастать;

3) отключите шнур питания от сети,

4) отключите лампу накаливания.

Режим зарядки батарей согласно требованиям «Инструкции по эксплуатации» батарей аккумуляторных. Рекомендуемая номинальная величина тока зарядки А=0,1С, где С – номинальная емкость батареи.

При работе с устройством зарядным соблюдайте требования безопасности согласно разделу «Введение» и разделу 5 данного руководства по эксплуатации.

Устройство зарядное функционирует только с емкостной нагрузкой. Для запуска устройства зарядного, при подключении к устройству слабозаряженной аккумуляторной батареи или незаряженной емкостной нагрузки, необходимо нажимать кнопку КОНТРОЛЬ до включения устройства (до1/3секунд), что определяется включением индикатора.

В устройстве зарядном «Электроника – М» величина зарядного тока определяется по маркировке, нанесенной на панели, а также по яркости свечения индикатора. Отклонение величины тока зарядки от маркированного значения при номинальном значении напряжения питания не более ±0,5А. При зарядке аккумуляторной батареи с наличием сульфатации значение зарядного тока может отличаться от указанного.

7.1.Работа устройства зарядного при зарядке 12-вольтовой и 6-вольтовой аккумуляторных батарей в ручном режиме.

7.1.1.Установите ручку регулятора в левое крайнее положение, переключатель на режим работы РУЧ.

7.1.2.Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.1.3.Включите устройство зарядное в сеть: должен включиться (загореться) индикатор, установите регулятором тока необходимую величину тока зарядки, при этом должен включиться (загореться) индикатор, сигнализирующий о протекании зарядного тока. Признаком окончания процесса зарядки является обильное газовыделение, кипение во всех элементах батареи, а также постоянство плотности электролита и напряжения на батарее в течение 2-3 часов.

Следует помнить, что кипение наступает также при нагреве электролита свыше 45˚С. В этом случае нужно дать электролиту остыть до 30˚С и затем продолжить зарядку.

7.2.Порядок работы при зарядке 12-вольтовой аккумуляторной батареи в автоматическом режиме.

7.2.1.Установите ручку регулятора в левое – крайнее положение. Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.2.2.Включите устройство зарядное в сеть, при этом должен включиться индикатор.

7.2.3.Установите ручкой регулятора необходимую величину зарядного тока, включается индикатор, переключатель на режим работы АВТ. Стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, индикатор отключается, а стрелка индикатора на нулевой отметке. После бестоковой паузы начинается процесс зарядки аккумуляторной батареи: зарядка-пауза-зарядка-пауза-. Длительность бестоковой паузы зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи.

7.2.4.Признаками окончания процесса зарядки являются длительные без токовые паузы, обильное газовыделение, а также постоянство плотности электролита и напряжения на аккумуляторной батарее.

Для окончательной зарядки аккумуляторной батареи рекомендуем в конце процесса зарядки перейти на ручной режим.

Стабилизация тока зарядки устройства зарядного в режиме «РУЧ.» и в режиме «АВТ.» не осуществляется при зарядке аккумуляторных батарей с наличием сульфатации электродной массы, с прорастанием сепараторов или их разрушением, с короблением электродов, с наличием вредных примесей в электролите. В большинстве случаев при этом происходит самопроизвольное неуправляемое снижение тока зарядки.

7.3.Порядок работы при определнии состояния 12-вольтовой аккумуляторной батареи.

7.3.1.Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.3.2.Подключите устройство зарядное к сети. Установите ручкой регулятора необходимую величину тока зарядки, переключатель на режим работы АВТ.

7.3.3.Включается индикатор, а стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, отключается индикатор, а стрелка индикатора на нулевой отметке. Проконтролируйте по индикаторам бестоковую паузу. Если бестоковая пауза длится (0,5-1) секунд, аккумуляторную батарею необходимо зарядить. Если бестоковая пауза длится (1-2) минуты, аккумуляторная батарея не требует зарядки.

Описанный временной режим работы устройства может не совпадать при включении аккумуляторной батареи, отработавший свой гарантийный срок, а также при следующих отклонениях в аккумуляторной батарее:

-коррозия токоотводов положительных электродов; оплывание активной массы положительного электрода; коробление электродов; прорастание сепараторов или их разрушение; короткое замыкание между электродами различной полярности; необратимая сульфатация электродной массы, наличие вредных примесей в электролите.

7.4.Определение полярности аккумуляторных батарей при отсутствии на них маркировки.

7.4.1.Подключите зажимы зарядного устройства к клеммам аккумуляторной батареи, ручку регулятора тока установите в крайнее левое положение, переключатель на режим работы РУЧ. Подключите устройство зарядное к сети. Поверните ручку регулятора тока по часовой стрелке. Если при этом включается индикатор, полярность клемм аккумулятора соответствует маркировке на зажимах кабеля нагрузки. Если индикатор не включается, поменяйте местами зажимы и произведите проверку повторно.

8.1.Устройство зарядное должно храниться в помещении при температуре окружаещего воздуха от минус 50˚до 40˚С и относительной влажности до 98% при 25˚С без конденсации влаги.

9. Гарантии изготовителя

Изготовитель гарантирует соответствие устройства зарядного техническим условиям при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения и транспортирования.

Гарантийный срок эксплуатации – 12 мес. Со дня продажи потребителю через розничную сеть, но не более 3 лет со дня выпуска устройства зарядного.

1) Устройства зарядные с нарушенными пломбами и вскрытыми крышками со знаками плавких вставок, гарантийному ремонту не подлежат.

2) На индикаторах тока типа 91С16 вследствие появления статического заряда на корпус, возможно отклонение стрелки индикатора от значения 0 без наличия тока в цепи зарядки. Для снятия статического заряда необходимо доступную часть корпуса индикатора тока протереть х/б ветошью, смоченной спиртом.

Что лучше выбрать – импульсное или трансформаторное зарядное устройство для АКБ автомобиля

Автор: Сергей Хилик

Эксперт категории “Строительное оборудование”

Почему у одного водителя зарядное устройство работает, как часики, у другого – кое-как заряжает акб, а у третьего, вообще, проблема: нужно выбросить ЗУ и срочно купить новое? Это не «фарт» и не банальная «везуха», а просто внимательность и разумность при выборе. Как говорят в народе: «Видели глаза, что покупали, теперь заряжайте…».

А между тем, не хочу вас пугать, но знайте – неправильно подобранная зарядка снижает ресурс использования вашей автомобильной батареи на 25-30 процентов. То есть, вместо ожидаемых 4-5 лет, аккумулятор прослужит 3 года. И все дело в плохой его зарядке.

Так вот, чтобы не попасть впросак при покупке и выбрать зарядное с наилучшим эффектом и отдачей, надо знать его основные рабочие характеристики и выполняемые функции.

Во многом эти показатели зависят от того, по какому принципу работает зарядное, какая технология задействована. А на сегодняшний день таких технологий всего две: импульсная и трансформаторная.

Исходя из данной предпосылки, все огромное разнообразие зарядок для автомобильного аккумулятора делятся на два больших класса:

  1. Импульсные зарядные;
  2. Трансформаторные зарядные.

Классификация зарядных устройств по принципу работы

Мы начнем знакомство именно с них, ибо трансформатор – понятие известное и понятное. Оно хорошо знакомо даже новичкам в автомобильном деле, поскольку физику в школе учили все, а сущность трансформаторной технологии не меняется уже десятилетиями. А зачем менять, если она проверена, испытана и очень надежна? А еще – довольно недорогая и вполне эффективная.

Принцип действия основа на работе трансформатора. Как помним со школы, он представляет собой магнитный стержень, на который плотно намотана обмотка. Характеристики и качество работы трансформатора зависит от количества обмоток и материала проводников. Суть состоит в том, что этот прибор работает на основе явления электромагнитной индукции. Его основная задача – преобразовывать переменный ток в постоянный.

То есть, переменный ток из стандартной сети становится постоянным, и в этом своем состоянии и заряжает автомобильный аккумулятор. К трансформатору подключен выпрямитель, он изменяет показатели напряжения. Если в розетке 220 Вольт, то трансформаторное зарядное устройство выдает на выходе не более 14-15 Вольт, что приемлемо для каждой АКБ.

Приступая к зарядке с трансформаторным ЗУ, необходимо установить показатель зарядного тока в размере 10% от емкости батареи (к примеру, емкость 50 Ампер-часов, ток зарядки 5 Ампер и т.д.). При этом напряжение будет меняться, его динамика зависит от того, насколько разряжен аккумулятор.

Итак, основные характеристики трансформаторных ЗУ:

  • Постоянный ток;
  • Динамичное напряжение.

Импульсные:
Импульс – технология современная, а поэтому более продвинутая и эргономичная. Основной ее принцип – воздействие на аккумуляторную батарею автомобиля высокочастотным током. Таким образом, подзарядка происходит путем подачи малых импульсов. Для выполнения процесса зарядки не нужен ни магнитный стержень, ни медная или алюминиевая обмотка, поэтому импульсные зарядные устройства маленькие и легкие.

По поводу показателей тока и напряжения, то конструкция этих приборов такова, что «железной и нерушимой» константы, как у трансформаторов, не существует.

  1. Заряжать АКБ постоянным током и динамичное напряжение;
  2. Выдавать постоянное напряжение и переменный ток;
  3. Или же производить комбинированную (смешанную) зарядку.

Последний принцип работы считается наиболее удачным и эффективным для батарей разного типа, как на легковых автомобилях, так и на мотоциклах или грузовых. В начале этого процесса подается постоянный вольтаж, показатель которого регулируется автоматически. Затем включается постоянный ток, величина которого контролируется автоматикой. Но такой способ возможен только на тех ЗУ, где есть автоматическая система контроля работы.

По поводу первого пункта, то именно так работает и трансформаторная зарядка. Второй способ (постоянный вольтаж) хорош тем, что сеть как бы контактирует непосредственно с батареей, поэтому можно заряжать ее частично, когда требуется лишь небольшая подзарядка. Здесь очень важен контроль происходящих этапов, а батарею желательно изъять из машины, заботясь о ее защите и своей безопасности.

Трансформаторное ЗУ: плюсы и минусы

Намагниченный стержень вместе с многочисленными витками проводов – это громоздкое сооружение. В современных трансформаторных зарядных именно обмотка занимает 90% веса и размера всего устройства. Да, получается тяжело, зато дешево и проверено многими поколениями автомобилистов.

  • Низкая цена;
  • Редкие поломки;
  • Простой и дешевый ремонт;
  • Надежная и понятная конструкция.
  • Тяжелые и большие. Настолько неудобны в транспортировке и хранении, что на автопрактике применяются все реже и реже;
  • Требуют присутствия пользователя во время зарядки и постоянного контроля процессов, что не всегда удобно;
  • Нужно четко соблюдать условие – сила тока не больше 10% от емкости АБ, иначе электролит кипит и выпускает клубы пара;
  • Каждые полчаса (или хотя бы через каждые 40-50 минут) нужно замерять силу тока;
  • Следует перед подключением определить уровень заряда самого аккумулятора.

Как видим, трансформаторные зарядные устройства – штука надежная и недорогая, но с ней нужно повозиться.

Импульсные зарядные: преимущества и недостатки

Использование импульсных зарядок дает пользователю существенные плюсы.

Их довольно много:

  • Небольшие габариты, компактность, а также легкий вес, что обусловлено отсутствием тяжелых трансформаторных витков. Эти характеристики важны при перевозке и хранении. Актуальны они и при использовании зарядки, так как с легким прибором легче управляться, чем с тяжелым;
  • Автоматизация процессов. Самая удобная импульсная зарядка – с автоматическим контролем, где все процессы управляются встроенными программами. Небольшой микропроцессор внутри определяет емкость АКБ, степень зарядки, режим и вольтаж. Это очень удобно – нет потребности в привязке к месту, где заряжается автомобиль. Не нужно все время что-то замерять, думать, прикидывать, поглядывать и рассматривать. Таких импульсных зарядок ныне выпускают большинство из представленных моделей. Но не все импульсные ЗУ – «умные», есть и попроще. Вы можете встретить в продаже импульсное ЗУ с ручными регулировками, которое требует к себе побольше внимания. Есть и модели с полуавтоматическим контролем, у которых нужно выставить параметры, а затем можно оставлять без присмотра. Поэтому при покупке обращайте внимание на тип работы – автомат, ручной или полуавтомат, и выбирайте, в соответствии с вашими пожеланиями и денежными возможностями;
  • Совершенная защитная система. В импульсных устройствах великое множество разных стабилизаторов, регуляторов, тепловых и электронных релюшек. Результат – ваша АКБ никоим образом не страдает от зарядки, ее ресурс не укорачивается;
  • Полный контроль – исключение перегрева и закипания;
  • Своевременные подсказки на дисплее, сводящие риск неполадок к минимуму. Индикация происходит, если что-то где-то не так подсоединили, или силу тока не ту выбрали. «Умное» ЗУ не только предупреждает, но еще и предлагает варианты – как решить возникшую проблему;
  • Наличие всевозможных режимов. В том числе специальный режим быстрого заряда – «BOOST». Он позволит восстановить емкость батареи за 5-10 минут. Хотя такой способ рекомендуют избирать редко, ибо он жестковат для батареи, приводит к ее преждевременному износу. Зато в случае крайней необходимости – нужно срочно ехать, а аккумулятор «сел» – скоростная зарядка как нельзя более кстати.
  • Все недостатки умещаются в одной посылке – «бьет по карману».

И, увы, не только при покупке. Дело в том, что всевозможные датчики, индикаторы и регуляторы – это хорошо для работы, но плохо при потребности в ремонте. Если возникает поломка, то восстановление прибора оказывается чревато большими денежными татами. Настолько большими, что ремонтник в мастерской рекомендует: лучше вам купить новое устройство, чем ремонтировать старое.

А по поводу цен при покупке импульсных зарядных приборов, то я считаю, что да, они высоковаты, но вполне доступные. Позволить себе «умное» многофункциональное ЗУ может любой автомобилист Украины, не говоря уже о профессионалах, работающих на СТО или в мастерской.

Выводы и советы по выбору

Итак, делая для себя выбор «импульсное или трансформаторное», вы уже четко понимаете, что в разных типах приборов действуют две совершенно различных технологии.

Эти типы зарядных устройств в корне отличаются друг от друга:

  • Конструкцией;
  • Происходящими процессами;
  • Характеристиками тока и напряжения;
  • Защитными системами;
  • Функционалом.

Что дают нам эти знания? Ответ простой – возможность правильно выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

К примеру, если вы владелец так называемой «необслуживаемой» акб, то постоянным током вы вряд ли ее зарядите. Для нее лучше использовать прибор, имеющий константное напряжение, то есть – импульсный. А вот трансформаторное устройство не подойдет, поскольку своим постоянным током оно оказывает вредное действие на электроды аккумулятора.

Если же к вашей АКБ одинаково эффективно подойдет и импульсная зарядка, и трансформаторная, тогда выбирайте, что вам предпочтительнее по таким параметрам:

  • Цена. Довольно весомый аргумент. Импульсные стоят дороже, и ремонт их недешевый;
  • Размер. Трансформаторные большие, импульсные – маленькие и легкие. Прибор можно повесить на крючок, на стену в гараже, и места он совсем не занимает;
  • Контролировать процесс самому или отдать все в руки «умной» зарядке. Отдыхать и не обращать внимания на процесс зарядки вы сможете только с импульсным устройством. Трансформаторное нужно контролировать, чтобы не было перезаряда, и не закипел электролит;
  • Стильно, круто и современно – это все об импульсной зарядке. Трансформаторная же считается пережитком прошлого, хотя это вполне надежная и проверенная годами работы технология.

В принципе, какую технологию вы б не выбрали – импульс или трансформатор, не менее важны и технические параметры прибора. Основной из них – максимальная величина тока зарядки. Тут при выборе есть множество нюансов, но, как и в трансформаторном зарядном устройстве, так и в импульсном ЗУ, ориентируйтесь приблизительно на показатель 1:10. То есть, для АКБ емкостью 75 Ампер-часов нужно зарядное устройство, выдающее ток 7,5 Ампер. Это минимум, что вам нужно.

А вообще-то советую брать зарядное с запасом по току, ведь работа на пределе возможностей в любом случае укорачивает жизнь любой технике, и зарядному устройству, в том числе. И к тому же, а вдруг вы купите новый автомобиль, а у него батарея будет более емкая? Вот зарядка с запасом пригодится.

В общем, чтобы достичь безопасного и максимально продуктивного заряда, обязательно выясните при покупке, по какой технологии работает понравившаяся зарядка. А затем определяйте пиковую величину зарядного тока, с какими батареями работает прибор, какая емкость аккумулятора допустима по максимуму, какой вольтаж зарядки, какие режимы и функции доступны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector